АНАЛИЗ ТЕКСТА
Александр ГРИБАНОВ,
г.Бостон
Как можно понимать «Ночь, улица,
фонарь…»
Речь пойдет о стихотворении
Александра Блока. Оно написано 10 октября 1912 г. и
входит в цикл «Пляски смерти». Стихи эти
относятся к числу известнейших в лирическом
наследии Блока.
Ночь,
улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Наш разбор ограничен лишь
семантическим срезом данного текста. Все, что
связано со звуковой стороной, с метрикой и
ритмикой стихотворения, лежит за пределами
поставленной задачи. Мы же остаемся в рамках
«словаря».
Посмотрим сначала, какую картину
разворачивает перед нами автор, в рамках какой
сцены начинает он свое действие. Первое слово –ночь
дает нам сразу же время действия и задает
характер освещения1. Слово улица
призвано обозначить собственно «сцену»:
городское пространство, ограниченное домами. Фонарь
оказывается единственным источником света (а
вовсе не традиционная для лирики луна).
Единственный освещенный объект – это аптека, еще
один, и очень специфический, признак городского
пейзажа. Причем автор описывает освещение в
своей картине нарочито антиэстетично: бессмысленный
и тусклый свет во второй строке2.
Легко заметить, что каждый из
перечисленных элементов дается у Блока в форме
назывного предложения, то есть при полном
отсутствии глаголов. Таким образом,
представленная картина исключительно
неподвижна, из нее убраны любые признаки
динамики. Забегая вперед, следует отметить, что в
финале стихотворения почти те же элементы
перечислены снова (ночь, ледяная рябь канала,
// Аптека, улица, фонарь). В этом
заключительном сегменте текста некий
минимальный признак движения обозначен (ледяная
рябь канала). Нам не дано увидеть течение, мы
наблюдаем лишь рябь на поверхности воды, но и
этот признак выражен безглагольным образом.
Перечисленные назывные предложения
дают нам признаки неизменности мира, его
неподвижности, дурной повторяемости и
безысходности. Помимо существительных, в этих
фрагментах использованы три прилагательных (бессмысленный,
тусклый и ледяная), причем все три
наделены у Блока отрицательными коннотациями.
Повторяющиеся элементы сосредоточены
в начале и в конце стихотворения. Таким образом
создается рондообразная конструкция. Все
повторяется не только в мире, но и в
стихотворении, тема которого – безнадежная
судьба этого мира.
Некий намек на динамику вводится через
глаголы, которые собраны в середине текста. Здесь
сосредоточены все глагольные формы, которые
даются при полном отсутствии существительных:
Живи3
еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь...
Однако, вчитавшись, мы понимаем, что
эта динамика – мнимая. Даже если прервется жизнь,
для героя стихотворения ничто не изменится, и
самое существование его будет повторено4 с
той же безысходностью. Характерно, что глаголы по
большей части даны здесь в формах будущего
времени (будет, умрешь, начнешь, повторится) и
они зависят от условного предложения «живи еще
хоть четверть века» (то есть: даже если ты
проживешь…). Таким образом, вся динамическая
часть стихотворения «снесена» в условное
наклонение и максимально «отодвинута» от
обычного изъявительного наклонения.
Вернемся, однако, к существительным,
сконцентрированным в начале и в конце
стихотворения. Они вполне выстраиваются в один
смысловой ряд: за исключением слова ночь, это
конкретные объекты, присущие только
урбанистической цивилизации, каждый из них
возникает только в результате длительной
конструктивной работы нескольких поколений5.
В стихотворении Блока эти объекты отчуждаются от
своей предыстории, от своей служебной функции и
приобретают пугающие признаки
самодостаточности, независимости от людей6.
На фоне конкретных существительных,
обозначающих эти мрачные и повторяющиеся
объекты, резко выделяется одно существительное
– исход. Во-первых, оно обозначает
абстрактное понятие. Во-вторых, если все
остальные существительные в пределах данного
стихотворения даны в утвердительных
конструкциях, то исход дается в рамках
отрицательной конструкции – и не в условном
наклонении, а в индикативе (Исхода нет). Кроме
того, сочетание это вводится отчетливо в центре
всей композиции: на границе между двумя
четверостишиями.
Источник этого оборота следует,
очевидно, искать в пушкинской «Оде LVI (Из
Анакреона)» (6 января 1835 г.), где царство мертвых
описано следующим образом:
Не воскреснем из-под спуда,
Всяк навеки там забыт:
Вход туда для всех открыт –
Нет исхода уж оттуда.
Обращаясь к пушкинской реминисценции,
Блок решительно изменяет смысл оборота: если у
Пушкина нет исхода из царства мертвых, то для
Блока исхода нет в посюстороннем мире живых.
Сказав исхода нет, Блок выразил то, что в
фольклорных текстах В.Я. Пропп называл недостачей.
Синтаксическая уникальность той позиции, в
которую поставлено слово исход, находит себе
соответствие в исключительном смысловом
наполнении этого существительного. Словари
интерпретируют исход как слово книжное и
устаревшее со следующими значениями: движение,
выход откуда-нибудь, окончание, завершение,
результат. Слово встречается в составе
устойчивых выражений быть на исходе, на
исходе дня.
Однако в слове исход есть и другое
измерение. Оно ощутимо в идиоматическом
сочетании исход евреев из Египта. Здесь
проявляются религиозные коннотации слова,
которым названа вторая книга в Пятикнижии
Моисея. Узловые моменты в сюжете книги Исход –
это освобождение евреев из рабства, успешный
побег всего племени и, наконец, обретение ими
скрижалей Завета. На более глубоком уровне как
раз в рамках книги Исход происходит решительный,
небывалый разрыв циклического времени и впервые
в истории возникает идея целенаправленного,
осмысленного времени. Циклический образ
повторяющегося времени размыкается и
выстраивается в образ линейного, устремленного к
цели времени.
Все эти компоненты содержания
вмещаются в слово исход, но именно они
отсутствуют в мире, описанном для нас в
стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека». Исхода
нет, недостача обозначена, и повтор
существительных в финале текста снова
акцентирует бессмысленность времени, которое
возвращается на круги своя.
В оформлении использованы
иллюстрации М.В. Добужинского
1 С этого слова начинаются по
крайней мере десять стихотворений Блока.
2 Ср. слова Пастернака в его
заметках о Блоке, что тот описывал
«неблагополучный русский город» – Блоковский
Сборник 2 (Тарту, 1972). С. 450 и след.
3 Стоит отметить, что
подразумеваемое ты в данном случае никак не
относится к традиционным для лирики адресатам
(возлюбленная, Всевышний, друг); очевидно, что
это – обращение к самому себе.
4 Здесь, вероятно, следует
отметить пессимистическую интерпретацию темы
«вечного возвращения», которая так занимала
русских ницшеанцев; ср. анализ этого
стихотворения у Д.Е. Максимова в книге Поэзия и
проза Ал. Блока (Л.: Советский писатель, 1978). С.
111–112.
5 Слово канал – и как
конструкция, и как литературный знак – указывает
на Петербург как место действия. Ср. сведения,
приводимые в статье Д.С. Лихачева «Из комментария
к стихотворению А.Блока “Ночь, улица, фонарь,
аптека”». Русская литература № 1 (1978). С. 186–188.
6 Для сравнения можно
привести структурно похожее нагнетание близких
существительных без глаголов с совершенно
противоположным смыслом из пастернаковского
стихотворения «В больнице» (1957):
О, Господи, как совершенны
Дела твои, думал больной, –
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной. (Курсив мой. – А.Г.)
|