МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
В.А. КАВЕРИНА,
гимназия при педагогическом колледже
№ 1,
г. Владивосток
Продолжение. Начало см. в № 36/2002
Задания для творческой работы
учащихся
5 класс
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
(учебник Т.А. Ладыженской и др.)
Задание 1
Запомните правописание данных слов.
Составьте небольшой текст на тему «Автобусная
экскурсия. Рассказ экскурсовода».
Вверху
впереди
вблизи
налево |
везде
вдали
здесь |
влево
вправо
слева |
внизу
вскоре
справа
направо |
Задание 2
Запомните правописание данных слов.
Подумайте: о чем поведала тетрадь по русскому
языку тетради по математике? Закончите рассказ,
используя следующие слова. Озаглавьте свое
сочинение.
Беседовать
чернила
расписание |
грамотный
восклицательный
посетить |
почерк
повествовательный
стремиться |
Поздним вечером, когда из школы ушли и
ученики, и учителя, на полке в 5-м классе
встретились две тетради...
Задание 3
Запомните правописание слов.
Вставьте пропущенные слова в предложения.
Диван
паркет
пианино |
кабинет
телевизор |
компьютер
телефон |
1. ... – это мягкая мебель для сидения и
лежания.
2. ... – это комната для занятий и работы.
3. ... – это электронная вычислительная машина.
4. ... – это настил на полу из дощечек, уложенных
так, что они образуют какой-нибудь узор.
5. Первая часть в словах ..., ... имеет
значение: «передача на расстоянии».
6. По форме ... напоминает высокий ящик с
вертикально натянутыми струнами.
Задание 4
Огромный
расчетливый |
благородный |
правильный
справедливый |
Запомните правописание слов.
Используя данные слова, подберите синонимы к
прилагательным. Запишите синонимы группами.
Высокий, громадный, верный, точный,
заслуженный, гигантский, возвышенный,
безошибочный, экономный, колоссальный,
бережливый, безошибочный.
Задание 5
Шоколад, шофер, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
Определите по толковому словарю
значение данных слов. Выучите шуточный стишок.
Попробуйте рассказать его по-разному: весело,
грустно, с восторгом, с удивлением...
Задание 6
Запомните правописание слов.
Представьте себе, что вы возвратились из
туристического похода и хотите поделиться
своими впечатлениями с другом, живущим в другом
городе. Напишите ему письмо, используя данные
слова.
Рюкзак
рассвет
посетить |
гитара
фотоаппарат
жечь |
мечта
стремиться
костер |
маршрут
чехол |
Задание 7
Запомните правописание слов.
Представьте себе, что вам поручили выступить
перед первоклассниками и рассказать им о
правильном питании. Составьте и запишите
возможный текст своего выступления. В работе
используйте данные слова.
Апельсин
конфета |
безвкусный
здоровье |
мандарин
громадный |
Задание 8
Вагон
корзина |
вокзал
платформа |
здание
ремень |
канал |
Запомните правописание слов. Слова в
языке имеют свою историю. Происхождением слов
занимается этимология. Решите
этимологические задачки.
1. Это слово триста лет назад в
английском языке означало «зал госпожи Во,
Вокс-холл». Что это за слово?
2. Это французское слово сперва
обозначало «плоская крыша дома». Теперь мы
употребляем это слово в смысле «любая ровная
площадка из твердого материала». Что это за
слово?
3. В немецком языке это слово означало «повозка,
тележка», оно того же корня, что и русское слово
воз. Что это за слово?
4. Это слово исконно русское, от глагола
корзить. Что значило это слово в
древнерусском языке?
5. В старославянском языке глагол зьдати
обозначал «лепить», а зьдъ – «глина».
Какое современное слово произошло от этих слов?
6. Это слово пришло в наш язык в эпоху
Петра I. В немецком языке оно являлось
производным от слов тростник, трубка. Что это
за слово?
7. Это слово общеславянское, очевидно,
оно того же корня, что и ярмо. Что это за слово
и как оно связано с первоначальным значением?
Задание 9
Ваш товарищ заболел, вы пришли его
проведать и сообщить домашнее задание по
русскому языку. Объясните ему, что вы узнали
нового о правописании не с глаголами.
Разделите данные слова на два столбика,
объясните принцип разграничения.
Не буду
не хотел
негодовать |
не был
не хочу
ненавидеть |
не могу
не стану
недоумевать |
не мог |
Задание 10
Составьте текст, включив данные
слова. Подумайте, в каком стиле вы напишете
сочинение. Озаглавьте его.
Баскетбол
гимнастика
состязание
спортсмен
тренироваться |
велогонки
матч
состязаться
стадион
футбол |
велосипед
соревноваться
спартакиада
тренер
хоккей |
Задание 11
Напишите шуточный рассказ о том, как
вы ходили в цирк. Включите в него данные слова.
Лексическое значение слов уточните по словарю.
Арена
профессия
фиолетовый |
балкон
костюм |
гардероб
отовсюду |
бинокль
лиловый |
7 класс
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
(учебник М.Т. Баранова и др.)
Задание 1. Составьте
юмористический рассказ на тему «Как я готовлю
уроки», употребив следующие слова.
В насмешку
на дом
на память
на ходу
никак
по окончании |
впоследствии
на лету
насилу
несмотря на
нисколечко
по памяти |
на днях
на миг
на совесть
нимало
ничуть
по совести |
Знайте значение и правописание слов.
Задание 2. Представьте, что вы
попали на художественную выставку. Расскажите о
работах, которые вы видели, используя следующие
слова.
Автор
классик
фантазия
присутствовать |
галерея
конверт
силуэт |
изобразить
отразить
точь-в-точь
экспозиция |
карикатура
сатира
старательно
экспонат |
Знайте значение и правописание слов.
Задание 3. Эти слова встречаются в
народных сказках. Попробуйте написать
мини-сочинение в духе волшебной сказки на темы:
«В тереме Василисы», «Путь через лес», «Волшебная
поляна»...
Волей-неволей
кованый
насилу
нежданный
ожерелье
под силу |
давным-давно
мало-помалу
на скаку
неслыханный
вмиг |
желанный
видимо-невидимо
невиданный
нечаянный
сиять
до смерти |
Знайте значение и правописание слов.
Задание 4. Выучите значение и
правописание слов. Ответьте да или нет,
прочитав толкование слов. Если толкование слов
неверно, то предложите собственное объяснение.
Артиллерия
калитка
комбинация
на глазок
светофор |
возражение
квитанция
комбинат
паркет
семафор |
бок о бок
колонна
комендант
почтальон
утрамбовать |
1. Артиллерия – стальной каркас
железобетонных конструкций?
2. Возражение – выражение
несогласия с чем-нибудь?
3. Бок о бок – очень близко,
вплотную?
4. Калитка – очень сильно
раскаленный предмет?
5. Квитанция – ансамбль из пяти
исполнителей?
6. Колонна – то же, что и колосс,
но меньшего размера?
7. Комбинация – обман,
хитроумный расчет?
8. Комбинат – тот, кто склонен к
комбинациям?
9. Комендант – притворщик,
лицемер?
10. На глазок – очень мало?
11. Паркет – настил на полу из
дощечек?
12. Почтальон – разносчик почты?
13. Светофор – то же самое, что и
семафор?
14. Утрамбовать – спуститься
ниже?
Задание 5. Выучите правописание
слов, составьте с ними предложения. Подумайте и
ответьте, в каком стиле речи чаще всего
используют эти слова.
Вследствие того что
затем, чтобы
из-под
оттого что
чтобы |
для того чтобы
из-за
как будто
с тем чтобы
благодаря тому что |
Задание 6. Представьте, что вы
спортивный комментатор и ведете репортаж с
Олимпийских игр 200... года. Расскажите об
интересных моментах Олимпиады, используя
следующие слова.
Дистанция
прекратить
присутствовать
с налету
за границу
не раз (много раз) |
кросс
претендовать
ситуация
чемпион
за границей
ни разу (никогда) |
масса
претензия
с разбегу
в силу того что
вмиг |
Знайте значение и правописание слов.
Задание 7. Выучите правописание и
значение слов. В предложения вставьте подходящие
по смыслу слова из предложенных.
Выровненный
кромешный
недосягаемый
реальный
священный |
жеваный
медленный
предварительный
поразительный
нечаянный |
1. Наполнил грудь восторг ... .
Благоговейный обнял страх.
2. С людьми он видался только по крайней
надобности. Когда случались ... встречи, старался
сделать их покороче.
3. Снег лежал еще кое-где на этом ... поле
аэродрома.
4. Никите было запрещено стрелять из
стеклянной трубочки ... бумагой.
5. Дед мой вел ... работы по постройке
дома.
6. Небо было облачно. Тьма ... окутывала
землю.
7. Я пишу о том, что было давно; и за это
время ... перемешалось в памяти с воображаемым.
8. Всех удивляло его ... осязание.
9. С берега не было заметно ... движения
льдов.
10. Небо там, над скалами и пропастями,
кажется таким далеким и ... .
|