Я ИДУ НА УРОК
С.Г.ПАЛЬМИНОВА,
Республика Марий Эл
Путешествие в княжество
Существительное
(Урок-повторение)
5 класс
Цели: 1) образовательная –
повторение, обобщение и систематизация знаний по
разделу «Имя существительное»;
2) развивающая – развитие речи учащихся
(письменной и устной): составление предложений,
текста;
3) воспитывающая – воспитание любви к природе, к
прекрасному, интереса к русскому языку.
Форма: дидактическая
игра-путешествие.
Оборудование: карта путешествия,
билеты с заданиями, карточки, грамзапись.
Где-то во Вселенной существует
волшебное королевство Лингвиния, где Язык
является могущественным, храбрым королем.
Грамматика – строгой, любящей порядок королевой,
у которой целая свита принцев и принцесс.
Морфология – одна из прекраснейших принцесс
этого королевства. Именно от нее зависит, в каком
наряде, в каких доспехах должны выступать
преданные ей слуги, которых зовут
Существительное, Прилагательное, Глагол,
Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог,
Союз, Междометие. Каждый из слуг живет в
отдельном княжестве. Мы с вами совершим
путешествие в княжество под названием
Существительное. Каждый обитатель его –
волшебник, умеющий называть сущность всего, что
окружает нас в мире. Поезд уже ждет нас, но, чтобы
сесть в поезд, нужно купить билет, а его
предлагают лишь тому, кто справится с заданием.
Задание. Закончите предложения,
определите, каким членом предложения являются
встретившиеся вам существительные:
а) Весна, лето, осень, зима – ...
б) Тополь, береза, ель – ...
в) Брусника, черника, земляника – ...
Какими еще членами предложения могут
быть существительные? Приведите примеры.
– С заданием команды справились.
Билеты куплены. Каждая команда занимает вагон и
тут же даем ему название.
Внимание! Сказочный поезд отправляется. На
станциях вас будут проверять контролеры, поэтому
будьте готовы. Первая остановка – станция Число.
Задание. Давайте посмотрим, какие
продукты вы взяли с собой в поход.
а) Молоко, сахар, чай...
(употребляются только в ед. ч.).
б) Консервы, макароны... (употребляются только
во мн. ч.)
Пополните каждый из списков.
Задание. Умеете ли вы играть в
шахматы? Какие еще настольные игры можно было бы
с собой взять? В каком числе употребляются их
названия?
– Вот и станция Число. Поезд стоит 5
минут. Контролер проверяет, в порядке ли ваши
«документы».
Задание. (У доски по одному
человеку из команды, остальные члены команды
выполняют задания на месте.)
Поставьте существительные ед. числа во мн. число,
обозначьте окончания.
Звено
книга
жеребенок
профессор
край |
крыло
окно
поле
инженер
лисенок |
друг
конь
стол
медвежонок
мастер |
Задание. Поставьте
существительные в ед. ч., подберите к ним
прилагательные.
Образец: ежи--> колючий еж.
Мячи
котята
песни
окна |
ключи
земли
облака
цыплята |
овраги
рощи
деревья
мышата |
Какие окончания могут иметь
существительные во множественном числе?
С помощью каких суффиксов образуются некоторые
существительные множественного числа?
Какой признак бывает трудно, а иногда и
невозможно определить у существительных во
множественном числе?
С заданиями справились, контролер
никого не высадил.
Поезд отправляется дальше, а на улице, за окнами
вагонов весна. И впереди весенний лес, который
начинает просыпаться от яркого солнышка,
появляются первые цветочки. Если не остановимся
в этом лесу и не полюбуемся этими подснежниками,
то мы не увидим весну и наш сказочный поезд не
сможет довезти нас до сказочного государства.
Поезд останавливается на 5 минут.
(Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена
года».)
Задание. Посмотрите на эти
проталинки, распустившиеся первоцветы,
послушайте жаворонков. Составьте небольшой
рассказ из 4–5 предложений, используя
существительные весна, солнце, лес, подснежник.
(Каждая команда выбирает лучший вариант
рассказа, жюри определяет
команду-победительницу.)
Мы отдохнули, подышали весенним воздухом, поезд
отправляется, и впереди станция Род. Стоянка –
6 минут. Контролер проверяет «билеты».
Задание. (У доски по одному
представителю от каждой команды.)
Подберите к словам противоположные по смыслу
существительные, определите род. С любым из
существительных составьте предложение.
Друг –
ночь –
радость –
холод –
утро – |
свет –
юг –
вход –
дружба –
начало – |
добро –
правда –
шум –
небо –
жизнь – |
Как называются противоположные по
значению слова?
Задание. Вставьте пропущенные
буквы, определите род существительного.
(Представители команды получают по карточке.)
I карточка. Золот_ м_даль,
солдатск_ ш_нель, звучн_ р_яль.
II карточка. Высок_ тополь, вкусн_
кофе, красив_ тюль.
III карточка. Жарен_ картофель,
вкусн_ кака_, яблочн_ повидл_.
Задание. (Устно отвечают капитаны
команд; побеждает самый полный ответ.)
Апрель, апрель.
На дворе звенит капель.
(С.Маршак)
Какого рода существительное капель?
Докажите.
Что мы знаем о роде существительных?
Справившись со всеми заданиями, все
команды в полном составе следуют дальше. А чтобы
не скучать – играют в слова.
Задание. Я буду называть
нарицательные существительные, а вы к ним –
собственные.
Город
река
деревня
озеро
журнал |
собака
поэт
сказочник
книга
имя |
фамилия
газета
мультфильм |
Какие существительные относятся к
нарицательным, собственным? Как они пишутся?
Задание. Какие существительные
отвечают на вопрос кто? Как они называются?
Приведите примеры слов, которые в различных
значениях могут быть как собственными, так и
нарицательными; придумайте с ними предложения.
Образец: Сережка носит в ухе
сережку.
Все занимают свои места в вагоне. Мы
подъезжаем к станции Склонение. Стоянка – 6
минут. Вот и контролер...
Задание. Выпишите из стихотворения
А.Фета «Это утро, радость эта...» по 5
существительных.
I карточка: сущ. I склонения.
II карточка: сущ. II склонения.
III карточка: сущ. III склонения.
Почему контролер предложил именно это
стихотворение?
А что такое склонение?
Как правильно определить склонение?
Какие существительные относятся к I, II,
III склонению?
Поезд отправляется. Следующая станция
– Падеж, там живут братья-падежи. Вы не забыли,
как их зовут?
– А знаете ли вы, что кое-кто с ними не в
ладах? Вот послушайте.
Г.Граубин. «Ленительный падеж».
(Чтение стихотворения по ролям.)
А вот и станция. Здесь контролер
строгий! На этой станции поезд простоит 10 минут.
Задание. Выпишите существительные,
определите род, число, склонение и падеж
существительных.
I карточка
Весною мы ходим по лугам и лесам. Шумят
деревья, начинают зеленеть кусты, из земли
пробивается травка. Может показаться, что
растения мало чем отличаются одно от другого.
Даже деревья одинаковые. Только одни с листьями,
а другие с иглами.
II карточка
Вот и возвратилась к нам весна. Заметно
потеплело. Весеннее солнце согревает прозябшую
за зиму землю, сгоняет последний снег. С
пригорков сбегают звенящие ручьи.
III карточка
Здравствуй, весна! Наступают чудесные
дни. В лесах зацветают орешник, ольха, ива. По
лесным опушкам, по склонам оврагов появились
подснежники2.
– Как правильно определить падеж
существительных?
Задание. Поставьте
существительные в родительном, дательном и
предложном падежах:
I – лекция; II – санаторий;
III – здание.
Задание. (Выполняют капитаны
команд.) Просклоняйте по падежам существительные
лес, солнце, весна.
Задание. (Выполняют все остальные.)
Вставьте пропущенные буквы и определите падеж,
выделите окончания существительных.
I: плыли на лодочк_
капало с крыш_
струился по долин_
сидит у речк_
появились на полянк_
Когда у существительного I склонения в
ед. ч. пишется окончание -и, а когда – -е?
II: о весеннем денечк_
в зеленом наряд_
сидит на листик_
живет в скворечник_
говорил о дождик_
Когда у существительных II склонения в
ед. числе пишется -е, а когда – -и?
III: просил о помощ_
искал до ноч_
лежать на скатерт_
полосы от гряз_
беспокоиться о дочер_
Расскажите о правописании падежных
окончаний существительных III склонения.
Задание. Когда после шипящих в
именах существительных пишется на конце мягкий
знак, а когда он не пишется?
Приведите примеры.
Задание. Поставьте
существительные в творительном падеже
единственного числа.
I: врач
товарищ
шалаш |
II: плащ
сердце
задача |
III: полотенце
палач
малыш |
Когда в окончаниях существительных
после шипящих и ц пишется -о, а
когда – -е?
Мы уже все ближе и ближе прибываем к княжеству
Существительное. Но мы должны преодолеть еще
одно испытание, чтобы попасть во дворец, где
живет существительное.
Задание. Произведите
морфологический разбор существительного.
I: В эти мартовские дни на снежной скатерти
увидишь голубые тени.
II: Весенние ветерки пахли свежей травой
и птичьими гнездами.
III: От каждого дерева тянется на снегу
голубая лента.
Ну вот и открылись ворота во дворец,
где нас ждет Существительное. Мы все доехали,
никого не потеряли. Сказочный поезд добрался до
места назначения.
|