Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №42/2002

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

С.И.ГИНДИН


А какие учебники русского языка у наших былых сограждан?

Вопрос, вынесенный в заглавие, далеко не праздный. Двенадцать лет назад миллионы русских в одну минуту оказались живущими за пределами своей родины. Наши газеты нередко пишут о трудностях и казусах, связанных с юридическим статусом русского языка в странах СНГ и Балтии. Но ведь реальные заботы далеко не исчерпываются вопросом о статусе. Учителя новых независимых государств сталкиваются с проблемами более прозаическими и в конечном счете более важными. Общий знаменатель этих проблем: как учить русскому языку в новых условиях?
Не стану перечислять сейчас все возникающие проблемы – надеюсь, что речь о них у нас еще будет. Но, безусловно, одна из главных среди них – проблема учебников.
За последние годы заметного продвижения в создании нового поколения учебников русского языка достигли наши коллеги в Эстонии. Кандидат филологических наук Э.А. Флоренская самостоятельно или вместе с соавторами написала, а издательства «Авита» и «Коолибри» выпустили в свет учебные комплексы (учебники и рабочие тетради) для 6–8-х классов русских школ. Изданы также учебник русского языка для 9-го класса и учебник по стилистике для 11-го класса гимназии (см. прилагаемую библиографию). Все эти издания практически неизвестны в России, а между тем воплощенный в них опыт представляет немалый интерес – и не только для обучения детей мигрантов, но и для учителей и методистов обычных школ.
Поэтому мы считаем необходимым познакомить читателей с этой серией учебников и сегодня рассказываем об учебном комплексе для 7-го класса. При чтении надо помнить, что программа русских школ в Эстонии как бы «отстает» на год от школ в России, и, таким образом, описываемый комплекс скорее соответствует российским учебникам для 6-го класса.
Редакция планирует продолжить ознакомление с новыми учебниками и поместить фрагменты учебника Э.А. Флоренской, А.Полевой и С.Н. Митюрёва для 9-го класса.

Библиография

1. Флоренская Э.А. Русский язык: Учебник для 7-го класса. Таллинн: Авита, 1997. Изд. 2-е, перераб. 2001.

2. Флоренская Э.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 7-го класса. Ч. I. Орфография. Синтаксис. Таллинн: Авита, 1998.

3. Флоренская Э.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 7-го класса. Ч. II. Морфология. Синтаксис. Таллинн: Авита, 1998.

4. Флоренская Э.А. Русский язык: Учебник для 8-го класса. Таллинн: Авита, 1998.

5. Флоренская Э.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 8-го класса. Ч. I. Таллинн: Авита, 1999.

6. Флоренская Э.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 8-го класса. Ч. II. Таллинн: Авита, 2001.

7. Полева А., Флоренская Э. Русский язык: Учебник для 6-го класса. Таллинн: Коолибри, 1999.

8. Полева А., Флоренская Э. Русский язык: Рабочая тетрадь. Ч. I. Таллинн: Коолибри, 1999.

9. Полева А., Флоренская Э. Русский язык: Рабочая тетрадь. Ч. II. Таллинн: Коолибри, 1999.

10. Флоренская Э., Полева А., Митюрёв С. Русский язык: Учебник для 9-го класса. Таллинн: Коолибри, 2001.

11. Флоренская Э. Стилистические возможности языка: Учебник для [11-го кл.] гимназии. Таллинн: Коолибри, 2000.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru