БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ.
XXXV
А.Р.ЛУРИЯ
<Если б мы видели смыслы слов...>
Из книги «Этапы пройденного
пути»
Мой подход <в науке> был подходом в
равной степени и классического, и романтического
типов. Но время от времени в течение моей жизни
мне представлялась возможность заниматься
интересующей меня работой в более чистом
романтическом стиле.
Мои попытки возродить традиции
романтической науки выразились в двух книжках:
«Маленькая книжка о большой памяти» (1968) и
«Потерянный и возвращенный мир» (1971). В этих
книжках я пытался идти по пути Уолтера Патера с
его «Воображаемыми портретами», написанными в 1887
г., с той разницей, что персонажи моих книг не были
воображаемыми портретами. В обеих книгах я
описывал реальные личности и законы их
умственной жизни. Я решил написать об этих двух
людях потому, что каждый из них обладал одной
чертой, игравшей решающую роль в формировании
его личности и являвшейся основой ее
своеобразия. Я пытался изучить эту основную
черту человека как можно тщательнее и вывести из
нее другие черты его личности.
Первой книгой, в которой я применил
такой подход, была «Маленькая книжка о большой
памяти». С.В. Шерешевский, герой этой книги,
знаменитый мнемонист, обладал исключительной
памятью, и эта черта доминировала над всеми
остальными. Однако не сама память была темой моей
книги, а скорее ее влияние на личность С.В.
Шерешевского.
Память С.В. Шерешевского была сложного,
эйдетико-синестетического типа. Он легко
преобразовывал каждое впечатление, даже
акустически воспринятые слова, в оптические
образы, тесно связанные с другими ощущениями,
включая звуки, вкус и осязание.
Помню, как однажды мы шли вместе в
лабораторию физиолога Л.А. Орбели. «Вы помните
дорогу туда?» – спросил я С.В. Шерешевского,
забыв, как прочно у него сохраняются впечатления.
– «Как я могу забыть ее? – отвечал он. – Вот этот
забор ведь такой соленый и шершавый, кроме того, у
него такой резкий, пронзительный звук». Л.С.
Выготскому он сказал: «У вас такой желтый,
рассыпчатый голос». Он рассказал мне один случай.
Он покупал мороженое, и женщина, продававшая его,
спросила низким голосом: «Вы хотите
шоколадного?». Ее голос показался ему таким
резким и окрашенным в темный цвет, что ему сразу
же показалось, что мороженое покрылось черными
хлопьями, и он не в состоянии был его попробовать.
<...>
При неправильном воспроизведении
слова его вспомогательные синестетические
ощущения не совпадали с первоначальными и
оставляли у него ощущение, что что-то неправильно
и надо исправить ошибку. Но основным в
припоминании были визуальные свойства
материала. Когда он слышал или прочитывал слово,
оно сейчас же преображалось в зрительный образ
того, что означало данное слово для него. Он так
описывал это: «Когда я слышу слово зеленый,
появляется зеленый цветочный горшок; со словом красный
я вижу идущего на меня человека в красной
рубашке». <...>
Когда С.В. Шерешевский прочитывал
длинный список слов, каждое слово вызывало у него
зрительный образ. Так как обычно список бывал
довольно длинным, ему приходилось находить
какой-то способ мысленного размещения этих
образов в последовательности. Чаще всего он
«расставлял» их вдоль какой-нибудь улицы,
которую мысленно себе представлял. Затем он
легко мог воспроизводить слова с начала до конца
или в обратном порядке, причем мог быстро
называть слово, предшествующее или следующее за
выбранным мною из списка. Чтобы сделать это, он
просто начинал свою прогулку или с начала, или с
конца улицы, находил образ названного предмета и
«бросал взгляд» на то, что было расположено по
обе стороны от него.
Эти образы и ощущения были
поразительно стойкими, и он мог по желанию
вспомнить материал, который ему давался на
показательных выступлениях или в эксперименте
за много времени до этого. <...>
Эта стабильность следов стала для него
особой проблемой, когда он начал работать в
качестве профессионального мнемониста. <...>
Он пробовал записывать данные для
того, чтобы больше не хранить их в памяти, но это
тоже не дало результата. Тогда он начал
выбрасывать и даже сжигать листки бумаги, на
которых было записано то, что он хотел забыть, но
и тогда он продолжал помнить. <...>
Говоря о С.В. Шерешевском, нельзя
ограничиться только его памятью. Самое
интересное в том, как его фантастическая память
влияла на его мышление, его поведение и его
личность в целом. Я исследовал его в течение
длительного времени, и мне стали очевидными и
сильные стороны его умственных способностей, и
накладываемые ими ограничения. Его сильной
стороной было умение пользоваться яркими
зрительными образами. Если он мог представить в
своем воображении все условие задачи, он решал ее
гораздо лучше и быстрее, чем люди с нормальной
памятью. Он глубже, чем большинство людей,
увлекался, слушая рассказ, и никогда не пропускал
ни единой детали, причем часто обнаруживал
противоречия, не замеченные самими писателями.
Его решения загадок были высокоэстетичны.
Однако его яркие образы, как
визуальные, так и синестетические, одновременно
создавали некоторые трудности, которых он не мог
преодолеть. Например, когда он читал отрывок
текста, буквально каждое слово вызывало
какой-нибудь образ. По мере того как он продолжал
чтение, возникало все большее количество
образов, причем, если отрывок читался быстро,
один образ сталкивался в его сознании с другим,
образы нагромождались и искажали друг друга. И
тогда задача для него заключалась в том, чтобы
понять хоть что-нибудь. <...>
Таким образом, понимание отрывка из-за
очень активного всплывания образов становилось
для С.В. Шерешевского мучительным процессом.
Образы возникали в его сознании беспрерывно, и он
все время должен был бороться с ними, чтобы иметь
возможность сосредоточиться на том, что является
существенным. <...>
Вся личность С.В. Шерешевского
определялась его способностями к
фантазированию. В детстве он был мечтателем, и
его фантазии воплощались в ярких живых образах,
создавая иной мир, через призму которого он
преломлял опыт повседневной жизни. Он был
склонен не замечать различий межу реальностью и
тем, что он сам мог «видеть». <...>
Его воображение иногда заменяло
действие. Его способность «видеть» себя со
стороны и таким образом «выключать себя»,
перевоплощаться как бы в образ другого человека,
выполняющего его инструкции, оказывала ему
огромную помощь в регулировании собственного
поведения, так же, как и в контролировании своих
автономных процессов. Однако иногда, «выключая»
себя таким образом, он терял полный контроль над
своим поведением: тот «он», которого видел С.В.
Шерешевский, ускользал из-под контроля и начинал
действовать самостоятельно.
Так как вся личность Шерешевского
формировалась под влиянием его невероятной
памяти, я мог изучать структуру его сознания
таким же путем, каким изучал синдромы при
поражениях мозга.
|