МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
Н.А.ШАПИРО
Продолжение. См. № 4, 8,
12, 16, 18, 20, 37/2002
Полезные мелочи
1. Запомним во что бы то ни стало
И все-таки именно правописание заботит
учителей русского языка больше всего. Знать
орфографические правила и уметь их применять,
как всем известно, недостаточно. Очень уж много
исключений, словарных слов. Ученики должны
узнавать «опасные» слова и помнить, как именно
надо их писать. С помощью смешных стишков,
экскурсов в историю языка, мнемонических фраз мы,
если можно так выразиться, апеллируем к сознанию
наших подопечных. Но как им хочется писать, не
задумываясь, автоматически – и правильно! Мы
помогаем им запоминать: пишем трудные слова на
доске, выделяем размером и цветом важные буквы –
включаем зрительную память. А опытные учителя, и
не только в начальной, но и в средней школе, не
пренебрегают и слуховой памятью, скандируют по
нескольку раз трудные слова сами и вместе с
классом – хором. Утрированная артикуляция с
выговариванием даже непроизносимых согласных
тоже поможет грамотному письму. А чтобы
запомнить, как пишется выражение во что бы то ни
стало, к скандированию прибавим еще отбивание
ритма: ; произнесем слова внятно хором, хлопая
в ладоши.
2. Кто как растет
Слова сверстник и ровесник можно
разучивать по-разному. Обратившись к
этимологическим словарям, расскажем детям, что
оба эти слова образованы с помощью суффикса -ик от
исчезнувших прилагательных со значениями,
соответственно, одинаковый по возрасту и
одинаковый (ровный) по годам; но дальние
родственники их живут и здравствуют в
современном языке. У слова сверстник это –
существительное верста, а у слова ровесник
– прилагательное ровный и существительное
ровня. Слово весна ни в каком родстве
с ровесником не состоит, но, честно
предупредив об этом учеников, все же предложим им
для запоминания глуповатые стишки – цель
оправдывает средства.
Сверстник вырастет с версту.
Рос ровесник всю весну (на всю строчку
– ни одной буквы т!).
3. Уж сколько раз твердили миру...
Безударные личные окончания глаголов
– неиссякаемый источник орфографических ошибок.
Учительский фольклор сохранил несколько
вариантов зарифмованного перечня глаголов не на -ить,
относящихся ко второму спряжению (как
справедливо написал в нашу газету Виктор
Михайлович Селезнев из Воронежской области,
лучше избегать названия «глаголы-исключения»,
потому что дети в таком случае запоминают все
наоборот: считают, что эти глаголы второго
спряжения, но как исключения пишутся с гласными е
и ю в окончаниях):
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.
Или иначе:
Смотреть, терпеть, обидеть,
Зависеть, ненавидеть,
Видеть, слышать, гнать,
Вертеть, дышать, держать.
А вот Надежда Анатольевна Давыдова
говорит, что некоторым детям и взрослым эти плохо
зарифмованные строчки не помогают. Она в детстве
навсегда запомнила перечень нужных глаголов,
потому что учительница рассказала историю с
двумя участниками. Один гонит, тяжело дышит,
держит, обидит, другой слышит обиду,
видит, зависит; первый вертит, смотрит;
второй ненавидит и терпит.
4. Падежи – с пеленок
Иногда маленьким школьникам трудно
запомнить названия падежей и принятый порядок их
следования. Здесь тоже может помочь немудрящий
стишок, в котором первые буквы слов – подсказка:
Иван родил девчонку,
велел тащить пеленку.
5. Не мытьем, так катаньем
Бывает так, что ученики, изучив
правило, не перестают делать ошибки, при этом
горячо уверяя, что «учили». Тогда полезно перейти
к «методу косвенного запоминания»: учитель как
будто перестает обращать внимание на больной
вопрос, однако мягко, но настойчиво включает
трудные слова на давно изученное правило в
текстовые примеры при освоении совсем других
тем.
Татьяна Николаевна Арбузина
предлагает при повторении фонетики использовать
слова с чередованием в корнях -гор-/-гар- и
-зор-/-зар-.
Вот образцы примеров и заданий.
Утром над горным озером все еще ярко
огоньки-звездочки горели.
Задание. Подчеркните буквы,
обозначающие звук [о] в сильной позиции, одной
чертой, в слабой – двумя. Последнее слово
разберите по составу.
На западе отсверкали зарницы, а на
рассвете разлилась над заливом румяная заря.
Задание. Подчеркните буквы,
обозначающие звук [а] в сильной позиции, одной
чертой, в слабой – двумя.
6. Перед тем как сварить...
В русском языке много слов с
затемненным составом; ошибки в них неизбежны.
Таково и слово предварительно. Ученики
твердо пишут в его корне букву о и на вопрос
учителя «Что же, это слово родственно слову вор?»
не смущаясь отвечают: «Наверное...».
Чтобы дети писали это слово правильно,
Татьяна Николаевна Арбузина предварительно рассказывает
такую историю.
Надоело людям, жившим в каменном веке,
есть сырое мясо. Решили они его сварить и
задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно
добыть огонь, найдя кремневый камень или сделав
трут; собрать сухой хворост; изобрести посуду и
т.д. То есть перед варкой еды необходимо
произвести множество действий предвАрительных.
Продолжение
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина Myoriginal.ru. Посетив сайт магазина, расположенный по адресу http://myoriginal.com.ua/, Вы можете заказать настоящую брендовую косметику: туши, помады, крема и многоен другое. Myoriginal.ru работает только с европейскими поставщиками и гарантирует беспрецедентное качество товаров, приемлемые цены и внимательное отношение к клиенту.
|