Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №36/2002

ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК

М.НИКОЛАЕВ


Описание картин

Раздавая ученикам открытки и репродукции, я питал надежду, что кто-то из ребят сможет более или менее толково описать картину. И, как правило, два-три описания действительно получались приличными, и главное – в них было искреннее желание высказать свои мысли по поводу произведений великих живописцев. Но большинство работ меня не радовало. Хотя и заставляло смеяться. Я убеждался в том, как страшно далеки наши детки от мировой культуры. Однако читать школьные опусы – весьма увлекательное занятие...
Тихая шестиклассница с вялой соломенной косой так высказалась по поводу «Джоконды»:

«Женщина в портрете улыбается. Глаза у нее хитренькие... Я думаю, хочет понравиться кому-то. Или замуж хочет».

Другая барышня из этого же класса написала о голландском натюрморте с фруктами:

«Художник гениально показал, что фрукты очень свежие и вкусные. И еще он гениально показал, что запивать фрукты нужно вином».

Юная гурманка имела в виду изображенный на полотне бокал с таинственно светящейся жидкостью.
А это уже пишет мальчик (11 лет). Ему досталась открытка с «Автопортретом с Саскией» Рембрандта.

«На передний план художник посадил себя со шпагой и женой. При этом художник поднимает рюмку. Шпага у него почему-то на спине. Я немножко не понял, как он ее вытащит, если нужно сражаться. Жену художник посадил на передний план и на свои ноги. На втором плане – стенка. И тряпка. Слева от жены – стол. На столе – птица, ножик и что-то непонятное. Жена у Рембрандта была некрасивая и невеселая. Может, художник хотел сказать своей картиной, что она не любит сидеть на ногах мужа, когда он пьет вино и радуется?».

Другой ученик, отличающийся острой наблюдательностью, написал по поводу того же «Автопортрета»:

«Рембрат (орфография «автора». – М.Н.) с женой одеты очень красиво, в багатую адежду, а на стенке ничиво нет. Наверна все деньги ушли на дарагую адежду».

Между прочим, почему бы и нет? Такое случалось и случается сплошь и рядом. И не только у голландских живописцев.
В седьмом классе была письменная работа после темы «Импрессионисты». Жгучий кавказский парень описывал «Гладильщиц» Дега.

«Женщина, которая вправо, – держит бутылку и зевает. Женщина, которая влево, – тоже чего-то делает»

Проверив работу, я спросил у автора этого опуса:
– Неужели ты не понял, что они делают?
– Кто? – испугался парень.
– Ну вот эти женщины. Картина называется «Гладильщицы». Что, по-твоему, делают гладильщицы?
– Г-гладят? – опасливо спросил он.
– Ну конечно!
– А бутылка тогда зачем? Не-е-ет, – семиклассник хитро улыбнулся и покачал перед моим носом пальцем, – тут что-то друго-о-ое...

Некая Лиза К., первая красавица в классе, не без своеобразного изящества написала о «Девочке на шаре» Пикассо: «Картина мне очень понравилась. Но мне кажется, что человек спереди – не муж девочки на шаре, а просто какой-то мужчина. Муж так не сидит».

Юра С. по поводу «Девочки на шаре» написал откровенно издевательскую работу. Заканчивалась она резкой и неумолимой фразой: «Полный отстой!».
Вообще к моей просьбе обязательно указать в письменной работе, понравилась или не понравилась им картина, ребята относились спокойно, не боялись высказать свое отношение к произведениям искусства.

«“Три богатыря” мне не понравились! – категорично заявил пятиклассник С. – Лица у них злые, сердитые. А Алеша Попович, по-моему, вообще испугался чего-то!»

Кстати говоря, расхожее мнение о том, что В.М. Васнецов «должен нравиться» детям, не подтвердилось. По крайней мере на моих уроках. В сущности, школьники вполне равнодушны к живописи. Вот типичный диалог между мной и каким-нибудь шестиклассником:

– Нравится картина?
– Нормальная.
– Что ты о ней можешь сказать?
– Что художник показал, что мужчина отличается от женщины.
– Вот молодец-то! Действительно, гениальный художник!
– Я имел в виду одежду. Одежда у мужчины черная, а у женщины... пятнистая какая-то...
– Ну и что?
– Ну, вот художник это и показал.

Обидно. Обидно за Огюста Ренуара (речь шла о его картине «Деревенский танец»). И за парня, конечно, обидно. «Нормальная», говорит, картина! Ну, и за себя обидно: говорил, объяснял, жестикулировал... Разбирал с классом картины, учил их, как смотреть на произведения искусства, а толку... «Нормальная», говорит, картина!..
Близкие меня успокаивают: «Ничего, придет время – вспомнят они твои уроки. Не может быть, чтобы все твои слова канули в Лету». Я слушаю и киваю. И соглашаюсь: «Конечно, конечно...».

А Юля Р. из пятого написала: «Небо в пейзаже очень красивое: серое и капельку зеленоватое. Художник хотел показать, как красиво, что вокруг: деревья, трава, дороги. Он использовал холодные и теплые цвета. Главный предмет в его пейзаже – крестьянин, который ведет осла с сеном на спине...
Картина мне не понравилась...».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru