УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ И ИССЛЕДУЮТ
О.ПАВЛОВА,
школа № 57, г. Москва
Анализ стихотворения А.Ахматовой
«Встреча»
Анна Ахматова
4. «Встреча» (цикл «Новоселье»)
Как будто страшной песенки
Веселенький припев –
Идет по шаткой лесенке,
Разлуку одолев.
Не я к нему, а он ко мне –
И голуби в окне,
И двор в плюще, и ты в плаще
По слову моему.
Не он ко мне, а я к нему –
во тьму,
во тьму,
во тьму.
1943 |
«Встреча» Анны
Ахматовой – одно из четырех стихотворений цикла
«Новоселье» (1943–1944) (1. «Хозяйка», 2. «Гости», 3.
«Измена», 4. «Встреча»). В них одна и та же героиня,
звучат одни и те же мотивы: смерти, возвращения
умершего из небытия, появления таинственного
гостя (героиня видит тень колдуньи в своей
горнице в стихотворении «Хозяйка», то ли ветвей…
колыханье, то ли двух знакомых… людей,
видимо, уже давно ушедших из ее жизни, в «Гостях»;
вспоминает кого-то, кого нет рядом с ней, в
«Измене»; наконец, некто возвращается к ней из
иного мира во «Встрече»), странных чар (в
«Хозяйке»: Я сама не из таких, //Кто чужим
подвластен чарам…; в «Гостях»; «…Зеленой
магией лучей…»), порога и дверей (тень колдуньи стоит
у высокого порога, состарившийся Дон Жуан и
вновь помолодевший Фауст сталкиваются у
дверей героини в «Гостях», на пороге же она
встречает его, возможно, своего
возлюбленного, в стихотворении «Измена»), любви и
разлуки-смерти.
Эти темы отсылают нас к балладной
традиции. К тому же стихотворение «Хозяйка»
написано четырехстопным хореем, как баллада
Жуковского «Людмила», «Встреча» – вольным, но
очень похожим на разностопный, с чередованием
четырехстопного и трехстопного ямбом, а именно
разностопным ямбом были написаны баллады
Жуковского «Гаральд» и Пушкина «Наташа». Отсюда
же, из баллад, как мне кажется, и название всего
цикла Ахматовой – «Новоселье». Так, в уже
упоминавшейся балладе «Людмила» герой говорит: Близ
Наревы дом мой тесный; а потом это
разъясняется:
Что же, что в очах Людмилы?..
Ах, невеста, где твой милый?
Где венчальный твой венец?
Дом твой – гроб;
жених – мертвец.
При чтении цикла Ахматовой можно
подумать, что под новосельем подразумевается
вселение героини в горницу, где жила колдунья
(кстати, заглавие «Хозяйка» двусмысленно: речь
может идти как о тени, так и о самой героине);
но к концу цикла это становится не так очевидно.
Гости героини оказываются мертвецами (тенями или
призраками), жених ее (возлюбленный), как и в
балладе Жуковского, тоже (что особенно отчетливо
видно из последнего стихотворения цикла), и
героиня, как в «Людмиле», следует за ним во тьму.
Во «Встрече» же появляется образ голубей,
который, возможно, связан с «голубком» из другой
баллады Жуковского – «Светлана», более поздней
вариации на тему «Людмилы».
Главная тема во «Встрече», на что
указывает и само название, – именно
преодолеваемая разлука, встреча (а также
смерть – ведь возлюбленный героини мертв. Не
случайно во «Встрече» можно выстроить звуковую
цепочку встреча – страшный – тьма, возможно,
эти слова являются анаграммой слова смерть,
которая по смыслу связана с тьмой и разлукой).
Внутреннее пространство «Встречи» как бы
разделено на две части: мир, в котором находится
героиня, куда она вызывает призрак, и мир смерти,
куда она уходит вслед за тенью в плаще; мост же
между этими двумя мирами – шаткая лесенка.
Однако нельзя сказать, что мир героини полностью
реален: герой впервые появляется как припев страшной
песенки – олицетворяется припев, но
самого героя мы не видим; интересно, что
выражение …страшной песенки // Веселенький
припев… звучит как оксюморон. Голуби в окне
и двор в плюще – образы символичные (так же
как и шаткая лесенка), противопоставленные тьме,
в которой нет ничего, а существуют они скорее
всего в воображаемом мире героини, явившись по ее
слову (…По слову моему – важное
словосочетание, оно выделено в отдельную строку:
это слова, сказанные Творцом, – как по моему
велению). Все стихотворение построено на
движении: сначала герой, вызванный из небытия
волей героини (…По слову моему), приближается
к ней, входит в ее мир, а затем героиня уходит за
ним, неизвестно, по своей ли воле или не может
противиться силе тьмы.
«Встреча» начинается со сравнения, но
подлежащее, с которым должен сравниваться припев,
в стихотворении отсутствует (на его месте стоит
тире). Таинственный он (герой) появляется лишь
во втором предложении, после я (героини). Зато
здесь пропущены глаголы; нет их и в последнем,
четвертом предложении; вместо тире должны стоять
разные формы глагола идти. Глагол во
«Встрече» только один – идет; но из-за
пропущенных глаголов не возникает впечатления,
будто действие отсутствует. Героиня «Встречи»
по-разному называет героя: сначала его как бы нет
(замещается припевом), потом появляется он,
приближающийся к ней, он превращается в ты
(как бы становясь ближе героине; возникает даже
какая-то конкретная деталь – плащ), но затем
герой опять удаляется (опять он) во тьму,
куда за ним следует героиня (ситуация
оказывается обратной той, что была в начале
стихотворения).
Вся «Встреча» прошита параллелизмами:
Не я к нему, а он ко мне, Не он ко мне, а я к нему. В
строке И двор в плюще, и ты в плаще…
параллелизм полустиший скреплен еще и рифмой.
Помимо этого, все стихотворение связано глаголом
идет (который в большинстве случаев только
подразумевается). Средством связи служит и
повторяющийся союз и: И голуби в окне,…
// И двор в плюще, и ты в плаще // По слову моему
(как бы привязывая героя к воображаемому
героиней миру).
Связан со смысловым измерением
«Встречи» и ее ритм. Вообще стихотворение
написано, как уже было сказано выше, вольным,
четырехстопным и трехстопным, ямбом; но есть одна
особенность: на первый взгляд кажется, что и
девятая строка написана полноударным
четырехстопным ямбом, однако окончание
стихотворения …во тьму, // во тьму, // во тьму,
написанное как бы «лесенкой» (звучащей, как эхо),
является и окончанием девятой строки: она
получается одним семистопным стихом, графически
поделенным. Стихотворение более неровно в начале
(выделяется ритмическим курсивом образ шаткой
лесенки), далее оно словно сглаживается, делая
более естественным не явление героя из мира тьмы,
но уход туда более сильной в начале – ведь она
вызывает героя из этой тьмы – героини (тоже
по лесенке – в конце «Встречи»: торжество
смерти в финале закреплено троекратным
повтором). Рифмовка в стихотворении сначала
перекрестная, потом парная, седьмая строка не
рифмуется с другими, но зато имеет внутреннюю
рифму, восьмая, девятая строки и «лесенка»
рифмуются между собой. Неожиданность рифмовок
перекликается с темой шаткости, иллюзорности
происходящего.
«Встреча» является завершающим
стихотворением цикла Ахматовой, и это понятно. С
тех пор как героиня вселяется в горницу
колдуньи, ее начинают посещать гости из ее
прошлого и из иного мира. Ее уход во тьму
предвосхищают и судьба бывшей хозяйки горницы
(недаром героиня отождествляет себя с ней в
стихотворении, намекая на свои чары), и
приметы: зеркало разбилось и ветер выл в
трубе в третьем стихотворении цикла –
«Измена». Четвертое стихотворение, «Встреча»,
перекликается и с последней строкой «Измены»: …Я
на пороге встретила его. Итог этой встречи
становится роковым для героини; как в балладе,
она уходит вместе с мертвецом в царство смерти.
|