МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Е.А.КАЦ,
г.Москва.
Дидактические материалы
10 - 11-е классы
Текст № 1
Среди этой нищ_й п_яной и срамной толпы
ходили юродивые эти живые св_тые (М,м)осковской
(Р,р)уси...
Вот он н_гой человек в веригах зашел в лавку
забрал что хотел и пош_л проч(?). Хозяин (в)след ему
только ни(з,с)ко кланя_тся большая честь коли
зашел к тебе юродивый. Но и большое испытание
если намеша_т чего в тесто ловкий купец или еще
как сл_вчит юродивый есть не буд_т. Божиим даром
все почу_ству_т и молча пирог в снег вык_н_т...
Однако на этот раз дело чистое пироги с_ел и пр_мо
по снегу ш_пча и выкрик_вая (не)членораздельные
слова пош_л этот уд_вительный св_той.
Юродивые... «безумные Христа ради» ч_ими грозными
сл_вами а порой открыто срамными поступками Бог
обл_ча_т п_роки которые мы стремимся держать
(в)тайне. Этим стра_ым подвижникам ни(з,с)посла_о
великое чудо пророч_ствовать. Знаменитый
юродивый Василий Блаже_ый живш_й в Москве
пр_двид_л великие пожары и горяч(?) молился
(на)кануне... И сам царь Иван говорил о Васил_
подв_ргавш_м себя постоя_ым мучениям и
от_гчавш_мся т_желыми веригами Провидец и чтец
мыслей человеческих.
Один из псевдонимов которыми любил
подпис_ват(?)ся обожавш_й самоун_чижение царь
«Парфений Юродивый»...
Когда Москва будет хоронить Василия царь с
б_ярами пон_сет его одр. В чудном храме
построе_ом на Красной площад(?) упоко_тся его мощи
и народ будет звать этот храм им_нем жалк_го
нищ_го Василия Блаже_ого.
(Э.Радзинский)
Задания
1. Определите тему, основную мысль
текста. Озаглавьте текст.
2. С помощью каких языковых средств
(лексических, грамматических) автор передает
свои чувства, воздействует на читателя?
3. Выполните лексический разбор
выделенных слов (в веригах, одр).
4. Замените предложения с прямой речью
синонимичной конструкцией.
5. Составьте схемы сложных предложений
второго абзаца.
6. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания.
Текст для самоконтроля
Среди этой нищей, пьяной и срамной
толпы ходили юродивые – эти живые святые
Московской Руси...
Вот он, нагой человек в веригах, зашел в лавку,
забрал что хотел и пошел прочь. Хозяин вслед ему
только низко кланяется – большая честь, коли
зашел к тебе юродивый. Но и большое испытание:
если намешает чего в тесто ловкий купец или еще
как словчит, юродивый есть не будет. Божиим даром
все почувствует и молча пирог в снег выкинет...
Однако на этот раз дело чистое: пироги съел и
прямо по снегу, шепча и выкрикивая
нечленораздельные слова, пошел этот
удивительный святой.
Юродивые... «безумные Христа ради», чьими
грозными словами, а порой открыто срамными
поступками Бог обличает наши пороки, которые мы
стремимся держать в тайне. Этим странным
подвижникам ниспослано великое чудо –
пророчествовать. Знаменитый юродивый Василий
Блаженный, живший в Москве, предвидел великие
пожары и горячо молился накануне... И сам царь
Иван говорил о Василии, подвергавшем себя
постоянным мучениям и отягчавшемся тяжелыми
веригами: «Провидец и чтец мыслей человеческих».
Один из псевдонимов, которыми любил
подписываться обожавший самоуничижение царь, –
«Парфений Юродивый»...
Когда Москва будет хоронить Василия, царь с
боярами понесет его одр. В чудном храме,
построенном на Красной площади, упокоятся его
мощи, и народ будет звать этот храм именем
жалкого нищего – Василия Блаженного.
(Э.Радзинский)
Текст № 2
Если бы ч_татель мог перен_стись лет за
триста назад и посм_треть с высокой колокольн(?)
на тогдашнюю Москву он наш_л бы в ней мало
сходства с теперешнею. Берега Москвы(реки) Яузы и
Негли_ой покрыты были множ_ством деревя_ых домов
с т_совыми и соломе_ыми крышами большею частью
почерневш_ми от врем_ни. Среди этих темных крыш
ре(з,с)ко белели и краснели стены Кремля
Китай(города) и других укреплений возникших
(в)течени(?) двух последних столетий. Множ_ство
церквей и колокол_н подымали свои золоче_ые
головы к небу. Подобные больш_м зеле_ым и ж_лтым
пятнам в_днелись между домами густые рощи и
покрытые хлебом поля. Через Москву(реку)
прол(е,и)гали зыбкие живые мосты сильно
др(а,о)жавш_е и покрывавш_еся водою когда по ним
прое_жали возы и всадники. На Яузе и на Негли_ой
в_ртелись десятками мельничные колеса одно подле
другого. Эти рощи поля и мельницы среди самого
города пр_давали тогдашн_й Москве много
ж_вописного. Особе_о весело было смотреть на
м_н_стыри которые с белыми оградами и пестрыми
кучами цветных и золоче_ых голов к_зались
отдельными городами.
Надо всей этою путаницей церквей домов
рощ и м_н_стырей гордо во(з,с)дымались кремлевские
церкви и недавно отдела_ый храм Покрова
Богоматери который Иоанн заложил несколько лет
тому назад в память взятия Казани и который мы
знаем ныне под им_нем Василия Блаже_ого. Вел_ка
была радость москвитян когда упали наконец леса
закрывавш_е эту церковь и пр_дстала она во всем
своем пр_чудливом блеске св_ркая зол_том и
красками и уд_вляя взор разно_бразием укр_шений.
Долго не переставал народ д_вит(?)ся искус_ному зодчему
бл_год_рить Бога и славить царя д_ровавш_го
прав_славным зрелище (до)толе (не)вида_ое. Хороши
были и прочие церкви московские. Не щадили
москвитяне н_ рублей н_ трудов на бл_голепие
домов Божиих. Везде видны были д_рогие цветы
поз_лота и большие наружные иконы во весь рост
человеческий. Любили прав_славные укр_шать дома
Божии но зато мало з_ботились о наружности своих
домов жилища их почти все были выстро_ны прочно и
просто из сосновых и дубовых брусьев (не)обшитых
даже тесом по стари_ой ру_кой п_словице не красна
изба углами а красна пирогами.
(А.К. Толстой)
Задания
1. Определите стиль текста, докажите
свое мнение.
2. С помощью каких языковых средств
осуществляется связь между предложениями
первого абзаца?
3. Какова стилистическая окраска слов дотоле,
ныне, москвитяне, зодчий, благолепие? Подберите
к ним синонимы. С какой целью используются
подобные слова в тексте?
4. Выполните лексический разбор
выделенных слов (зодчему бл_голепие).
5. Выпишите из текста прилагательные и
причастия с орфограммой -н-, -нн- в
суффиксах. Объясните их правописание.
6. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания.
Текст для самоконтроля
Если бы читатель мог перенестись лет
за триста назад и посмотреть с высокой
колокольни на тогдашнюю Москву, он нашел бы в ней
мало сходства с теперешнею. Берега Москвы-реки,
Яузы и Неглинной покрыты были множеством
деревянных домов с тесовыми и соломенными
крышами, большею частью почерневшими от времени.
Среди этих темных крыш резко белели и краснели
стены Кремля, Китай-города и других укреплений,
возникших в течение двух последних столетий.
Множество церквей и колоколен подымали свои
золоченые головы к небу. Подобные большим
зеленым и желтым пятнам, виднелись между домами
густые рощи и покрытые хлебом поля. Через
Москву-реку пролегали зыбкие живые мосты, сильно
дрожавшие и покрывавшиеся водою, когда по ним
проезжали возы и всадники. На Яузе и на Неглинной
вертелись десятками мельничные колеса, одно
подле другого. Эти рощи, поля и мельницы среди
самого города придавали тогдашней Москве много
живописного. Особенно весело было смотреть на
монастыри, которые, с белыми оградами и пестрыми
кучами цветных и золоченых голов, казались
отдельными городами.
Надо всей этою путаницей церквей,
домов, рощ и монастырей гордо воздымались
кремлевские церкви и недавно отделанный храм
Покрова Богоматери, который Иоанн заложил
несколько лет тому назад в память взятия Казани и
который мы знаем ныне под именем Василия
Блаженного. Велика была радость москвитян, когда
упали наконец леса, закрывавшие эту церковь, и
предстала она во всем своем причудливом блеске,
сверкая золотом и красками и удивляя взор
разнообразием украшений. Долго не переставал
народ дивиться искусному зодчему, благодарить
Бога и славить царя, даровавшего православным
зрелище, дотоле не виданное. Хороши были и прочие
церкви московские. Не щадили москвитяне ни
рублей, ни трудов на благолепие домов Божиих.
Везде видны были дорогие цветы, позолота и
большие наружные иконы во весь рост
человеческий. Любили православные украшать дома
Божии, но зато мало заботились о наружности своих
домов; жилища их почти все были выстроены прочно
и просто, из сосновых и дубовых брусьев, не
обшитых даже тесом, по старинной русской
пословице: не красна изба углами, а красна
пирогами.
(А.К. Толстой)
Текст № 3
(По)началу Екатерине к_залось что
сч_стливее ее нет (н_)кого на свете. Роскош(?)
(П,п)етербургского двора осл_пила ее а пр_дворные
развл_чения закружили в вихре балов и м_скарадов.
(В)первые у нее по_вились собстве_ые деньги и
драгоце_ости ей оказ_вали вн_мание в_льможи и
иностра_ые д_пломаты ей льстили и завид_вали.
Но прошло (не)много врем_ни и она почу_ствовала
себя страшно од_нокой. Злейш_м врагом Екатерины
стала императрица Елизавета которая фактически
д_ржала ее в золоче_ой клетке. Ей не позволялось
без спросу выходить на прогулку и даже сходить в
баню переставить мебель в своей комнате и даже
иметь чернил(?) и перья. Родителям она могла
посылать только письма составле_ые в Ко_егии
иностра_ых дел. Каждое слово Екатерины
подслуш_валось и передавалось Елизавете а слуги
которым 16-летняя затворница оказ_вала
бл_говоление, (не)медле_о изг_нялись из дворца.
Императрица была к_призна пр_дирчива и
(не)навидела любую женщину которая была красивее
и моложе ее. Как(то) раз на глазах всего двора она
срезала укр_шение из лент с головы Нарышкиной а в
другой раз дала пр_каз всем пр_дворным дамам
обрить головы и ходить в п_риках.
Жизнь с мужем только усугубляла
(не)счастье Екатерины. Петр ок_зался большим
р_бенком интересовавш_мся более игрой в
солдатики чем супружеской жизнью. Еще он любил
все вое_ое и учил жену обр_щаться с оружием об_жал
возит(?)ся с собаками от чьего постоя_ого визга
она не могла заснуть и развл_кался игрой на
скрипке звуки которой дост_вляли полностью
лише_ой музыкального слуха Екатерине
(не)выносимые стр_дания. Петр постоя_о т_сковал по
родному (северо)германскому городу Килю и
чуждался всего русского в то время как его
молодая жена живо интерес_валась русскими
тр_дициями и обычаями и старалась получше узнать
страну куда закинула ее судьба.
Одно ч_столюбие меня поддерживало
вспом_нала она в своих записках. В глубине души
моей не было сомнения что рано или поз(?)но я
сделаюсь самод_ржавной русской императрицей. От
скуки и од_ноч_ства она пр_нялась читать сперва
любовные романы а потом и серьезные научные
соч_нения. На дворе был «философский век» и его
идеи идеи Просв_щения воспит_вали Екатерину и
сформировали ее мирово_рение. Под влиянием
Монтескье Вольтера француз_их энц_клопедистов у
нее сл_жилось уб_ждение что просв_ще_ый монарх
должен править на благо подда_ых подч_няясь
спр_ведливым законам создать которые его
наиглавнейшая обяза_ость. Дабы подда_ые
исполняли законы и осознали их спр_ведливость их
то(же) следует просв_щать и это так(же) долг
монарха. Ее (не)допускали до политики, но наблюдая
со стороны за происходящ_м она думала что ок_жись
у власти могла бы управлять страной разумней и с
большей славой.
(А.Каменский)
Задания
1. Определите тему, основную мысль
текста.
2. Озаглавьте текст, составьте его план.
3. Укажите признаки публицистического
стиля речи, которые вы видите в тексте.
4. Выполните лексический разбор
выделенных слов (м_скарадов, д_пломаты).
Какова роль в тексте слов с подобной
стилистической окраской?
5. Выпишите слова (не менее 10), которые,
на ваш взгляд, могут вызвать затруднения при
написании.
6. Выпишите предложение с прямой речью,
составьте его схему.
7. Объясните знаки препинания в
последнем предложении.
8. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания.
Текст для самоконтроля
Поначалу Екатерине казалось, что
счастливее ее нет никого на свете. Роскошь
петербургского двора ослепила ее, а придворные
развлечения закружили в вихре балов и
маскарадов. Впервые у нее появились собственные
деньги и драгоценности, ей оказывали внимание
вельможи и иностранные дипломаты, ей льстили и
завидовали. Но прошло немного времени, и она
почувствовала себя страшно одинокой. Злейшим
врагом Екатерины стала императрица Елизавета,
которая фактически держала ее в золоченой
клетке. Ей не позволялось без спросу выходить на
прогулку и даже сходить в баню, переставить
мебель в своей комнате и даже иметь чернила и
перья. Родителям она могла посылать только
письма, составленные в Коллегии иностранных дел.
Каждое слово Екатерины подслушивалось и
передавалось Елизавете, а слуги, которым 16-летняя
затворница оказывала благоволение, немедленно
изгонялись из дворца. Императрица была капризна,
придирчива и ненавидела любую женщину, которая
была красивее и моложе ее. Как-то раз на глазах
всего двора она срезала украшение из лент с
головы Нарышкиной, а в другой раз дала приказ
всем придворным дамам обрить головы и ходить в
париках.
Жизнь с мужем только усугубляла
несчастье Екатерины. Петр оказался большим
ребенком, интересовавшимся более игрой в
солдатики, чем супружеской жизнью. Еще он любил
все военное и учил жену обращаться с оружием,
обожал возиться с собаками, от чьего постоянного
визга она не могла заснуть, и развлекался игрой
на скрипке, звуки которой доставляли полностью
лишенной музыкального слуха Екатерине
невыносимые страдания. Петр постоянно тосковал
по родному северогерманскому городу Килю и
чуждался всего русского, в то время как его
молодая жена живо интересовалась русскими
традициями и обычаями и старалась получше узнать
страну, куда закинула ее судьба.
«Одно честолюбие меня поддерживало, –
вспоминала она в своих записках. – В глубине души
моей не было сомнения, что рано или поздно я
сделаюсь самодержавной русской императрицей».
От скуки и одиночества она принялась читать –
сперва любовные романы, а потом и серьезные
научные сочинения. На дворе был «философский
век», и его идеи – идеи Просвещения –
воспитывали Екатерину и сформировали ее
мировоззрение. Под влиянием Монтескье, Вольтера,
французских энциклопедистов у нее сложилось
убеждение, что просвещенный монарх должен
править на благо подданных, подчиняясь
справедливым законам, создать которые – его
наиглавнейшая обязанность. Дабы подданные
исполняли законы и осознали их справедливость,
их тоже следует просвещать, и это также долг
монарха. Ее не допускали до политики, но, наблюдая
со стороны за происходящим, она думала, что,
окажись у власти, могла бы управлять страной
разумней и с большей славой.
(А.Каменский)
|