Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №41/2002

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

И.М. НИКОЛАЕВА,
Нюрбинский улус, г. Нюрба,
Республика Саха – Якутия


Викторина: «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

Дорогая редакция!

Пишет вам учитель Нюрбинского технического лицея Республики Саха Николаева И.М. Я выписываю вашу газету третий год и очень многому научилась. Особенно нравятся рубрики «Материалы к уроку», «Подспорье», «Играть всерьез», «Новый подход». Материалы этих рубрик использую при проведении уроков, факультативных занятий. Очень помогли мне материалы пушкинской тематики. Вот я тоже составила и собрала более 160 вопросов для викторины. Вопросы сгруппированы по вехам жизни и творчества. Например: Москва. 1799–1811 гг. (14 вопросов). Южная ссылка. 1820–1824 гг. (16 вопросов) и т.д. Поэтому вопросы можно использовать при изучении биографии Пушкина в 9-м классе, есть вопросы, которые можно использовать в младших классах и в среднем звене. Постаралась дать побольше информации о детях А.С. Пушкина, о друзьях, об окружении поэта. Можно выбрать более сложные и интересующие детей вопросы и заранее знакомить с ними или просто напечатать и вывесить их в классе, чтобы ребята самостоятельно готовили ответы. Потом провести урок-викторину или же принимать зачет по тому или иному периоду жизни поэта, по его творчеству. При проведении урока можно использовать иллюстративный материал. Например, после ответа на вопрос об адресате стихотворения показать портрет этого человека. Это поможет закреплению материала, лучшему его усвоению.
Ничего нового я для вас не открыла, но сделала эту работу с целью как-то помочь своим коллегам, и буду признательна, если она вас заинтересует. И еще одно мое желание: хотя это зависит от нас, читателей, но все же на страницах газеты хотелось бы увидеть побольше уроков, т.е. конспекты самих уроков в старших классах.
Огромное спасибо вам за внимание к читателям, за вашу помощь и поддержку. С пожеланиями вам дальнейших творческих успехов.

МОСКВА (1799–1811)

1. 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г. по всей Москве раздавался колокольный звон, в церквах шли молебны, а на улицах кричали «ура!». Но эти торжества никак не были связаны с рождением А.С. Пушкина. Почему же звонили колокола? (26 мая 1799 г. был праздник Вознесения.)

2. Девичья фамилия Надежды Осиповны, матери Пушкина? (Ганнибал.)

3. Как в светском обществе называли мать Пушкина? (Называли ее «прекрасной креолкой», тем самым подчеркивая ее необычное происхождение.)

4. Как звали бабушку Александра Сергеевича по отцовской линии? (Ольга Васильевна Чичерина.)

5. А бабушку по материнской линии? (Мария Алексеевна Ганнибал.)

6. В автобиографических заметках Пушкин назвал своего прадеда негром. Так ли это? (Нет. Ганнибал – арап, т.е. эфиоп, абиссинец.)

7. Семье Пушкиных принадлежали село Болдино Нижегородской губернии и село Михайловское Псковской губернии. Какое из них – наследство матери, а какое – отца? (Михайловское – наследство матери, Болдино – отца.)

8. Кому принадлежало подмосковное имение Захарово? (Бабушке Пушкина по матери Марии Алексеевне Ганнибал.)

9. О ком поэт писал: «Вы дядя мой и на Парнасе»? (О стихотворце Василии Львовиче Пушкине, родном брате его отца.)

10. Как звали сестру и брата Пушкина? (Ольга и Лев.)

11. «Ах! Умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей...». Это отрывок из лицейского стихотворения Пушкина «Сон». Черты каких двух женщин сливаются в образе «мамушки»? (Черты бабушки Марии Алексеевны и няни Арины Родионовны.)

12. Знаете ли вы, когда родилась и умерла няня Пушкина (Ирина (Арина) Родионовна Яковлева родилась в 1758 году, умерла в 70 лет, 31 июля 1828 г.)

13. Верный слуга – дядька Пушкина, прошедший с ним весь его жизненный путь? (Никита Тимофеевич Козлов.)

14. Знаете ли вы домашних гувернеров А.С. Пушкина? Назовите их.

1) Француз Русло, капризный и самоуверенный самодур. Желая писать стихи и ставя себя рядом с Корнелем и Расином, Русло издевался над склонностью Пушкина к поэзии.
2) Шедель, который все свободное время проводил в передней, играя с дворней в дурачка, за что в конце концов получил отставку.
3) Француз, эмигрант, граф Монфор, человек образованный и гуманный.)

15. Вместе с сестрой Александра возили к известному в Москве Иогелю. Зачем? (Чтобы учить танцам. Иогель – учитель танцев.)

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ (1811–1817)

16. В каком месяце и какого числа отмечали Пушкин и его друзья лицейские годовщины? (19 октября 1811 г. – день открытия Лицея.)

17. В каком произведении Пушкин вспоминает свои лицейские годы: «В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал...»? (В романе «Евгений Онегин».)

18. В каком журнале весной 1815 г. стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» и с каким примечанием было напечатано? (В журнале «Российский Музеум», 1815, № 4, с примечанием: «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, талант которого так много обещает».)

19. С лицейской жизнью связаны первые сердечные привязанности Пушкина. Среди них было увлечение хорошенькой крепостной актрисой. Как ее имя? (Наталья. Пушкин написал послания «К Наталье» и «К молодой актрисе».)

20. Этой красавице, в которую были влюблены многие лицеисты, Пушкин посвятил два стихотворения – «Слезы» и «К живописцу», которые были положены на музыку Мишей Яковлевым, и лицеисты пели, собираясь по вечерам, эти романсы под гитару. Как зовут эту красавицу? (Екатерина Бакунина – сестра лицеиста, 20-летняя фрейлина императрицы.)

21. Вы помните:

текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас...

О каких событиях пишет Пушкин? (Война 1812 г. Из Петербурга мимо Царского Села русские войска проходили на запад для отпора врагу.)

22. Друг Пушкин,
хочешь ли отведать
Дурного масла, яиц гнилых?
Так приходи со мной обедать
Сегодня у своих родных.

Кому принадлежат эти шуточные стихи? (Антону Дельвигу.)

23. В прощальном лицейском гимне, сочиненном Дельвигом, есть строки, которые Пушкин впоследствии использовал в своем послании к друзьям: «Храните, о друзья, храните... В несчастье – гордое терпенье...». Назовите пушкинское стихотворение и процитируйте соответствующую строку. (В послании «В Сибирь»: «Храните гордое терпенье».)

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru