ПОДСПОРЬЕ
Т. ЛЕОНТЬЕВА
Диктанты с заданиями
7 - 8 классы
I
Я направился в Сосново. Дорога
тянулась к вершинам холма, огибая унылое поле. По
краям его бесформенными грудами темнели валуны.
Слева зиял поросший кустами овраг. Спускаясь под
гору, я увидел несколько изб, окруженных
березами. В стороне бродили одноцветные коровы,
плоские, как театральные декорации. Грязные овцы
с декадентскими физиономиями вяло щипали траву.
Над крышами летали галки.
Я шел по деревне, надеясь кого-то встретить.
Некрашеные серые дома выглядели убого. Колья
покосившихся изгородей были увенчаны глиняными
сосудами. В накрытых полиэтиленом загонах
суетились цыплята. Нервной мультипликационной
походкой выступали куры. Звонко тявкали лохматые
приземистые собаки.
Я пересек деревню, вернулся. Помедлил возле
одного из домов. Хлопнула дверь, и на крыльце
появился мужчина в застиранной железнодорожной
гимнастерке.
Я поинтересовался, как найти Сорокина.
(114 слов)
(С.Довлатов)
Вопросы и задания
1. Прослушайте текст и скажите, каких
предложений в нем больше – простых или сложных.
2. Записывая под диктовку текст, после каждого
предложения приведите его синтаксическую схему.
3. Отметьте верные утверждения:
– в этом тексте деепричастных
оборотов – 2;
– причастных оборотов – 3;
– сравнительных оборотов – 2;
– обособленных оборотов – 6;
– сложных предложений – 4;
– однородных определений – 4.
8 - 9 классы
II
Братец выглядел сильно.
Над утесами плеч возвышалось бурое кирпичное
лицо. Купол его был увенчан жесткой и запыленной
грядкой прошлогодней травы. Лепные своды ушей
терялись в полумраке. Форпосту широкого прочного
лба не хватало бойниц. Оврагом темнели
разомкнутые губы. Мерцающие болотца глаз,
подернутые ледяною кромкой, – вопрошали.
Бездонный рот, как щель в скале, таил угрозу.
Братец поднялся и крейсером выдвинул левую руку.
Я чуть не застонал, когда железные тиски сжали
мою ладонь.
Затем братец рухнул на скрипнувший стул.
Шевельнулись гранитные жернова. Короткое
сокрушительное землетрясение на миг превратило
лицо человека в руины. Среди которых расцвел,
чтобы тотчас завянуть, – бледно-алый цветок его
улыбки.
(98 слов)
(С.Довлатов)
Задания
1. Найдите в тексте все тропы,
назовите их вид.
2. Попробуйте письменно составить портрет этого
же человека без использования тропов.
(Предлагаемые тексты можно
использовать также при разговоре о
художественных средствах, в частности – об
иронии. Обратите внимание на описание коров, овец
и кур в 1-м фрагменте; 2-й отрывок создан на основе
гиперболы, с помощью метафоры и метонимии.)
|