Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №38/2002

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

М.НИКОЛАЕВ


Надежный товарищ

Среди огромного количества вышедших за последние годы словарей и справочников не так уж много историко-бытовых словарей. А ведь такая справочная литература совершенно необходима и для школьников, слабо разбирающихся в реалиях ушедших веков, и для учителей, которые, естественно, не могут знать все нюансы пушкинской или, скажем, гоголевской эпохи. С другой стороны, такого рода познавательный материал чрезвычайно полезен для художников, иллюстрирующих русские классические произведения, театральных режиссеров и просто для добросовестных читателей, желающих понимать каждое прочитанное слово, ясно представлять себе, как, например, выглядел малахай, или выяснить, в чем же конкретно заключалась афера Чичикова.

«Российский историко-бытовой словарь», составленный Л.В. Беловинским (Студия «Тритэ», рио «Российский Архив», 1999) – незаменимая книга для тех, кто изучает русскую классику. Чтобы избежать банальных славословий по адресу автора словаря, приведу лишь два примера, которые, на мой взгляд, лучше всего покажут достоинства этой замечательной книги.

Очень часто в произведениях русских писателей упоминается ломберный стол. В толковых словарях говорится, что это «обтянутый сукном раскладной стол для игры в карты». Казалось бы, все ясно. Но в историко-бытовом словаре Беловинского есть такие дополнения: «Обычно ломберные столы стояли в сложенном виде в гостиной у стены, при гостях раскрывались для игры и расставлялись. На ломберных столах раскладывались мелки для записи взяток на сукне, круглые щеточки для стирания записей». Стоит ли говорить, как важны эти вроде бы незначительные детали для режиссеров или художников, воссоздающих на сцене, в кино или в книжных иллюстрациях образ жизни русского дворянства. Кстати сказать, эта словарная статья (как и многие другие статьи издания) снабжена рисунком описываемого предмета.

Но если выражение ломберный стол можно найти и в других словарях, то, скажем, об офицерских судах чести навряд ли можно узнать в каком-либо справочнике. Л.В. Беловинский обстоятельно и подробно описывает это явление в жизни старорежимного офицерства, рассказывает, когда были учреждены эти суды, что подлежало разбирательству таких судов, как они происходили и т.д.

Таких интересных, подробных и доступно изложенных словарных статей в этой книге около четырех тысяч! Повторюсь: большое значение имеет иллюстративный материал, благодаря которому можно, например, разобраться во всех частях конской упряжи или узнать, как выглядела крылатка.

Являясь по профессии художником-иллюстратором, я часто обращаюсь к словарям, иллюстративным изданиям и энциклопедиям, чтобы по возможности точно изобразить, как выражались раньше, «физиогномию» того или другого исторического периода. Когда я беру с книжной полки «Российский историко-бытовой словарь» Беловинского, я каждый раз ощущаю уверенность в том, что он, как старый надежный товарищ, всегда поможет мне в работе и, что не менее важно, доставит мне истинное удовольствие, приблизив к тому времени, когда существовали офицерские суды чести, точками отсчета были церковные праздники, а выражение ваш покорный слуга никому не казалось унизительным.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru