МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Н.ШАПИРО
Продолжение. См. № 4, 8,
12, 16, 18, 20/2002
Полезные мелочи
После летних каникул мы возобновляем
рубрику «Полезные мелочи». По-прежнему ждем от
вас, дорогие коллеги, поступлений в нашу общую
копилку.
1. Добавим круги и стрелы
Мне очень хотелось разнообразить
орфографические задания на уроках русского
языка. Арсенал мой был небогат. Ну, напишем слово
несколько раз под диктовку, ну, предъявим его с
пропущенными буквами и попросим восстановить.
Можно задать лексическое значение нужного слова
подбором синонимов или антонимов. И все.
И вот как-то раз я прочитала в журнале
«Русский язык в школе» рекомендации, которым
потом с удовольствием следовала. (Дело было много
лет назад, и, к сожалению, я не помню автора так
понравившейся мне статьи. Если читатели сообщат
его имя, газета его обязательно обнародует.)
Предлагалось при изучении словообразования и
связанных с ним правил правописания изображать
приставки графически – с помощью кружков и
стрелок.
Каждый такой значок легко
расшифровывается и запоминается, потому что
содержит указание на пространственное значение
приставки, но при этом годится для обозначения
приставки в любом из других ее значений. Иными
словами, значком мы обозначим приставку и в слове
разбежались, и в словах раскричались и рассчитали.
С помощью таких значков можно на любом
уроке очень быстро и эффективно позаниматься
орфографией и словообразованием. Задание на
доске может выглядеть так:
Что хорошего в такой форме задания?
Во-первых, в ней есть некоторая новизна, а это
всегда приятно. Во-вторых, это – ненавязчивое, но
настойчивое напоминание о том, что слово состоит
из морфем – значимых элементов. В-третьих, перед
учениками нетрудная, но все же задачка, требующая
некоторых умственных усилий и, соответственно,
приносящая удовольствие, когда решена и «слово
найдено». В-четвертых, здесь требуется иная
степень орфографической бдительности по
сравнению с диктантом, где опасность грозит
буквально отовсюду, и обычным упражнением, где
опасность обозначена скобками или многоточием.
Записывая слово по нашему заданию,
ученик должен всегда держать в уме ограниченную,
но значительную группу правил, связанных с
правописанием приставок и букв на стыке
приставки и корня. Разумеется, задания можно
усложнять, подбирая трудные корни, предлагая
записать с полученными словами словосочетания и
т.п.
2. Вот бы знать наперечет!
Каждый учитель знает, какая трудная
тема производные предлоги. Запоминать предлоги,
пишущиеся слитно, Светлана Геннадьевна
Зелинская предлагает с помощью рифмовки:
Слитно пишутся предлоги:
НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
еще НАПОДОБИЕ,
знаю все наперечет:
ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ.
А Елена Алексеевна Кантур
рассказывает, что рисовала на доске такую
табличку:
Эту же табличку ученики периодически
воспроизводили на доске и в тетрадях.
3. Пол-Юли
Как запомнить правило правописания
сложных слов с первым корнем пол-? Очень
эффективный способ придумала Светлана Маратовна
Евграфова. Записывая примеры на дефисное
написание таких слов, рядом с первой строчкой
(скажем, пол-Парижа, пол-Европы), пишем ЗГЛ
(дефис – перед заглавной буквой второго корня),
рядом со второй (пол-апельсина, пол-яблока) –
ГЛ (перед гласной), рядом с третьей (пол-листа) –
Л.
Итак, ЗГЛ – ГЛ – Л (или даже просто ЗГЛ)
– и все правило как на ладони.
А Елена Васильевна Лукашевич и ее
ученики называют его «правилом Юли» и записывают
так:
(т.е. опять наглядно представлены все
случаи написания дефиса в словах с первым корнем пол-,
только в другом порядке: заглавная буква, Л,
гласная).
4. Проверено. Столько-то мин
Константин Иванович Прохоренко из
Зеленограда пишет нам: «Я пришел к выводу, что
никаких непроверяемых гласных не существует, все
могут быть проверены. Почему кОрабль, лЕйтенант,
рИсунок, сЕкунда, мИнута? Потому что линкор,
старлей, рис. 2, столько-то мин. и столько-то сек.».
5. Бить? Не бей!
Этот же опытный методист напоминает о
том, что «глупенькое и крохотное правило»: измени
слово или подбери родственное, чтобы безударный
гласный оказался под ударением, – во многих
случаях бесполезно, а то и вредно, если
предварительно не разобраться с чередующимися
гласными: «В учебниках начальных классов детям
предлагается проверять ударением слова выш_вать,
нал_вать, заб_вать, как будто все обязательно
подберут слова шить, лить, бить и никто не
попытается проверять их словами шей, бей, лей».
Продолжение
|