МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В.Панова
С.В.СТОЛБУНОВА,
г. Ярославль
Зачетные работы по морфологии
Зачетная работа №1.
Глагол. Виды глагола
7 класс
I. Знание определений и правил
1. Почему глагол – особая часть речи:
а) его основа обозначает действие; б)
его грамматические формы обозначают действие? –
1 балл.
2. Что объединяет грамматические формы
прилагательного и глагола:
а) категория рода и числа; б) категория
лица и числа? – 1 балл.
3. Какие грамматические формы есть
только у глагола, в отличие от других частей речи:
а) число; б) род; в) падеж; г) время? – 2
балла.
4. Глагол – это часть речи, которая
обозначает... – 2 балла.
5. Все глаголы по отношению к виду
делятся на... – 2 балла.
6. Виды глагола различаются... и…….... – 2
балла.
7. Глаголы совершенного вида
обозначают действие... – 2 балла.
8. Глаголы несовершенного вида
обозначают действие... – 2 балла.
9. Видовая пара – это.... – 3 балла.
10. Двувидовые глаголы – это ... – 3
балла.
II. Проверка сформированности умения
применять знания при решении практических задач
1. Выберите из предложенного списка
только глагол:
а) бег; б) бежать; в) бегая; г) бегающий
– 3 балла.
2. Выберите из предложенного списка
глаголы, в которых лексическое значение
совпадает с грамматическим:
а) выиграл; б) позеленел; в) зависел;
г) помрачнел – 3 балла.
3. Выберите из предложенного списка
глаголы, в которых главное лексическое значение
– «речь»:
а) молвить; б) промолчать; в) ответить;
г) уснуть – 3 балла.
4. Что нужно сделать, чтобы понять,
какая из двух омоформ – глагол (например, печь
1 и печь 2):
а) просклонять; б) проспрягать
– 2 балла.
5. Соедините стрелками глаголы и
существительные, образовав глагольные
словосочетания:
запечатлеть
усовершенствовать
очинить
пеленговать
активизировать |
проект
карандаш
событие
внимание
корабль |
– 5 баллов.
6. Какие глаголы обозначают действие,
достигшее своего предела:
а) решить; б) разрешать; в) запевать;
г) пропеть – 3 балла.
7. Какие глаголы обозначают действие
без указания на предел:
а) заметить; б) выполнять; в) говорить;
г) поймать – 3 балла.
8. Какие глаголы образуют видовую пару:
а) ловить – поймать; б) идти –
пойти; в) рассказать – рассказывать; г) рисовать
– срисовать – 3 балла.
9. Найдите среди перечисленных видовые
пары, различающиеся только приставками:
а) читать – прочитать; б) получить
– получать; в) слабеть – ослабеть – 3 балла.
10. Определите ступень видового
словообразования: нулевая, первая, вторая,
третья. Поставьте соответствующие цифры над
глаголами:
белеть; уколоть; придумывать;
понапридумывать – 4 балла.
11. Подчеркните среди приведенных
двувидовые глаголы:
национализировать;
экспроприировать; мариновать; велеть – 4 балла.
12. Подберите к глаголу направленного
движения соответствующий глагол
ненаправленного движения:
тащить – ..........; катить –
.........................; бежать – ................. – 3 балла.
13. Восстановите нулевую ступень у
глаголов движения:
пробегать –
заносить –
– 3 балла.
14. Выберите глагол нужного вида и
времени:
Он (Андрий) (идти – пойти), а биение
сердца (стать – становиться) сильнее, сильнее при
одной мысли, что (видеть – увидеть) ее опять, и
(дрожать – задрожать) молодые колени. Пришедши к
возам, он совершенно (забыть – позабыть), зачем
(приходить – прийти): (подносить – поднести)
руку ко лбу и долго (тереть – потереть) его,
стараясь (припомнить – припоминать), что ему
нужно (делать – сделать). (Н.Гоголь. Тарас
Бульба) – 10 баллов.
ОТВЕТЫ:
I
1. б) его грамматические формы
обозначают действие.
2. а) категория рода и числа.
3. г) время.
4…. процессуальный признак предмета.
5. .....глаголы совершенного и
несовершенного вида.
6. ........грамматическим значением и
системой форм времени.
7. ....достигшее своего предела.
8. ...без указания на его предел.
9. .... два глагола, которые различаются
только значением вида.
10. ...глаголы, у которых видовые
различия внешне не выражены.
II
1. б) бежать.
2. а) выиграл.
3. а) молвить; в) ответить.
4. б) проспрягать.
5. запечатлеть событие
усовершенствовать проект
очинить карандаш
пеленговать корабль
активизировать внимание
6. а) решить; г) пропеть.
7. б) выполнять; в) говорить.
8. а) ловить – поймать; в) рассказать
– рассказывать.
9. а) читать – прочитать; в) слабеть
– ослабеть.
|
0 |
1 |
2 |
3 |
10. |
белеть; |
уколоть; |
придумывать; |
понапридумывать. |
11. национализировать;
экспроприировать; велеть.
12. тащить – таскать; катить – катать;
бежать – бегать.
13. пробегать – пробежать – бежать;
заносить – носить (брюки); заносить – занести –
нести (мебель).
14. Он (Андрий) шел, а биение сердца
становилось сильнее, сильнее при одной мысли, что
увидит ее опять, и дрожали молодые колени.
Пришедши к возам, он совершенно позабыл, зачем
пришел: поднес руку ко лбу и долго тер его,
стараясь припомнить, что ему нужно делать.
(Н.Гоголь. Тарас Бульба)
Продолжение следует
|