Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №42/2002

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Г.И.НАГОВИЦЫНА,
д. Курегово,
Глазовский район,
Удмуртия


Творческие задания на уроке

Советы молодому учителю

Для развития творческого воображения учащихся не надо никаких дополнительных уроков. Различные творческие задания скрасят любой скучный урок.
Например, при повторении темы «Обращение» использую такой прием. От каждого ряда выходят к столу по одному ученику. Вызванный должен расставить знаки препинания и завершить начатое предложение:

– Ах(,) мадам(,) я так мечтал увидеть вас, но в последний момент...
– Сударь(,) я давно собирался сообщить вам одну очень важную новость. Дело в том, что...
– Сударыня(,) еще вчера я готов был предложить вам руку и сердце, но сегодня я узнал...

Иногда в конце урока начинаем писать небольшое изложение, а закончить его предлагаю дома. Например:

Вскоре все бойцы уснули, прижавшись друг к другу. Костицын один нес караул. Вдруг странный царапающий звук привлек его внимание. Он доносился откуда-то издали и в то же время был совсем близко.
Старуха, бесшумно ступая босыми ногами, прошла в сени. Начало светать. «Что это? – спросил Костицын, – словно молоточек где-то стучит, слышите, бабушка?» Старуха негромко ответила: «Нашли время, это цыплята вылупляются». Костицын посмотрел на спящих бойцов и вдруг почувствовал нежность к этим людям...

Или:

Старик играл последней вещью «Зимнюю дорогу» Шуберта и уже собирался уходить. Но вдруг из середины ветра и снега появился знакомый воробей. Он сел на снег, походил вокруг футляра, а потом перелетел вовнутрь него. Потом воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть. Он ел долго, метель почти полностью засыпала снегом футляр. А старик ждал, когда воробей освободит футляр. На другой день воробей опять прилетел и сразу же опустился в футляр, стал клевать готовый хлеб. Старик глядел на него, играл на скрипке и чувствовал добро в своем сердце. Наевшись, воробей высоко взлетел из футляра и пробормотал в воздухе небольшую песню...

Накануне новогодних праздников, когда и ребята устали, и внимание на уроках уже не то, в качестве пятиминутной разрядки и как подготовку к домашнему сочинению-миниатюре, которое будет называться «Неожиданный подарок», предлагаю такую игру.

Вообразите, что вы – телеведущий популярной детской передачи. Вам пишут ребята из разных уголков нашей страны, у вас спрашивают: «Дед Мороз – это Снегурочкин дедушка. А кто ее мама и папа?», «Что нужно сделать, чтобы Дед Мороз подарил девочке настоящего щенка?» – и т.п. После такого необычайного вступления ребята пишут сочинения тоже необычайные, оригинальные.

Еще один эпизод из школьной жизни. Один из последних уроков русского языка перед Новым годом. Учитель: «Вижу – вижу, вы уже у новогодней елки. Давайте представим последние минуты уходящего года. Вот-вот пробьют часы двенадцать, и Новый год вступит в свои права. Все ждут выступления президента, сейчас он обратится к народу с самыми важными и нужными пожеланиями. Представьте себе, что президент – это вы. И это на вас сейчас с ожиданием и надеждой глядит вся страна. Что вы скажете своему народу, что пожелаете?». Ребята сразу оживились и принялись за работу. Тут же на уроке учитель, пройдя по рядам, выделяет удачные тексты. Затем авторы отобранных текстов занимают место за столом и произносят текст новогоднего поздравления. Ребята оценивают выступление: что понравилось в поздравлении-обращении, оцениваются и актерские данные «президента».

Ребята на уроке учились оформлять деловые бумаги, в частности, писать заявление. Они получили такое домашнее задание: написать заявление на имя какого-нибудь сказочного или книжного героя.
Мальчик обратился в Черномору из пушкинской сказки с просьбой принять его в богатырскую дружину, обещал при этом не щадить живота своего, охраняя родную землю от всякой нечисти.

Кроме уроков, я веду в школе кружок «Сочиняем сами», где ребята пробуют свои силы в прозе и в стихах. Очень часто стихи ребят являются откликом на то, что они слышали на уроке. В 11-м классе изучали роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба», где шел разговор о геноциде еврейского народа. Ребята сидели с широко открытыми глазами. На другой день Шудегова Светлана принесла стихотворение:

Птицы умолкли, природа притихла,
Когда в 41-м году, в сентябре,
Враги, проскакав по Крещатику лихо,
Пригнали к оврагу сто тысяч людей.
Испуг на их лицах сменился на ужас,
И, крепко прижав к себе малых детей,
Евреи стояли, зная, что пуля –
Расплата за то, что ты просто еврей.
Свидетели были две тонкие осины,
Овраг в тридцать метров и старенький клен,
Как стоны округу всю вдруг огласили,
Вливаясь в единый бессилия стон.

Люблю давать сочинения о природе:

1) Зима в лесу.
2) Весенний денек; или Самое майское..., зимнее..., осеннее...

Выходим с детьми на улицу минут на 5–10, и ребята отыскивают это самое... Вот потом что получается.

Самое осеннее – это, по моему мнению, листья... Когда у меня плохое настроение, самое лучшее лекарство для меня – это природа. Я выхожу на улицу, смотрю на разноцветные листья, и мне становится радостно, и в душе моей вспыхивает чувство и любовь не только к природе, но и к людям... (Снегирева Марина)
Самое осеннее – это туман, мелкий моросящий дождь. Кого-то он угнетает, а у меня в душе поднимаются большие чувства, и хочется делать только добрые дела... (Усов Саша)

Наташа Богданова написала стихи:

Самое осеннее – желтая листва.
Красивая, узорная осенью она.
Смотришь, как желтеет эта красота,
И бывает грустно на душе тогда.
Друг за другом листья по ветру летят,
Кажется, всю землю ковром покрыть хотят.
Желтый листик в крапинку тихонько упадет.
И тогда к нам осень царствовать придет.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru