ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК
М.НИКОЛАЕВ
Описание картин
Раздавая ученикам открытки и
репродукции, я питал надежду, что кто-то из ребят
сможет более или менее толково описать картину.
И, как правило, два-три описания действительно
получались приличными, и главное – в них было
искреннее желание высказать свои мысли по поводу
произведений великих живописцев. Но большинство
работ меня не радовало. Хотя и заставляло
смеяться. Я убеждался в том, как страшно далеки
наши детки от мировой культуры. Однако читать
школьные опусы – весьма увлекательное занятие...
Тихая шестиклассница с вялой соломенной косой
так высказалась по поводу «Джоконды»:
«Женщина в портрете улыбается. Глаза
у нее хитренькие... Я думаю, хочет понравиться
кому-то. Или замуж хочет».
Другая барышня из этого же класса
написала о голландском натюрморте с фруктами:
«Художник гениально показал, что
фрукты очень свежие и вкусные. И еще он гениально
показал, что запивать фрукты нужно вином».
Юная гурманка имела в виду
изображенный на полотне бокал с таинственно
светящейся жидкостью.
А это уже пишет мальчик (11 лет). Ему досталась
открытка с «Автопортретом с Саскией» Рембрандта.
«На передний план художник посадил
себя со шпагой и женой. При этом художник
поднимает рюмку. Шпага у него почему-то на спине.
Я немножко не понял, как он ее вытащит, если нужно
сражаться. Жену художник посадил на передний
план и на свои ноги. На втором плане – стенка. И
тряпка. Слева от жены – стол. На столе – птица,
ножик и что-то непонятное. Жена у Рембрандта была
некрасивая и невеселая. Может, художник хотел
сказать своей картиной, что она не любит сидеть
на ногах мужа, когда он пьет вино и радуется?».
Другой ученик, отличающийся острой
наблюдательностью, написал по поводу того же
«Автопортрета»:
«Рембрат (орфография «автора». – М.Н.)
с женой одеты очень красиво, в багатую адежду, а
на стенке ничиво нет. Наверна все деньги ушли на
дарагую адежду».
Между прочим, почему бы и нет? Такое
случалось и случается сплошь и рядом. И не только
у голландских живописцев.
В седьмом классе была письменная работа после
темы «Импрессионисты». Жгучий кавказский парень
описывал «Гладильщиц» Дега.
«Женщина, которая вправо, – держит
бутылку и зевает. Женщина, которая влево, – тоже
чего-то делает»
Проверив работу, я спросил у автора
этого опуса:
– Неужели ты не понял, что они делают?
– Кто? – испугался парень.
– Ну вот эти женщины. Картина называется
«Гладильщицы». Что, по-твоему, делают
гладильщицы?
– Г-гладят? – опасливо спросил он.
– Ну конечно!
– А бутылка тогда зачем? Не-е-ет, –
семиклассник хитро улыбнулся и покачал перед
моим носом пальцем, – тут что-то друго-о-ое...
Некая Лиза К., первая красавица в
классе, не без своеобразного изящества написала
о «Девочке на шаре» Пикассо: «Картина мне очень
понравилась. Но мне кажется, что человек спереди
– не муж девочки на шаре, а просто какой-то
мужчина. Муж так не сидит».
Юра С. по поводу «Девочки на шаре»
написал откровенно издевательскую работу.
Заканчивалась она резкой и неумолимой фразой: «Полный
отстой!».
Вообще к моей просьбе обязательно указать в
письменной работе, понравилась или не
понравилась им картина, ребята относились
спокойно, не боялись высказать свое отношение к
произведениям искусства.
«“Три богатыря” мне не понравились!
– категорично заявил пятиклассник С. – Лица у
них злые, сердитые. А Алеша Попович, по-моему,
вообще испугался чего-то!»
Кстати говоря, расхожее мнение о том,
что В.М. Васнецов «должен нравиться» детям, не
подтвердилось. По крайней мере на моих уроках. В
сущности, школьники вполне равнодушны к
живописи. Вот типичный диалог между мной и
каким-нибудь шестиклассником:
– Нравится картина?
– Нормальная.
– Что ты о ней можешь сказать?
– Что художник показал, что мужчина отличается
от женщины.
– Вот молодец-то! Действительно, гениальный
художник!
– Я имел в виду одежду. Одежда у мужчины черная, а
у женщины... пятнистая какая-то...
– Ну и что?
– Ну, вот художник это и показал.
Обидно. Обидно за Огюста Ренуара (речь
шла о его картине «Деревенский танец»). И за
парня, конечно, обидно. «Нормальная», говорит,
картина! Ну, и за себя обидно: говорил, объяснял,
жестикулировал... Разбирал с классом картины,
учил их, как смотреть на произведения искусства,
а толку... «Нормальная», говорит, картина!..
Близкие меня успокаивают: «Ничего, придет время
– вспомнят они твои уроки. Не может быть, чтобы
все твои слова канули в Лету». Я слушаю и киваю. И
соглашаюсь: «Конечно, конечно...».
А Юля Р. из пятого написала: «Небо в
пейзаже очень красивое: серое и капельку
зеленоватое. Художник хотел показать, как
красиво, что вокруг: деревья, трава, дороги. Он
использовал холодные и теплые цвета. Главный
предмет в его пейзаже – крестьянин, который
ведет осла с сеном на спине...
Картина мне не понравилась...».
|