Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №39/2002

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

М.М. ОБОЖИНА,
г. Сургут


Коллективная творческая работа «Разговор двух сумок»

Задача курса: воспитание эстетически развитого, творческого читателя.

Учебная задача урока: составление возможной основы сочинения в процессе коллективной творческой работы «Разговор двух сумок».

Средства и способы: демонстрация конкретных предметов, наблюдение, импровизация, словесное описание, выразительное чтение.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово.

Наш сегодняшний урок мы попробуем начать не совсем обычно. Я вам предлагаю пофантазировать, представить себе, что вдруг вы стали понимать язык окружающих вас вещей. Вы стали слышать их разговоры. Вот примерно такой разговор вы могли услышать на кухне...

(РАЗГОВОР ТРЕХ КАСТРЮЛЬ)

– Здравствуйте! Уф, как у вас тут жарко!
– Ой, смотрите-ка, кого это к нам поставили?
– Надо же, какая вся чистенькая да свеженькая, и цветочек синенький, как у меня был.
– Поди из магазина?
– Да она вообще ни на что не годится, разве можно в ней варить щи или уху? Ей только на выставку!
– В ней только воду кипятить можно, и то разбрызгает по плите.
– Перестаньте громыхать своими крышками! Ведь когда-то и в вас ничего не могли варить, сколько молока из вас поубегало. А она такая маленькая да чистенькая, потому что в ней кашку для малыша будут варить.

II. Беседа.

Учитель. Чей разговор вы услыхали?
Ученики. Говорили кастрюли.
Учитель. Как вы догадались?
Эти кастрюли – герои чьих-то творческих работ. А нашими героями будут эти две сумки.
(Демонстрирует две сумки.) Единственное «волшебное» условие – думайте и говорите устами сумок, как будто это живые существа.

III. Составление устного разговора двух сумок (импровизация учеников).

Учителю необходимо выслушать два варианта и подвести учеников к тому, что для составления рассказа нужно очень внимательно наблюдать за «говорящими» предметами, выявить их внешние признаки, понять их »жизнь» и т.д.

IV. Наблюдение:

– выявление общих признаков;
– выявление внешних различий.

Учитель.Что общего? (Ручки, можно туда что-то положить, закрываются.)
– Чем различаются? (Главное различие: одна – дамская сумочка, другая – дорожная сумка.)

Результат наблюдений.

1. Дамская сумочка:

маленькая;
черная;
золотистый ободок;
замочек в виде шарика;
напоминает чемоданчик;
изящные ручки с золотыми полосками;
внутри два отдела;
длинный тонкий ремешок;
красивая, почти новая;
украшает хозяйку;
внутрь можно положить не много: носовой платок, губную помаду, зеркальце.

2. Дорожная сумка:

большая;
рыжая;
бесформенная;
большие, крепкие ручки;
много замков-молний;
внутри много отделов;
потерта в некоторых местах;
старая;
внизу ножка сломана;
грязное дно.

V. Выявление на основе внешних признаков характеров персонажей и событий предполагаемой жизни.

Учитель. Куда ходят с такой сумкой?
Где она может находиться?

1. Дамская сумочка:

а) в театр, кино;
б) в руках, на коленях.

2. Дорожная сумка:

а) на вокзал, в поезд, самолет;
б) на земле, на полке, в багажном отделении.

VI. Композиция сочинения.

Выбор основы сочинения.

Ученики предлагают ситуации, места встречи персонажей.

Вывод:

Сочинение должно быть написано так, чтобы в нем можно было узнать именно эти сумки, увидеть «характер» каждой из разговора между ними.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru