ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
К.И.ПРОХОРЕНКО,
г.Зеленоград
Константин Иванович Прохоренко имеет немалый
стаж работы в школе, окончил аспирантуру, работал
в Институте усовершенствования учителей в
разных городах – Москве, Ленинграде, Твери,
Пскове, выступал со своими наглядными пособиями
в десятках городов, был инспектором роно,
директором школы.
«На моем не легком и не коротком пути накопилось
многое, чем хочется поделиться с коллегами», –
пишет он. О своем опыте Константин Иванович
рассказывает в письмах под заголовком «О стыде
безграмотности», фрагменты которых мы публикуем.
О стыде безграмотности
* * *
Среди многочисленных статей Симона
Львовича Соловейчика для меня, учителя русского
языка, наиболее памятна «Стыд безграмотности». В
самом деле, разве не постыдно, когда с высокой
трибуны объявляют на всю страну: Ложьте
документы вот сюда... Стоит только начать, и
процесс пойдет...
В последний год работы в школе перешел
я в новую школу, поближе к дому, получив среди
прочих классов и 8-й (тогда выпускной) от
учительницы, выдвинутой в завучи. В начале
октября, как обычно, приходит в школу текст
городского контрольного диктанта.
Подсматривать, подсказывать во время
контрольной я никому не разрешал. И вот
результаты... Из 34 писавших один ученик получил
«4», двое – «3», остальные «2» и «1». Что делать?
Вспомнилась мне коллега из старой школы. Зашел я
как-то к ней после контрольной. Сидит она за
тетрадями в пустом классе, а перед ней с десяток
ручек, от черной до темно-фиолетовой, чтобы
вносить в тетради поправки нужным цветом. «Что вы
делаете?! Как вам не стыдно!» – «Это вам, наверное,
все равно, когда вас склоняют на педсовете, а я не
выдерживаю. Лучше всем троечку натяну». Нет, я так
не могу. Выставил в классный журнал все как есть.
На другой день вижу в учительской на
доске объявлений приказ директрисы с грозным
предупреждением «не выставлять в таком
количестве плохие оценки в классный журнал». В
это время «Литературная газета» вынесла на
обсуждение злободневный вопрос о безграмотности
выпускников школ. Я пообещал отослать копию
приказа в «Литературку», чтобы газета
рассказала, какими мерами добиваются в школах
грамотности. На следующей перемене приказ с
доски объявлений исчез. Но пришлось отдать 8-й
класс новому завучу и доработать год на
полставки. А у завуча все восьмиклассники,
конечно, успешно закончили учебный год.
Я не виню в случившемся завуча: явление
заурядное.
* * *
В газете «Первое сентября» за июль 2002
г. приведены данные Техасского образовательного
центра: 95% учителей используют лекционный метод
преподавания, но только 25% учащихся хорошо
воспринимают информацию на слух, 30% нуждаются в
наглядности, 20% – в практической деятельности
при познании нового, 30% – в комбинировании
различных методов обучения.
Главным средством наглядности по
русскому языку считаются таблицы. Однако
перенесение из учебника на большой лист бумаги
правила с несколькими примерами – вовсе не
таблица, как и нагромождение на один лист десятка
правил без предварительного анализа
достоверности этих правил.
После прочтенного или услышанного
правила писать – только делать ошибки. Прежде
всего нужно устное тестирование при помощи
карточек. Они появились у многих учителей, но
дело не только в самих карточках. Диктовать
несколько случайно подвернувшихся слов, чтобы на
основании умения их написать судить о знании
всей орфограммы – опрометчиво. Кто-то из
методистов давно уже возмущался, что мы учим
писать одни слова, а в диктанте попадаются совсем
другие, пусть и на то же самое правило. Что мы
знаем о количестве слов с каждой орфограммой?
Десять существительных на -мя – вот чем мы
ограничиваемся. А сколько встретится слов с
чередованием в корне е – и, сколько наречий на
шипящие, на -ую и т.д.? Иной раз слов-то всего 5, 10,
ну, 20. К карточкам должны быть в придачу списки
слов с каждой орфограммой, что и пришлось самому
сделать.
Умение моментально определить
морфемный состав слова – основа орфографической
грамотности. Только не разработана у нас пока
методика обучения словообразованию и умению
членить слово на морфемы. Сколько ни подсовывай в
упражнения для этого столик да домик, никаких
умений не появится, поскольку в учебниках нигде
нет указаний на возможность усечения
производящей основы (авиация – авиационный, утка
– утиный), наращения (петь – певец, шоссе –
шоссейный), частичного наложения морфем (иду –
приду, колонна – колонный). Нужно и особое
наглядное пособие по обучению распознаванию
состава слова.
Чем занимаются на перемене учителя
русского языка? Все что-то пишут и пишут на
классной доске. Ах, да! Предложения, чтобы в
каждое из них вставить по запятой при анализе.
Наглядное синтаксическое пособие не только
избавит от этих забот, но и даст возможность
увидеть в предложении обособленные обороты,
правильно оформить диалог и многое другое.
Каждую из рассмотренных операций можно
повторить, предлагая учащимся самим, подойдя к
доске, вставить карточки красного цвета со
знаками препинания.
Хорошо работать, когда, как у хозяйки,
кроме ножа да доски, есть под рукой и яйцерезка, и
пеновзбивалка, и соковыжималка, и многое-многое
другое.
* * *
По программе на числительное
отводится 10 часов. Когда я первый раз в своей
учительской практике дошел до этой темы, то
понял, что различать количественные и порядковые
числительные можно научить за 1 час, а вот
склонять – и 20 часов не хватит, потому что уже без
меня научили не склонять числительные. Чтобы
удостовериться в этом, пошел на урок арифметики в
начальный класс к учительнице, от которой
ученики пришли ко мне в 5-й класс, а также на
урок математики в этот 5-й класс – и убедился, что
числительные склоняют неправильно и никто за
этим не следит.
Основоположник методики преподавания
русского языка В.И. Буслаев писал: «Каждый
школьный наставник прежде всего воспитатель,
затем – учитель родного языка и только после
всего этого – преподаватель своего предмета».
* * *
Грамотность – широкое понятие: это и
безошибочные речь и письмо, знание грамматики,
истории языка, лексикологии, словообразования и
многого другого. Некогда были оценки за русский
язык устный и письменный, а сейчас одна оценка,
при выведении которой на первом месте стоит
письменная грамотность.
Пусть ученик пока получает за
письменные контрольные «3», но он отлично знает
грамматику, он правильно говорит, хорошо
справляется с морфологическим, синтаксическим,
фонетическим, морфемным разбором. Разве это не
основа будущих успехов? Разве в настоящем ему
нельзя поставить пусть не «5», но и не «3»?
Можно неплохо писать существительные,
прилагательные, глаголы, а вот в наречиях и
частицах нередко ошибаться. Помню, как
Наркомпрос «для повышения грамотности» принял
постановление считать ошибки в наречиях не
грубыми, хотя не помню, чтобы кто-то из учителей
придал этому значение. Как это не считать ошибки
в наречиях за грубые, если наречия встречаются
почти в каждом предложении?
Давно пора не только вернуться к
отдельным оценкам за русский устный и русский
письменный, но и разработать программу изучения
и освоения орфоэпических правил, выставляя за
грамотное произношение отдельную оценку,
разработать и ввести научно апробированную
программу изучения состава слова, поскольку
морфемика в русской орфографии – основа
грамотности.
Я давно уже завел, помимо классного,
свой собственный журнал учета успеваемости и
грамотности. В нем знанию каждого раздела
грамматики отвел свою страницу, орфоэпическим
занятиям – тоже, как и всему остальному, чем
ученики занимаются на уроках.
|