ЗАОЧНЫЙ СЕМИНАР ПО
ЛИТЕРАТУРЕ
Е.ВИГДОРОВА
Продолжение. См. № 39, 43/2001, 20, 37/2002
Комедия Грибоедова «Горе от ума»
Беседа пятая
ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ: «МУЧИТЕЛЕЙ ТОЛПА»
Что такое кульминация? Действие,
развиваясь, достигает высшей точки напряжения.
Оба конфликта – любовный и мировоззренческий,
завязавшиеся один в 1-м действии, а другой –
все-таки во 2-м, здесь чудесно переплетутся и этой
высшей точки достигнут. Первая сцена, начавшаяся
со слов Чацкого Дождусь ее и вынужу признанье
и завершающаяся его же вопросом кто разгадает
вас?, обращенным к Софье, – вся эта сцена есть
объяснение Чацкого и Софьи. Софья скажет ему о
своем отношении к Молчалину: Я не старалась, Бог
нас свел и Вот я за что его люблю. А Чацкий,
говоря о неспособности Молчалина так любить, как
любит он, Чацкий, произнесет такой пылкий, такой
страстный монолог о своих истинных, не
скрываемых с первого мгновения (И все-таки я вас
без памяти люблю), но теперь облеченных в
поэтические образы чувствах:
Но есть ли в нем та страсть? то чувство?
пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем и всем его делам
Душою – вы, вам угожденье?
Сам это чувствую...
Да, в этом своем монологе Чацкий скорее
чувствителен, чем весел и остер, но все-таки
нам на минуту кажется, что секрет Софьиной любви
к Молчалину им разгадан:
Бог знает, за него что выдумали вы...
Как Софья, которая в предыдущем
действии признается, что чуть не потеряла
рассудок, так и Чацкий, умоляя Софью ответить, как
другу... как брату... на вопрос, стоит ли ее
Молчалин, сам первый и говорит о возможности
сумасшествия:
От сумасшествия могу я остеречься;
Пущусь подалее – простыть, охолодеть,
Не думать о любви, но буду я уметь
Теряться по свету, забыться и развлечься.
Тут-то Софья и скажет пока еще про
себя: Вот нехотя с ума свела!
Заметим, что и тому, и другой, т.е. и
Чацкому, и Софье, ведомо любовное безумие, и тот, и
другая полюбили людей, оставшихся к ним
равнодушными. Кажется, что оба они чужды
притворства. Что притворяться? – говорит
Софья и рассказывает не только о своей любви к
Молчалину, но и о главной своей претензии к
Чацкому:
Шутить! и век шутить! Как вас на это
станет!
Но замечательно, что, выслушав Софьины
признания, Чацкий ей все равно не верит:
Она не ставит в грош его.
Шалит, она его не любит.
И смело переходит к другому сопернику
– к Скалозубу, который загляденье, за армию
стоит горой, и прямизною стана, лицом и голосом
герой. Не моего романа, – завершит портрет
Скалозуба Софья. Чацкий разговаривает с Софьей
впервые долго, впервые откровенно, впервые
наедине. Сцена завершается приходом Лизы,
которая шепотом сообщает барышне, что ее
возлюбленный сейчас будет у нее. Чацкий умоляет:
Дайте мне зайти, хотя украдкой, к вам в комнату на
несколько минут; там стены, воздух – все приятно!
Но и на несколько минут не пустит
его Софья в комнату, дверь которой всегда открыта
для Молчалина, но навсегда затворена для Чацкого.
Софья пожимает плечами, уходит к себе и
запирается. Это и есть кульминация любовного
конфликта, и происходит она здесь – у двери в
Софьину спальню.
Чацкий не может поверить, что «девушка
сама не глупая предпочитает дурака» ему,
человеку, в чьем уме она не сомневается, а в чьих
чувствах она должна была сейчас убедиться.
Интересно, что в этой грибоедовской фразе (из
письма к Бегичеву), концентрирующей суть
конфликта комедии, автор как бы подтверждает, что
любовное соперничество («девушка предпочла»)
теснейшим образом переплетено с вопросом о том,
кто умен, кто не глуп, а кто и вовсе дурак.
Но такой ли уж «дурак» Молчалин? Софья
знает, что нет в нем этого ума, что гений для
иных, а для иных чума, но знает она также, что эдакий
ум вряд ли семейство осчастливит.
Именно разность умов – эдакого и
не эдакого – замечательно раскрывается в
3-м явлении, когда в диалог вступают основные
соперники – Чацкий и Молчалин. Молчалин, как мы
заметили, лицемер и притворщик; с Софьей он
«скромен», при Фамусове, по-видимому, тоже всегда
на цыпочках и не богат словами. Впрочем, зато мы
видели в предыдущем действии, что с Лизой он
абсолютно откровенен – и особенно откровенность
эта проявится в конце пьесы, в 12-м явлении
четвертого действия, когда, опять заигрывая с
горничной, он скажет и о том, что думает о Софье (Я
в Софье Павловне не вижу ничего завидного. Дай
Бог ей век прожить богато, любила Чацкого
когда-то, меня разлюбит, как его), и о том, что
ему завещал отец (угождать всем людям без
изъятья, и собаке дворника, между прочим,
тоже). Но ведь вот что любопытно! Здесь, в 3-м
явлении третьего действия он столь же откровенен
и вовсе не бессловесен с Чацким! Он, подобно
Фамусову и Скалозубу, как истинный философ
судит о способах достижения чинов. Его талант
– это умеренность и аккуратность, а цель и
впрямь семейство осчастливит, потому что
цель эта и награжденья брать, и весело пожить.
Но интересно, на наш взгляд, то, что Молчалин,
который считает, будто в его года не должно
сметь свое суждение иметь по единственной
причине, что в чинах мы небольших, хотя, как
скажет Чацкий, и не ребяты, – этот самый
Молчалин очень даже смеет не только
откровенничать с Чацким, но и давать ему советы:
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить
вам.
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
Ведь надобно ж зависеть от других.
А еще: Вот сам Фома Фомич... – это
уже он, а не Фамусов предлагает образец для
подражания – слог его здесь ставят в образец!
Когда Молчалин произносит свое В чинах мы
небольших, он, похоже, местоимением мы
объединяет себя и Чацкого, которому, как считает
Молчалин, не дались чины, по службе неуспех.
Да, Чацкого Молчалин не боится, не видит в нем
соперника ни на общественном поприще, ни на
любовном. Но и Чацкий в нем ни соперника, ни
достойного противника не видит. Мы-то знаем, что
напрасно Чацкий Молчалина недооценивает. Бросив
пророческую фразу он дойдет до степеней
известных, Чацкий сам не придает ей того
глубокого смысла, который видим в ней мы,
читатели-зрители. С такими чувствами! С такой
душою любим!.. Обманщица смеялась надо мною –
вот вывод, который делает (и ведь не может не
сделать!) бедный Чацкий. А Молчалин, в отличие от
самого простодушного обладателя эдакого ума,
очень точно положение Чацкого в обществе
оценивает и настолько не боится бывшего
возлюбленного Софьи, что не дает себе труда
притворствовать и лицемерить, – Чацкий для него
не опаснее служанки Лизы.
А вообще третье действие – это вечер в
доме Фамусова: гости приезжают, разговаривают,
порой спорят, проявляют скрытое недовольство
друг другом. Вспомним, как графиня-внучка,
приехав уже после Горичей и Тугоуховских,
говорит: Мы первые! – и княгиня не без
оснований замечает: Вот нас честит. Про
фамусовских гостей мы уже говорили, разбирая
список действующих лиц и отмечая
выразительность их фамилий; обратили внимание
также и на обилие женщин и девушек-невест. Именно
они, дамы-покровительницы и их дочки,
способствуют созданию идеала мужа-мальчика,
мужа-слуги, прелестного мужа, чей ум должен
быть строго ограничен идеей блага семейства. Ум
же, не ограниченный домашними заботами,
естественно осмысляется как чумной.
В третьем действии Чацкий так или
иначе сумеет сказать неприятное всем, даже
Наталье Дмитриевне, хотя с ней он поначалу почти
флиртует (явление 5), а потом призывает ее мужа,
Платона Михайловича, вспомнить прошлое и
вернуться в полк. Вот этот-то совет Чацкого и
будет для Натальи Дмитриевны верным признаком
его безумия.
Не менее замечателен и разговор
Чацкого с графиней-внучкой, не без сарказма
поинтересовавшейся, не женился ли он в чужих
краях на какой-нибудь искуснице модных лавок,
подобно тем нашим, которые без дальних
справок там женятся. Ответ Чацкого, конечно,
трудно назвать любезным:
Несчастные! должны ль упреки несть
От подражательниц модисткам?
За то, что смели предпочесть
Оригиналы спискам.
Между прочим, в этой короткой реплике
проявляется очень важная сторона личности
Чацкого: свободный человек, он не переносит на
дух любого проявления рабства. Ведь рабство для
Чацкого – это далеко не только крепостное право,
о котором он и говорит как-то вскользь, но и
стремление жить по чужим образцам, примерам,
стереотипам. Конечно, Чацкий вообще глупостей
не чтец, но пуще, обратите внимание, образцовых,
как скажет он Молчалину. По Чацкому, дело вовсе не
в том, что московские барышни хуже модисток, а в
том, что они подражательницы. Именно об этом и
будет заключающий третье действие монолог
Чацкого – тот самый, произнося который он
обнаружит, что его никто не слушает: все в
вальсе кружатся с величайшим усердием. Эпизод
с французиком из Бордо так раздражит Чацкого
не тем, конечно, что москвичи радушно принимают
иностранцев, но тем, что Россия, даром что
победила Наполеона, воспринимается человеком
из города Бордо как своя провинция: ни
звука русского, ни русского лица. Чацкий очень
разгневан. Он честит в этом монологе не только
преклоняющихся перед всем французским княжон и
всех тех, кто отказывается от родного языка (тот,
на котором они говорят, он со свойственным ему
остроумием назвал в первом действии смесью французского
с нижегородским). Он ругает и европейскую
одежду, предлагая отказаться от фраков (хвост
сзади, спереди какой-то чудный выем) и, видимо,
вернуться к кафтанам да заодно и к бородам. В
какой-то момент даже может показаться, что это –
про кафтаны, фраки, бритые подбородки – говорит
не Чацкий, а сам Фамусов. Но нет! Это говорит
именно Чацкий, вечный странник, надо думать, не
пренебрегающий ни иностранными языками, ни
чужеземными искусствами и учениями. Монолог
Чацкого направлен не против заграницы, а против пустого,
рабского, слепого подражанья!
Проповедь Чацкого – а он в большинстве
своих монологов именно проповедует – это
проповедь свободы – свободы в самом высоком
смысле этого слова – свободы разговора, мысли,
чувства. Именно отсюда его, Чацкого, ненависть к
образцам как серьезным, так и шутовским.
Чацкий резонерствует, но роль резонера
ему, в отличие от Стародума, не дается. Не его
противники – мучителей толпа, а он сам
оказывается в третьем действии в смешном
положении. Когда Чацкий на фамусовское Ты
нездоров отвечает: Да, мочи нет, – и
Фамусов, и Хлестова, и Наталья Дмитриевна – все
уже знают, что он сумасшедший; сплетня, метко
пущенная в толпу Софьей, разлетелась. А все те,
кто спорил, ссорился, не мог сойтись в вопросе о
том, сколько душ у того же Чацкого, триста или
четыреста, кто обижался друг на друга и сетовал
на то, что глухота – большой порок, все те,
кому нравился или не нравился Скалозуб, – все они
тут же объединились, легко согласились, что
юноша, который говорит, как пишет, и не
торопится вписаться в полк шутов, – безумный
по всему.
Продолжение следует
|