АНАЛИЗ ТЕКСТА
А.Ю. РЕЗВАЯ,
г. Челябинск
Продолжение. Начало см. в № 32/2002
Слово в тексте
V. Обобщение материала по причастиям
Вспомним, что мы говорили о причастиях
и причастных оборотах. Чем же они привлекают
писателей и поэтов? (Причастие и причастный
оборот не только образно описывают предметы,
явления, но и представляют их признаки в
динамике, в процессе становления, развития,
изменения. Объясняется это тем, что эти
конструкции соединяют в себе энергию глагола и
описательную экспрессию прилагательного.)
VI. Деепричастие в художественном
тексте
Еще одна глагольная форма –
деепричастие. Выясним, какую роль оно играет в
художественных текстах.
Прочтите стихотворение И.Северянина:
Вы понимаете, что значит
Просолнеченная капель? –
Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель.
О, зиму смерть не озадачит:
Растаять – план ее и цель.
Сначала давайте присмотримся к
причастию просолнеченный. От какого глагола
оно образовано? (Просолнечить.) Правда, в
словаре мы такого слова не найдем, это авторский
неологизм; он похож на просолить, проперчить
и означает «пропитать солнцем», но в то же время
напоминает прилагательное солнечный. Чем это
прилагательное отличается от причастия? (Прилагательное
может означать «полный солнца», а причастие –
«пропитавшийся солнцем»; во втором ярче
представлен процесс воздействия солнца на
капель.)
Теперь назовите деепричастия и деепричастные
обороты, встретившиеся в этом стихотворении. (Учащиеся
называют деепричастие и деепричастный оборот.)
Проведем эксперимент. Замените эти конструкции
соответствующими глаголами.
Измененный текст:
Зима смеется, от счастья плачет,
Весны качает колыбель.
Что изменилось при этом? (Стихотворение
теряет живописность. Появляются однородный ряд
сказуемых, интонация перечисления.)
Какова же роль деепричастия и деепричастного
оборота в художественном тексте? (Эти формы
помогают описать сложные действия, которые
производятся неразрывно, одновременно (плачет,
смеясь и качая), помогают живописать
образ зимы – матери, которая любовно нянчит свое
юное дитя – весну).
Прочитаем еще одно стихотворение – «Лодорский
водопад». Оно написано английским поэтом
Робертом Саути. Какую роль играют в этом тексте
деепричастия?
В чем необычность стихотворения? (Состоит
из 48 одиночных деепричастий и одного
деепричастного оборота.)
Какой художественный эффект достигается
использованием такого количества деепричастий? (Картина
водопада становится зримой, образной,
озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и
бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают
разнообразные характеристики действию. Действия
характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку,
движению.)
ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром
Лодоре!
(Перевод А.Шмульяна)
Найдите в тексте деепричастия, которые
обозначают добавочные действия по:
а) слуховым впечатлениям (журча, шипя,
кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя,
гремя);
б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая,
мелькая, меняясь);
в) движению (струясь, крутясь, сливаясь,
вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь,
встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
г) аналогии с человеческими качествами (ворча,
резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя,
шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).
Найдите контекстные антонимы. С какой
целью употребляет их поэт? (Делясь, дробясь –
обнимаясь, сливаясь, сплетаясь, встречаясь.
Создают образ динамичного течения, меняющего
свое движение.)
Какие еще художественные приемы для
создания образа водопада использует поэт? Что
они придают тексту? (Графические средства
выразительности: стихотворение записано в виде
пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком
воды; звукопись помогает услышать нам
низвержение водопада. Преобладают следующие
звуки: шипящие <шипя, шурша, морщинясь,
дрожа>, свистящие <сплетаясь, звеня,
взметаясь и т.д.>, сочетания звуков
[рч], [взд], [бр], [рк], [кр], [др] <дрожа, вздуваясь,
вздымаясь, крутясь, бросаясь>.)
VII. Работа с деепричастным оборотом
Сейчас нам нужно охарактеризовать
роль деепричастных оборотов в создании
художественного текста. Перед вами отрывок из
произведения В.Тельпугова.
Сегодня в прозрачном московском небе
проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл
медленно, на ходу выравнивая строй, как-то
несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев
последние песчинки и роняя легкие пушистые
перья. Вожак не мигая смотрит только вперед, за
дымку горизонта, остальные, тоже не мигая, – вниз,
окидывая долгим пристальным взглядом, может
быть, в последний раз проплывающую под крыльями
родную землю. Поэтому-то и плывут они так
медленно!
Определите стиль текста и тип речи. (Художественный,
описание.)
Какие синтаксические конструкции использует
автор для описания полета журавлей? (Однородный
ряд деепричастных оборотов.)
С какой целью употребляет этот однородный ряд
писатель? (Деепричастный оборот позволяет
описать тончайшие штрихи в движении вереницы
журавлей, действия медленно набирающих высоту
птиц. Отсюда неторопливость, размеренность в
описании. Деепричастный оборот позволяет
дорисовать движение, описать более сложное
основное действие.)
VIII. Стилистический эксперимент
Проведем стилистический эксперимент с
отрывком из произведения А.К. Толстого.
Когда вся толпа, смеясь и разговаривая,
ускакала за царевичем, он надел шапку, влез опять
на коня и шагом поехал ко двору.
Парень смотрел разиня рот и не говорил ни слова.
Дружина Андреевич, отслушав молебен, вошел в
добром платье, в парчовом халате, с собольей
шапкою в руках.
Вскочив в седло, князь полетел с полумертвой
боярыней, а за ним, гремя оружием, полетели его
холопы.
Старик прилег к земле и, еще задыхаясь от страха,
стал шептать какие-то слова.
Замените деепричастные обороты,
встречающиеся в тексте, придаточными
обстоятельственными конструкциями.
Измененный текст:
Когда вся толпа скакала за царевичем,
она смеялась и разговаривала; он надел шапку,
влез опять на коня и шагом поехал ко двору.
Парень смотрел разиня рот и не говорил ни слова.
Когда Дружина Андреевич отслушал молебен, он
вошел в добром платье, в парчовом халате, с
собольей шапкою в руках.
Когда князь вскочил в седло, он полетел с
полумертвой боярыней, а холопы гремели оружием,
когда летели за ним.
Старик прилег к земле и стал шептать какие-то
слова, хотя еще задыхался от страха.
Что происходит с текстом? (Чтение и
восприятие такого текста затруднено, фразы
громоздкие, тяжелые, неповоротливые.)
Является ли выражение разиня рот
деепричастным оборотом? (Нет, это застывшая
форма деепричастия, которое входит во
фразеологическое сочетание.)
Объясните значение этого фразеологизма. («С
удивлением».)
Назовите другие фразеологические единицы, в
составе которых есть деепричастие. (Бежать
высунув язык; бежать сломя голову; делать
что-либо спустя рукава; жить припеваючи; работать
засучив рукава; работать не покладая рук; сидеть
сложа руки.)
Мы с вами выявили способность
деепричастия застывать во фразеологизмах –
ярких образных средствах.
IX. Выводы
Итак, сделаем выводы о функциях
деепричастия и деепричастного оборота в
художественных произведениях.
1. Деепричастие при создании
художественного текста часто является
выразительным средством. Оно дорисовывает
движение.
2. Деепричастие помогает описать более
сложные действия, которые мыслятся как
неразрывные, осуществляемые одновременно.
3. Деепричастный оборот позволяет
сжать громоздкую фразу, сосредоточивая внимание
на действии.
X. Заключение
Поэты и писатели активно используют
глагольные формы, которые являются яркими
выразительными средствами при создании
художественного текста.
|