Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №38/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.М.ЕВГРАФОВА


В поисках общего знаменателя

В лицейских классах РГГУ работают по двум программам – четырехгодичной и двухгодичной. В этом году я (после долгого перерыва) пришла к «двухгодичникам». И вот передо мной тридцать два человека, учившихся в разных школах, у непохожих учителей. Мои новые ученики сдали государственный экзамен по русскому языку, но знания у них... скажем так: пестрые. Одни в сложном тесте делают всего лишь пару пунктуационных ошибок, другие ставят запятые везде, где есть пауза, третьи ничтоже сумняшеся пишут пресудствовать и размышляют, как правильно: медецина или мидицина? Впереди у нас два года. Чем мы их заполним?

Родители полагают, что моя задача – натренировать их чад так, чтобы те справились с любым тестом. Но мне, учителю, было бы скучно и стыдно в течение двух лет заниматься натаскиванием; хотя для меня грамотность ученика значит очень много, я мечтаю рассказывать им о парадоксах языка, учить думать. Чего хотят сами ребята? Всего сразу. Они пишут в анкетах, что для них важно подготовиться к поступлению в вуз, при этом не любят домашних заданий, но, слава богу, благодаря молодости они пока остаются нормальными любознательными существами, которым нравится узнавать о мире что-то новое.

Как же найти ту равнодействующую, которая уравновесит все стремления и интересы, столкнувшиеся волею судеб в моем пестром десятом классе? Как привести моих учеников, сильных и слабых, старательных и ленивых, к общему знаменателю? Какой фундамент подвести под наши занятия?

По моему глубокому убеждению, фундаментом курса русского языка в старших классах должна быть словесность, работа с текстом (художественным, научно-популярным, публицистическим). А общим знаменателем должно стать слово – удивительное, многогранное, известное и неизвестное в равной степени отличникам и двоечникам, простое и очевидное до смешного, но становящееся бездонным, как только начинаешь приглядываться к нему повнимательнее.

Вот несколько поучительных этюдов о слове, которые я предлагаю вниманию читателей.

Этюд 1. К определению слова

Учитель начинает беседу с вопроса: «Знаете ли вы, что такое слово? По каким признакам вы определяете, что перед вами слово?». Затем можно предложить ученикам записать под диктовку предложение Преподаватель притворно нахмурился, но через минуту не выдержал и рассмеялся и определить, сколько в нем слов. (Разумеется, самый отчаянный лентяй записывает его на доске и комментирует все орфограммы и пунктограммы.)

Важно, чтобы ребята осознали, что первый критерий, на который мы обращаем внимание, – это графическая целостность, наличие/отсутствие пробелов на письме. Кроме того, ученики должны сформулировать мысль, что предлоги (например, через), союзы (к примеру, и, но), частицы (скажем, не) являются отдельными словами, причем не только и не столько потому, что пишутся с пробелом, но из-за того, что являются отдельными частями речи, имеют собственное грамматическое и лексическое значение.

Следующий шаг – почувствовать зыбкость графического критерия. Продиктуйте классу два коротких предложения:

Он живет поблизости.
Он живет по соседству.

Правильно ли считать, что в первом три слова, а во втором – четыре? Компьютер считает именно так, он имеет дело только с графическими словами, внутри которых пробелов не бывает.

Но ведь подчеркнутые единицы – синонимы, имеют практически идентичные значения (‘рядом’), хотя одно считается наречием, а другое – наречным сочетанием существительного с предлогом. Почему? Ведь между «словами» по и соседству в составе наречного сочетания даже нельзя вставить никакого другого слова, сочетание неразрывно! Значит, это чистая условность, базирующаяся на орфографической традиции, которая в данном случае противоречит семантическому (смысловому) критерию определения слова.

Семантический критерий – «слово должно соответствовать одному понятию» – подталкивает нас к тому, чтобы считать единым словом не только слитно пишущиеся предлоги ввиду и вследствие, но и раздельно пишущиеся предлоги в течение, в продолжение, на протяжении и им подобные. Продиктуйте классу:

В течение последних двух месяцев в беспокойном Н-ском районе не было ни преступлений, ни каких бы то ни было неприятных инцидентов, и за одно это участковый Курицын испытывал признательность к высшим силам. Он не был склонен считать, что обстановка улучшалась вследствие неустанно проводимых им мероприятий, но на всякий случай по-прежнему приглядывал за неблагополучными дворами и квартирами, а заодно расспрашивал старушек насчет подозрительных приезжих и прохожих.

При проверке ребята должны обратить внимание как на написание выделенных единиц, так и на то, можно ли считать их словами, а если можно, то в соответствии с каким критерием – графическим и/или семантическим.

Семантический критерий очень важен, но в любом языке существует мощный пласт единиц, которые не принято считать словами, хотя в смысловом отношении они заведомо нечленимы: это фразеологизмы (вспомним: бить баклуши, держать нос по ветру, вешать на кого-либо всех собак) и идиоматические выражения (претворить в жизнь, предаться размышлениям и т.п.).

Помимо собственно теоретической проблемы – возможности конфликта между двумя критериями определения слова, мы невольно затронули проблему орфографическую: слитное – раздельное – дефисное написание слова. Предложим ребятам задуматься о функции дефиса: превращает ли он два слова в одно? В качестве примеров вначале рассмотрим такие:

1) кто-то, кое-что, какой-нибудь, где-либо;

2) по-хорошему, по-русски, по-волчьи, по-старому.

Во всех этих случаях – обе группы слов образованы благодаря смысловому сращению служебной части речи (частицы, предлога) со знаменательной (местоимением, наречием, застывшей падежной формой прилагательного) – написанное через дефис представляет собой единое понятие (семантический критерий определения слова), и дефис вроде бы «вытесняет» пробел, создавая графические условия, позволяющие считать каждую вновь образованную единицу словом.

Теперь рассмотрим еще одну группу слов:

3) туда-сюда, такой-сякой, подобру-поздорову, море-океан.

В ней представлены не подкрепленные морфологическими средствами фразеологизированные соединения двух полнозначных синонимов. Семантический критерий выполняется, дефис поддерживает новые границы слова графически, однако каждая из составляющих сохраняет свое исходное ударение. И здесь мы сталкиваемся с еще одним критерием определения слова – фонетическим. Дело в том, что в русском языке слово обычно имеет одно ударение, а безударные слоги редуцируются. А каждое из приведенных выше слов представляет собой соединение двух фонетических слов. Дефис подчеркивает смысловую нерасчлененность понятия, обозначенного двумя «половинками» каждого слова, и в то же время «охраняет» их относительную самостоятельность (ср. также философский термин не-я).

Обратимся к другим примерам:

4) черно-белый, бледно-зеленый, церковно-славянский, юго-запад, выпукло-вогнутый.

В этих словах тоже два ударения, но их «словесная» сущность подкрепляется морфологически: в них есть соединительные гласные, они изменяются как единое целое – в отличие от прилагательных и существительных, входящих в третью группу (ср.: письмо такому-сякому, на море-океане). Таким образом, мы обнаружили еще один критерий определения слова – грамматический, или морфологический (его называют также критерием цельнооформленности слова).
Что касается дефиса, то его появление в словах этого типа обусловлено только орфографической традицией и функциональной нагрузки не несет. Если присмотреться к словам, пишущимся слитно, то и среди них легко обнаружить слова с двумя и более ударениями (они отвечают всем критериям, кроме фонетического):

5) дикорастущий, древнерусский, мясоперерабатывающий, неудобоваримый;

6) аэровокзал, телепередача, автомотогонки.

Но бывает и наоборот: мы говорим уехать за город, схватиться за голову, и два слова, определяемых графически и семантически, объединяются в одно фонетическое.

Изредка случается, что в конфликт с «соседями» вступает такой, казалось бы, прозрачный критерий, как морфологический: например, слово пятьдесят отвечает графическому, семантическому и фонетическому критериям, но морфологически состоит из двух слов (это видно по падежным формам пятидесяти, пятьюдесятью, в которых представлены два окончания).

Итак, «идеальное» слово должно удовлетворять всем четырем критериям:

– семантическому,
– графическому,
– морфологическому,
– фонетическому.

В реальности многие слова отвечают лишь части критериев. Предложим ребятам проанализировать следующие слова и выражения:

восемнадцать, восемьдесят, двести двадцать, сто сорок седьмой, двадцатипятилетний, в открытую, на ощупь, идти своим чередом, принимать участие, железная дорога, диск-жокей, отец-основатель, перекати-поле.

Результат удобнее всего представить в виде таблицы.

Разговор о критериях определения слова легко дополнить многочисленными мини-диктантами, и тогда практическая направленность урока станет более ярко выраженной. Можно предложить дидактический материал по следующим темам: «Правописание числительных», «Правописание наречий и наречных сочетаний».

1. Правописание числительных

На четвертьфинальный матч на первенство мира по футболу, судя по количеству проданных билетов, пришли сто шестьдесят три тысячи семьсот двадцать девять человек. Покупателю стопятидесятитысячного билета был вручен памятный подарок – майка с автографами ведущих футболистов мира. Счастливчиком оказался семнадцатилетний итальянец. «Я семь с половиной месяцев работал официантом и накопил денег на поездку в Японию, а на этот билет потратил больше пятисот долларов. Но о таком подарке я и не мечтал – ведь он бесценный! Пол-Италии будет мне завидовать!» – воскликнул юноша.

2. Правописание наречий и наречных сочетаний

Этой ночью я почти не спала, ворочалась с боку на бок, как будто мне не двадцать пять лет от роду, а всего-навсего пятнадцать. Во время работы я немного успокоилась, но сейчас, в ожидании встречи с живым гением, снова разволновалась. Сегодня мне впервые доведется увидеть настоящего, всемирно известного писателя! Я вприпрыжку бежала по улице. С ходу влетев в зал, я стала протискиваться в первые ряды. Я буду сидеть близко-близко, я должна видеть его карие глаза навыкате, давно знакомые мне по портретам, его усмешку...

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru