МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
К.И.ПРОХОРЕНКО,
г.Москва
Стремиться к полному охвату темы
Приставки пре- и при-
Более полустолетия назад М.В. Ушаков
издал брошюру «Трудные случаи правописания.
Изучение приставок пре- и при-»*.
До него этими приставками интересовались мало, и
серьезных работ им не посвящалось. М.В. Ушаков
уточнил значения приставок, методику их
изучения. Совершенствование безгранично, и в
работе М.В. Ушакова остались места для уточнения
и расширения сведений об этих приставках.
Поэтому после выхода брошюры напечатано немало
статей, посвященных приставкам пре- и при-.
Появились даже предложения вернуться к
дореволюционной гимназической традиции изучать
эти приставки в старших классах, да еще на уроках
литературы, или включить слова с этими
приставками в общий список слов с непроверяемыми
и труднопроверяемыми безударными гласными,
чтобы запоминать их в словарном порядке, как
будто в наших учебниках мало материала с
бесхитростной, но жесткой методикой
«Запомнить!». А есть ли грамматическая база в
учебниках для изучения приставок в старших
классах?
В учебнике М.Т. Баранова материал о
гласных о – ё после шипящих под ударением
методически оправданно вводится поэтапно в
течение трех лет в связи с изучением тех частей
речи, в которых эти гласные встречаются. Материал
о приставках не менее сложен, но его по-прежнему
изучают в один этап: четыре урока подряд в
разделе «Словообразование». Правда,
М.В. Ушаков слова с неясным значением
приставок советовал усваивать в словарном
порядке в старших классах.
К трудным в орфографическом отношении
словам и морфемам мы вынуждены обращаться не в
одном классе и не однажды. Эффективнее давать эту
тему не на четырех уроках подряд, а на 1–2
занятиях, занимаясь одновременно анализом
разных грамматических и орфографических явлений
(одним выстрелом двух зайцев убить!), каких в
программе немало. Так, в том же учебнике М.Т.
Баранова антонимы иллюстрируются парой
примеров: поднимается в гору – спускается с
горы. А не лучше ли дать несколько пар типа прилетел
самолет – улетел самолет, прискакал на коне –
ускакал на коне, приехал на поезде – уехал на
поезде, что позволит не только понять сущность
антонимов, но и лишний раз напомнить о приставке при-
со значением приближения?
Сейчас начинают изучать иностранные
языки уже в детском саду. Так неужели детям
начальных классов непосильно понять значения
приставок пре- – при- и надо ждать 5 лет,
чтобы узнать, почему приехать, прибыть
пишется с при-, а прервать, преподать
– с пре-? Если не в начальных классах, то
хотя бы в начале 5-го класса, повторяя приставки,
надо сделать короткое сообщение о при- – пре-.
При-
1. «Приближение»: прискакать,
примчаться, прибежать.
2. «Присоединение»: прибить, приколотить,
прикрепить.
Пре-
1. Пре = пере: пресечь –
пересечь,
прервать – перервать,
преломить – переломить.
2. Пре = очень: прелюбопытный –
очень любопытный, превозносить – очень
возносить,
преуспеть – очень во всем успеть.
Затем даем задание сгруппировать
слова в зависимости от значения приставок:
Приблизился, приклею, приколю,
прибреду, прицеплю, привинчу, прикую, приеду,
прикачу, припаяю, приползу, притащу, притяну,
приплету, примкну, приобщу, приведу, приманю,
принесу, приволоку, привалю.
Преподать, превосходить,
преподнести, прельстить, пресытиться,
пререкаться, превозносить, прекрасный, преемник,
преувеличить, препроводить, превзойти,
превеселый, непрестанно, превозмочь, предобрый,
превратить, прекратить, презирать.
При изучении фонетики рассказываем о
подвижном и разноместном русском ударении и
показываем это не на случайно попавшихся словах,
а на словах с приставками пре- и при-.
На этом этапе особенность русского ударения
запоминается как один из способов проверки
приставки:
приступить – приступ
прихотливый – прихоть
прерывать – прерван
прибирать – прибрано
призывать – призван
прикусить – прикус
привязать – привязь
предавать – предан
принимать – принят
присказывать – присказка
признать – признан
примешать – примесь.
Как известно, и приставки, и суффиксы –
словообразовательные элементы. Приставки при-
и пре- участвуют преимущественно в
образовании глагола. А вот, например, суффиксы -чик-
и -щик- – в образовании
существительных. Почему же -чик- и -щик-
изучаются в разделе «Имя существительное», а при-
и пре- в разделе «Словообразование»? Речь
идет не о том, чтобы в разделе «Словообразование»
не касаться этих приставок. И в этом разделе есть
что сказать об этих приставках: зависимость
выбора приставки от ее значения, отличие
словообразовательной приставки пре- от
формообразующей (предобрый, превыше всего и
т.п.). Большинство слов с приставками при-
и пре- образованы от глаголов. Именно в
глаголах наиболее ясно проявляется значение
этих приставок, а в словах, образованных от
глаголов, наслаивающиеся суффиксы и другие
приставки настолько изменяют значение приставок
при- и пре-, что выделить их иногда
бывает невозможно. Да и не в любом глаголе эти
приставки ясны. Если у глагола несколько
значений, чаще всего данные приставки выделяются
лишь в глаголах с прямым, а не с переносным
значением. Пр_влекательный – очень
симпатичный. Значит, пре-? Ничего
подобного. Привлекательный – от глагола привлечь
– т.е. приобщить, приблизить к чему-то. Значит, при-!
В этой статье к рассматриваемому
орфографическому явлению даются не отдельные
примеры, а относительно полный список слов. Для
изучения данной темы такой подход принципиален.
В большом орфографическом словаре
более 2500 слов с при- и пре-, но
разнокорневых глаголов среди них с при-
всего 1300, с пре- – 45 (за исключением
архаизмов, просторечий и профессионализмов). При
обучении правописанию важно не только назвать
все слова с изучаемой орфограммой, но и написать
их.
При изучении лексики появляются
большие возможности привлечь словарный материал
с при- и пре-.
Лексические группы
Упражнения
1. Образуйте глаголы с приставкой при-,
подберите к ним синонимы
1) с приставками: по-, за-, до-, под-
(слегка, немного, чуть-чуть, изредка, недолго,
временно, дополнительно, наконец-то, в конце
концов);
2) с приставкой при- (стыдить,
глушить, гореть, грозить, ласкать, гнуть, плясать,
греть, держать, тормозить, платить, лить, таиться,
(с)близить, (подо)двинуть, (у)низить, (под)переть,
равнять, (у)житься, (в)слушаться, (у)тихнуть,
(у)хватить, хлебнуть, писать, искать).
2. В зависимости от значения
приставок распределите глаголы по группам,
подберите к каждому глаголу антоним:
привернуть, прикатить, приманить,
прикрепить, приносить, прибежать, припаять,
приклонить, причислить, привлечь, притащить,
присутствовать, причалить, припасть, приложить,
приобщить, притеснить, привыкнуть, применить.
3. Составьте по два предложения с
каждым омонимом:
пристроить, призыв, пригнать.
4. С каждой парой паронимов
составьте по два предложения или словосочетания:
прибывать – пребывать, припирать(ся) –
препираться, притворять – претворять,
приступить – преступить, придел – предел,
приклоняться – преклоняться, приставить –
преставиться, призирать – презирать, приходящий
– преходящий, притерпеться – претерпеть,
придавать – предавать, приёмник – преемник.
Среди 130 разнокорневых глаголов с
приставкой при- глаголов, обозначающих
«приближение» – 20,
«присоединение» – 30,
«неполноту действия» – 55, т.е. глаголов со
значением «неполноты действия» больше, чем
глаголов со значением «приближения» и
«присоединения», вместе взятых. Уделяем ли мы
глаголам со значением «неполноты действия»
вдвое больше внимания, чем всем остальным? А ведь
дело тут не только в количестве слов. Само
значение неполноты действия нуждается в
растолковании.
1. В значении «чуть-чуть, слегка»: приуныть,
приободрить, притеснить, привередничать,
приправить, припугнуть, приберечь, притворить,
припасти, прислужить, прихлебнуть, прищурить,
приболеть, приукрасить, привскочить, приглушить,
пригнуть, пригореть, припугнуть, прикрыть,
примерить, примять, приуменьшить, притормозить,
приотстать, притронуться, пригладить, пригреть,
приналечь, пригрозить, придавить, прижечь,
прикормить, прикоснуться, прикрасить, прикинуть,
приласкать, прикусить, примешать, прилить,
принарядить, приодеть, пристыдить, приотстать,
припомнить, прислушаться, прихвастнуть,
придраться.
2. «Дополнительно, на время»: прилечь,
придержать, припрятать, приплатить, приютиться,
притаиться, присмиреть, приписать, притереть,
припасти, призадуматься, приберечь, присесть,
приумолкнуть.
3. «Попутно, одновременно»: припевать,
приговаривать, присвистывать, присматривать,
прищелкивать, присказывать, пришептывать,
причмокивать, приплясывать, прикрикивать,
пританцовывать, прихрамывать, прихлопывать.
4. «Наконец-то, в конце концов».
Приведенная ниже группа глаголов М.В. Ушаковым и
др. методистами и авторами словарей выделяется в
особую группу со значением «законченности
действия». Но ведь любое действие, обозначенное
глаголом совершенного вида, является
законченным действием. Эти глаголы обозначают не
все действие, а его заключительную часть, потому
их часто причисляют к глаголам со значением
«неполноты действия», но это неверно: главное
значение здесь – «окончательность действия»: привыкнуть,
прижиться, приучить, присудить, приготовить,
присмиреть, приземлиться, причинить, применить,
приохотить, приневолить, приискать, принудить,
причесать, признать, приговорить, придумать,
притерпеться, приесться, прирезать, пристрелить.
Небольшие группы глаголов,
образованных в основном
приставочно-суффиксальным способом от
существительных, прилагательных, местоимений,
лучше дать не в связи с изучением глагола или
способов словообразования, а в связи с изучением
существительных, прилагательных, местоимений,
чтобы лишний раз вспомнить о словах с
приставками при- и пре-.
Превосходную степень прилагательных и наречий (предобрый,
превыше всего) тоже целесообразно давать
именно тогда, когда рассматривается
превосходная степень прилагательных и наречий.
Упражнения
I. Образуйте глаголы:
1) от существительных: мост –
(примоститься); охота – (приохотить); сосед – ...;
способ – ...; карман – ...; земля – ...; слово –
(прекословить); щука – ...; речь – ...; урок – ...; рука
– ..., горе – ...; губы – ...; вода – ...; струна – ...;
2) от прилагательных: бедный –
(прибедняться), сытый – (пресытиться), скучный –
(прискучить), живой – (приживить), общий –
(приобщиться).
3) от местоимения: свой –
(присвоить).
II. Образуйте существительные от
существительных: лавка – (прилавок), дурак –
(придурок), горсть – (пригоршня), чудо –
(причуда), потолок – (притолока), стол – (престол).
III. Образуйте прилагательные от
существительных:
Часто приставки пре- и при-
встречаются в словах, входящих в устойчивые
словосочетания и фразеологизмы.
Камень преткновения, меры
пресечения, знаки препинания, власть превысить,
старик преставился, преисполнен отваги, предать
забвению, не преминуть сказать, преломилось в
сознании, до неба превозносить, попасть в
преисподнюю, преклонить голову, претворить в
жизнь, превратности судьбы, пресмыкаться перед
знатью, непреложная истина.
Есть слова с начальными пре- и при-,
как русские, так и заимствованные, в которых
приставки не выделяются и не поддаются
толкованию. Эту группу слов лучше предложить для
запоминания отдельно.
Привилегия, приоритет,
принципиальный, президент, премьер, премьера,
препарат, престиж, претензия, прелюдия,
превалировать, принадлежать, пристальный,
прибор, пресловутый, запредельный, примитивный,
препятствовать, пренебречь, преследовать.
* Ушаков М.В. Трудные случаи
правописания. М.–Л.: АПН РСФСР, 1948.
|