Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №42/2002

Я ИДУ НА УРОК

Е.Е.МАРКИНА,
г Ульяновск


Предлагаем ознакомиться с интегрированным уроком русского языка и литературы в 11-м классе, он рассчитан на два часа (90 мин.). Лингвистический комментарий стихотворения «Куда мне деться в этом январе?» составляет основу коллективной работы класса под руководством учителя. В конспекте урока почти стенографически представлены ответы старшеклассников.
В конце второй части урока одиннадцатиклассники самостоятельно пишут мини-сочинение на одну из заданных тем.
Предложенная методика помогает детям глубже понять смысл стихотворения, воспитывает внимание к поэтическому слову, к интонации, развивает языковое чутье.
В разработке и проведении урока принимала участие Бойчук Л.А. Урок проводился в школах г. Ульяновска в 2001/2002 учебном году.

О.Э. Мандельштам. «Куда мне деться в этом январе?»

Построчный лингвистический анализ

11 класс

ЭТАПЫ УРОКА

I. Предтекстовый этап

1. Принципы акмеизма. Черты поэтики О.Э. Мандельштама.
2. Краткая беседа о тех фактах биографии поэта, которые имеют отношение к стихотворению.
3. Первое чтение стихотворения учителем и установка – определение темы.
4. Беседа после первого прочтения стихотворения по содержанию стихотворения, выяснение того, как определили ребята тему стихотворения.

II. Работа над текстом стихотворения: лингвистический комментарий поэтического текста. Коллективная работа класса под руководством учителя.

III. Послетекстовый этап

1. Уточнение темы и идеи стихотворения.
2. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
3. Написание мини-сочинения на одну из предложенных тем.

IV. Домашнее задание.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Об О.Э. Мандельштаме, одном из поэтов Серебряного века, А.А. Ахматова скажет: «Он явился как чудо».
Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением О.Э. Мандельштама «Куда мне деться в этом январе?».
Какие направления, то есть литературные течения, возникают в эпоху Серебряного века и к какому из них принадлежит О.Э. Мандельштам?
(Ответы учеников: Символизм, футуризм, акмеизм. Мандельштам – поэт-акмеист.)
Вспомним основные принципы акмеизма.

1. Критика символизма. Никакого заигрывания с вечностью, с потусторонним миром.
2. Отражение мира таким, каков он есть.
3. Культ мужского начала в противовес культу женственности.
4. Однозначность поэтического образа.
5. Сохранение культурных ценностей.
6. Выработка тонких способов передачи внутреннего мира лирического героя (через психологические жесты, движения).

Обратим внимание на дату написания стихотворения – 1937 год.

Особенности последнего, третьего периода творчества О.Э. Мандельштама:

1. Поэт ощущает себя создателем иной литературы – «неразрешенной», противоположной официально принятой.
2. Обращается к лирической прозе (свои взгляды на природу и предназначение поэзии высказывает в очерке «Разговор о Данте» (1933).
3. Лирическое я выступает в стихах этого периода более отчетливо, ощущается принятие жизни, стремление найти контакт с веком, и утверждается независимая позиция творца и готовность к мученической смерти.

Стихотворение «Куда мне деться в этом январе?» входит в сборник «Воронежские тетради» и датируется 1 февраля 1937 года. Обратимся к тем фактам биографии Мандельштама, которые связаны с 30-ми годами прошлого века и непосредственно с 1937 годом.
Что происходит в стране в 30-е годы?
(Ответы учеников: Это время сталинских репрессий, политического произвола.)

Мандельштам считает, что бесчеловечная, насильственная власть извращает характер человеческого существования. Он пишет в 1933 году стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...» – не только сатиру на Сталина, но и приговор всей системе страха и насилия.

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца, –
Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.

Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, кует за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него, – то малина
И широкая грудь осетина.

(Ноябрь 1933)

13 мая 1934 года Мандельштам был арестован, но Сталин дал распоряжение сохранить ему жизнь. Мандельштама сослали в далекий северный поселок Чердынь, куда его сопровождала жена.

Сталин, давая отсрочку в смерти, надеялся приручить Мандельштама. Судя по всему, поэт не подвергался физическим мучениям, но изощренная психологическая пытка вконец расстроила его тонкую психику.

В Чердыни он пытался покончить жизнь самоубийством – поэт выбросился из окна госпиталя. Попытка самоубийства вызвала и новое смягчение приговора: не ссылка, а «–12», то есть разрешение жить в любом городе, кроме 12 самых крупных. Мандельштама перевели из Чердыни в Воронеж, в менее суровые условия.

В Воронеже Мандельштаму живется трудно: нет работы, общения. Но появляются друзья, рождаются стихи. Воронежские стихи, созданные между 1935–1937 годами, проникнуты духом тихого неповиновения.

Лишив меня морей, разбега и разлета
И дав стопе упор насильственной земли,
Чего добились вы? Блестящего расчета:
Губ шевелящихся отнять вы не могли.

1935. Воронеж

В них продолжают развиваться мотив жажды жизни и ощущение неизбежности конца.
Мандельштам между октябрем 1934-го и августом 1935-го всячески пытался добиться расположения недавно образовавшегося Союза писателей, прося Союз руководить его работой согласно партийным требованиям. Тщетные усилия! Надежда Яковлевна едет в Москву, она рассчитывает поместить в журналах подборку стихов мужа, но всюду получает отказ, как и Мандельштам в Воронеже. Эти неудачи, отчаяние, страхи обострили нервное расстройство и лишили его на несколько месяцев поэтического дара.

В конце 1936 – начале 1937 года Мандельштам пишет ряд душераздирающих писем, прося своих знакомых решительными действиями спасти его от нищеты и гибели...
Самое удивительное, что в декабре 1936 года без видимой причины поэтическое вдохновение возвращается с удвоенной силой!
Положение, казалось, было безнадежным. Надежда Яковлевна полагает, что духовная энергия родилась от столкновения еще не иссякших жизненных сил с неминуемой опасностью. Этот последний взрыв творческих сил продержится до мая 1937 года. Последние воронежские тетради (75 стихотворений) мы вправе рассматривать как завещание поэта.

Мандельштам остро переживает оторванность от литературного мира и находится в жесточайшей депрессии. Он живет в напряженном ожидании нового ареста, который и последовал в 1938 году.

Н.Я. Мандельштам, вспоминая 1937 год, писала о поэте: «Он мучительно искал, кому бы прочесть стихи, никого, кроме меня и Наташи, не было». Наташа же, о которой идет речь, – Наталья Штемпель, свидетельствует: стихотворение «Куда мне деться в этом январе?» Мандельштам читал следователю, сопровождая чтение словами: «Нет, слушайте, мне больше некому читать!».

Этот факт поразительный. И дело не в том, что поэт нашел слушателя среди своих гонителей. Несколько лет назад Мандельштам утверждал, что поэзия как целое всегда обращена к «далекому, неизвестному адресату», то есть о конкретном слушателе он как будто не задумывался, его отсутствие его не тяготило.

Таковы факты биографии Мандельштама, относящиеся к времени написания стихотворения «Куда мне деться в этом январе?»*.

Теперь обратимся к тексту стихотворения.

* * *

Куда мне деться в этом январе?
Открытый город сумасбродно цепок...
От замкнутых я что ли пьян дверей? –
И хочется мычать от всех замков и скрепок.

И переулков лающих чулки,
И улиц перекошенных чуланы,
И прячутся поспешно в уголки
И выбегают из углов угланы...

И в яму, в бородавчатую темь
Скольжу к обледенелой водокачке,
И, спотыкаясь, мертвый воздух ем,
И разлетаются грачи в горячке.

А я за ними ахаю, крича
В какой-то мерзлый деревянный короб:
– Читателя! советчика! врача!
На лестнице колючей – разговора б!

Конец января – 1 февраля 1937. Воронеж

Учитель читает стихотворение наизусть.
Какие чувства возникают при прочтении этого стихотворения?
(Ответы учеников: Чувства: тревоги, гнетущего одиночества, подавленности, ненужности героя, безысходности, горечи, обиды, тоски, загнанности в угол, хаоса, отчаяния, отвращения.
Состояние лирического героя: человек испытывает смятение, отчаяние, живет как в бреду. Человек ищет в переулках, уголках свое, но все изолированы за замкнутыми дверями. Это крик о помощи.
)
Посмотрите на текст стихотворения. Какие яркие особенности текста вы бы выделили?
(Ответы учеников: Вопросительные предложения. Многоточие. Восклицательные знаки. Анафора (повторение начального и). Риторический вопрос. Обращения. Жуткие образы: чулки, чуланы, лающие переулки, замки, скрепки, яма, бородавчатая темь, угланы. Высокая экспрессивность интонации. Возникает картина Петербурга Достоевского.)
Чтобы приблизиться к пониманию скрытого смысла стихотворения, будем читать его медленно, построчно, будем думать над каждым словом и, наверное, наше восприятие будет глубже.
Обратите внимание на слово деться. Этот возвратный глагол в неопределенной форме передает состояние внутренней неопределенности героя, его душевные метания.
Что вы скажете о первой строчке стихотворения?

1. Куда мне деться в этом январе?

(Ответы учеников: Риторический вопрос. Это вопрос и ответ. Лирический герой хочет, чтобы ему ответили, но никто не отвечает. Крик души. Вопрос говорит о состоянии безысходности.
Этот вопрос похож на вечные философские вопросы: «Что делать?», «Быть или не быть?»; инфинитив в центре предложения, одна из самых сильных позиций текста, подчеркивает безвыходность ситуации; напоминает выражения: деться некуда, никуда не денешься, куда податься?; это может быть обращение к современникам.)
Вопросом о судьбе поэта в тоталитарном обществе (и тем самым о своей собственной судьбе) Мандельштам задавался не раз.
В стихотворении «1 января 1924 года» есть строчка: И некуда бежать от века-властелина, в стихотворении «Квартира тиха как бумага...» – строчка И некуда больше бежать...
Что вы представляете себе, прочитав следующие две строки?

2. Открытый город сумасбродно цепок...

3. От замкнутых я что ли пьян дверей? –

(Ответы учеников: Мы представляем себе образ города-хищника. Обращаем внимание на неожиданные и противоречивые определения – открытый – замкнутых. Разве может быть открытый город сумасбродно цепким и одновременно городом замкнутых дверей? Значит, город открыт для всех, но не для лирического героя.
Город, как трясина, тюрьма, поглощает, не выпускает. Если город цепкий, то получается, что герой зацеплен, его не выпускают – он оказывается в западне. Почему сказано сумасбродно цепок? Может быть, так говорится о нелепой реальности.
)
Образ сумасбродно цепкого города навеян репрессиями 30-х годов, когда каждый мог быть «зацеплен» колесами, жерновами беспощадной репрессивной машины, ее цепями. (Ср. цепок – цепкий – «то, что хватает, не отпускает», и в то же время цепок фонетически связано со словом цепь.)
Во 2-й, 3-й строках есть какая-то недоговоренность, умолчание о чем-то. Обратите внимание на обратный порядок слов (инверсию) в третьей строке: От замкнутых я что ли пьян дверей? – передает смятение лирического героя. Все перевернуто! Мир перевернут, перевернуто сознание лирического героя, он может сойти с ума.
Инверсия используется и для постановки значимого слова замкнутых в сильную позицию: в начале строки оно обозначает не просто закрытые двери, но и закрытые наглухо, враждебные, в которые нет доступа.
Что бы вы сказали об использовании разговорного выражения что ли?
(Ответы учеников: Передает спонтанность речи; поток мыслей; внутренний монолог; сомнение, неуверенность лирического героя.)
Что значит пьян ... от дверей? Какие выражения, похожие на это, мы употребляем в разговорной речи?
В переносном смысле употребляются выражения пьян от счастья, пьян от любви, что значит «потерять голову, находиться в состоянии эйфории, блаженства». Но здесь лирический герой теряет голову от враждебности окружающего мира, утрачивает способность понимать абсурдную реальность.
(Ответы учеников: Лирический герой вымотан, он пьян от горя; пьян от дверей – они надоели; слово пьян вызывает представление о шаткости, отсутствии равновесия, опоры, когда мысли путаются.)

4. И хочется мычать от всех замков и скрепок...

Что означает здесь слово мычать?
(Ответы учеников: Мычать здесь означает уход от человеческого. Лирический герой как будто звереет, теряет дар речи, превращаясь в животное; загнанность, как у животного; теряя голову от враждебности окружающего мира, герой утрачивает способность понимать абсурдную реальность; нечленораздельная речь, кляп во рту, не дают говорить; лирический герой потерян, разочарован, его никто не услышит, душевное равновесие нарушено; может быть, это своеобразная реакция на систему страха и насилия. Внутреннее равновесие лирического я нарушено, его переполняет боль, сумбурны мысли, слова.)
Какой образ создают ключевые слова первой строфы – цепок, замкнутых, замков, скрепок?
(Ответы учеников: Эти слова создают образ города-тюрьмы или страны-тюрьмы, клетки, а также образ связанного человека с кляпом во рту, я в этом городе ничего не значит; характерно, что в следующей строфе я даже не будет названо.)
Давайте определим художественное пространство первой строфы.

Город = страна = Вселенная
(тема западни, загнанности).

Противостояние лирического героя и города. Трагедия, происходящая в этом городе, разрастается до трагедии страны, Вселенной, в то же время это западня, означающая загнанность. Это противостояние личности и общества.

Читаем вторую строфу.

5. И переулков лающих чулки,
6. И улиц перекошенных чуланы –
7. И прячутся поспешно в уголки
8. И выбегают из углов угланы...

Во второй строфе пространство сужается. О чем в ней говорится?
(Ответы учеников: Поток мыслей, отражающий болезненное восприятие всего вокруг; конкретизируется образ города, по которому пролегает путь лирического героя; так лирический герой воспринимает город через помутненное сознание.)
Вы, конечно, заметили, что в начале каждой строки 2-й строфы повторяется и. Здесь совмещаются значения союза и частицы. Как называется такой прием? Что достигается этим повтором?
(Ответы учеников: Прием называется анафора (единоначатие). Повторение и дает возможность: соединить по смыслу вторую и третью строфы; передать эмоциональный накал – мрак сгущается; детализировать окружающую обстановку; передать возрастающую напряженность чувств; подчеркнуть бесцельность движения по городу; усилить чувство беды, трагедии, страха.)
Вы заметили, что 2-я строфа – ряд жутких образов призрачного, но в то же время реального мира: лающие переулки, которые сравниваются с чулками, перекошенные улицы, похожие на чуланы, какие-то угланы прячутся в уголки.
«Призрачная внешность» (характерная черта поэтики Мандельштама) становится угрожающей.

Посмотрите на фонетическое оформление этой строфы. Какие звуки здесь преобладают? (Шипящие звуки [ч], [ш], [ш_’].)
Поэт Велимир Хлебников, полагая, что каждый звук имеет свое значение, считал, что [ч] обозначает оболочку. Хлебников рассматривал слова, начинающиеся с ч, – чаша, чан, череп, чулок, – и делал вывод, что все они обозначают оболочку чего-либо. Образы Мандельштама, хотел он этого или нет, словно подтверждают выводы Хлебникова.
Если согласиться с Хлебниковым, какое смысловое наполнение приобретают бытовые слова чулки, чуланы?
(Ответы учеников: Чулки – что-то тесное; чуланы – маленькие, темные, тесные помещения. Чулки переулков и чуланы улиц стесняют человека, из них нет выхода. Опять появляется образ тюрьмы, безысходного и безвыходного положения; чулки, чуланы, уголки – пустота, где человеку нет места. В то же время они говорят о попытке спрятаться.
Чуланы – в быту это место для хлама, ненужных вещей, место темное, закрытое, без окон, без просвета. Выхода нет! Лирический герой не нужен никому.
)
Снова вернемся к звукам, которые мы выделили во второй строфе, – [ч, ш, ш_’]. Какие ассоциации, по-вашему, они вызывают, даже произнесенные отдельно?
(Ответы учеников: [ч], [ш], [ш_’] – зловещий шепот, шуршание, шелест; оболочка, замкнутость; ощущение лабиринта; темный цвет, черный цвет; что-то старое, затхлое; тесное пространство, мало кто заглядывает туда; замутненность; чудовища; страх.)
Эти чувства усиливаются, когда звуки звучат в слове. Смыслы становятся рельефнее.
Какие звуки еще выделили бы вы в этой строфе по частотности, по значимости?
(Ответы учеников: [у], [л], сочетания [ул], [ла], [улк], [угл].)
Ваши фонетические ассоциации?
(Ответы учеников: всасывание в болото, бульканье, когда человек исчезает и остаются только звуки; звуки капель дождя в пустоте; шаги человека, мечущегося по пустым улицам, где каждый звук многократно усиливается из-за пустоты; головная боль, постоянный изматывающий шум в ушах; эти звуки напоминают аббревиатуру гулаг, которая расшифровывается как Главное управление лагерей.)

5. И переулков лающих чулки,

О чем могли, по-вашему, напомнить современникам поэта лающие переулки?
(Ответы учеников: Эпитет лающие – значит враждебно настроенные. Это определение говорит об озлобленности, агрессии людей; человек звереет, теряет человеческое лицо, возможно, и достоинство; когда люди живут в страхе, они держат собак для устрашения любого чужого и для собственной безопасности; возможно, что человеку, живущему в страхе и подозрительности, могли показаться лающими, угрожающими даже человеческие голоса).
Вспомним, что облаять (см. словарь) – «незаслуженно опорочить, обругать, оскорбить, донести друг на друга»Отсюда мотив доносов, предательства.
Как мы уже выяснили, ключевые слова второй строфы: переулков, улиц, чулки, чуланы, уголки – усиливают впечатление тупика, нагнетая настроение отчаяния и безысходности. Лирический герой загнан в угол. Мир обезображен, перекошен.

6. И улиц перекошенных чуланы –

Как вы понимаете словосочетание перекошенных улиц?
(Ответы учеников: Перекошенный – косой, кривой, искаженный, давящий, тесный, узкий. Перекошенные улицы, похожие на чуланы, напоминают замкнутое, тесное пространство; напоминают об «искаженном» обществе, «искаженной» политической системе.)

7. И прячутся поспешно в уголки

8. И выбегают из углов угланы...

Как вы понимаете значение слова углан?
(Ответы учеников: Угланы – доносчики, стукачи, предатели; мысли, которые прячутся в уголках души; это слово связано со словом угол – заостренный, могущий причинить боль; загнанные в угол звери; если считать, что угланы – верные слуги Сталина, то от их рук невинные люди пропадали ночью; просто напуганные люди; может быть, это какое-то новое, «изобретенное» поэтом слово.)
Слово углан есть в словаре Даля, имеет ряд значений: «парень, малый, шалун, подросток, повеса, болван, нелюдим». Есть и фразеологизм угланчики в глазах бегают, то есть «пестрит в глазах, тошнит». Скорее всего это значение соответствует внутреннему состоянию лирического героя.
В этой строфе описываются путь, движение человека по городу, а также судьба обреченного и страдающего человека. И этот путь отдельного несчастного похож на путь всей страны. Давайте определим пространство второй строфы.
Пространство сужается:

Обратимся к третьей строфе.

9. И в яму, в бородавчатую темь,
10. Скольжу к обледенелой водокачке
11. И, спотыкаясь, мертвый воздух ем,
12. И разлетаются грачи в горячке.

Как все это предстает на вашем внутреннем экране?
(Ответы учеников: Бородавчатая темь связана с бородавками, которые означают болезнь. Они выглядят как что-то мерзкое, от чего надо избавиться, это болезненные наросты, уродующие не только внешне, но и внутренне.

Бородавчатая темь – образ обморока, падения в бездну, в замкнутое, страшное, темное пространство.
Эпитет бородавчатая темь вызывает в воображении смерзшиеся комья земли по краям отверзшейся ямы –могилы. А в соседстве с эпитетами мертвый (воздух) и мерзлый (короб) это словосочетание особенно выразительно.)

Развивается тема мертвящего, леденящего душу вечного холода, начатая в первой строке стихотворения.
Как развивается мотив трагического движения к финалу стихотворения?

10. Скольжу к обледенелой водокачке,

Как вы понимаете слово скольжу?
(Ответы учеников: Скольжу означает потерю устойчивости; неумолимость надвигающейся беды, ее неостановимость; движение не зависит от лирического героя; обратного хода нет, это движение вниз; все замерзшее (скольжение по льду), несущее смерть. Возникает ассоциация с ленинградской блокадой! Иногда поэту удается создать провидческий страшный образ; замерзшая, безжизненная, «мертвая» водокачка, а именно она сооружена для снабжения водой – для жизни. Нет воды – не может быть и жизни! Вода, с одной стороны, – это стихия, несущая жизнь, с другой – смерть.)
Подруга писателя Н.Штемпель рассказала в заметках «Мандельштам в Воронеже»: «В этом стихотворении я узнавала внешние приметы моего города... На стыке нескольких улиц – Мясной горы, Дубницкой и Семинарской горы – действительно стояла водокачка... был и деревянный короб для стока воды, и все равно люди расплескивали ее, кругом все обледенело... Да, да, и переулков лающих чулки, улиц перекошенных чуланы – Сухоновки, Венецкая, Мало-Чернавская... как много их в этом узле». Возможно, Мандельштам показал в стихотворении и реальный пейзаж города Воронежа того времени.

11. И, спотыкаясь, мертвый воздух ем,

Как вы понимаете слово спотыкаясь в этом контексте?
(Ответы учеников: Спотыкаясь – чуть ли не падая; когда нет опоры; преодолевая препятствия, чтобы идти дальше; спотыкаясь синонимично задыхаясь, значит, воздуха не хватает. Так бывает, например, когда люди тонут, судорожно глотая воздух; герой цепляется за жизнь.)

12. И разлетаются грачи в горячке –

Как вы понимаете эту строчку? Как известно, грачей в январе нет.
(Ответы учеников: Это движение (разлетаются) быстрое, стремительное, возможно, от страха – человек падает; все мельтешит перед глазами. Так бывает во время болезни, предсмертной агонии.)
Птицы, стремительно взмывая в высоту, наполняют мертвый воздух шумом, хлопаньем крыльев. Это подчеркивается и фонетической оформленностью строки. Звуки [г], [к], [р] словно рвут, вспарывают, взрывают воздух и передают напряженность, тревогу лирического героя. Тревога заполняет весь мир!

Определим пространство третьей строфы.

Пространство еще более сужается! Сужается до мерзлого деревянного короба.

13. А я за ними ахаю, крича

14. В какой-то мерзлый деревянный короб:

С чем ассоциируется у вас мерзлый деревянный короб?
(Ответы учеников: Мерзлый деревянный короб – гроб; лагерные, тюремные нары, замкнутое пространство камеры-одиночки.)
Хочу привести фрагмент из рассказа В.Шаламова «Шерри-бренди», в котором есть предположения автора о том, как мог умереть Мандельштам, что он мог чувствовать перед смертью: «Он лежал, как в ящике, в темной глубине нижнего ряда сплошных двухэтажных нар». Вот пример поэтического предвидения, предчувствия.
Посмотрите на последние две строчки.

15. – Читателя! советчика! врача!

16. На лестнице колючей – разговора б!

(Ответы учеников: Это прямая речь. Все четыре предложения одинаковой структуры, восклицательные: Читателя! советчика! врача! Две последние строчки стихотворения – это крик души, отчаянная попытка быть услышанным, последнее желание, прямое обращение к другим людям.)
Мы видим, что выход из состояния внутренней тревоги, дисгармонии – единение с другими людьми, поиск связи с миром.
С чем ассоциируется метафора в 16-й строке?
(Ответы учеников: Колючая лестница – колючая проволока, зона, тюрьма, ссылка; тюремная лестница; образ лестницы означает двустороннее направление: вверх – вниз; тернистый путь; это место, где все проходят во тьме, в тишине: люди боятся разговаривать друг с другом, могут лишь переброситься словами.)
Колючая проволока – символ несвободы, колючего, опасного пространства, последнего прибежища для обреченных.
Поэт, видимо, чувствуя свое неизбежное, уже заданное скольжение, падение в яму, бородавчатую темь, свое «спотыкание», хочет остановиться с помощью читателя, советчика или врача, задержаться на этой лестнице, пусть она даже колючая, мертвая, мерзлая, и завести с кем-нибудь разговор, успокоиться, отдохнуть, а после всего этого, возможно, он сможет подняться вновь, уже чувствуя опору в жизни?!
Мир враждебен, равнодушен к личности. Никто его не слышит. Кругом тишина. Не слышно человеческой речи.
Посмотрите на частицу б в конце последней строки. Что вы можете сказать об употреблении этой частицы?
(Ответы учеников: Частица б как грамматический показатель условного наклонения глагола означает условность усилий, напрасность; звук глухой, безнадежный, будто закрыли, заколотили крышку гроба.)

Определим пространство последней строфы:

Последний гвоздь в крышку гроба!

Попробуйте нарисовать в цвете мир этого поэтического текста в своем воображении. Каков его фон?
(Ответы учеников: Тусклый, белый, серый, белый с черными точками, мрачный, темный, красная кровь, ярко-белый проблеск.)
Эта цветовая гамма соответствует психологическому состоянию героя.
Как вы думаете, почему стихотворение не имеет названия?
(Ответы учеников: Названия нет, потому что оно ограничивало бы мысль читателя; невозможность точными словами охарактеризовать состояние лирического героя.)
Мы сказали, что герой находится в состоянии отчаяния, безвыходности; но сдается ли он?
(Ответы учеников: Нет, несмотря ни на что, лирический герой не сдается, тоскует по человеческому теплу, общению, нуждается в поддержке.)
Мандельштам как художник понимал, что молчание – это смерть для поэта. Только стихи дают возможность рассказать о себе, общаться с читателем. Поэт разрывает путы молчания и обретает силы для преодоления духовного кризиса.
В подтверждение я бы хотела привести стихотворение, написанное в январе того же страшного 1937 года:

Еще не умер ты, еще ты не один,
Покуда с нищенкой подругой
Ты наслаждаешься величием равнин
И мглой, и холодом, и вьюгой.
В роскошной бедности, в могучей нищете
Живи спокоен и утешен, –
Благословенны дни и ночи те,
И сладкогласный труд безгрешен.
Несчастлив тот, кого, как тень его,
Пугает лай и ветер косит,
И беден тот, кто сам полуживой
У тени милостыню просит.

Как изменилось ваше понимание стихотворения после нашего разговора?

Темы мини-сочинений:

1. Что вы видите, слышите, чувствуете за строкой О.Э. Мандельштама Куда мне деться в этом январе?

2. Как изменилось ваше восприятие текста после его внимательного (медленного) прочтения?

3. Лирический герой в стихотворении Мандельштама «Куда мне деться в этом январе?».

Список использованной литературы:

1. Сидорова М.Л. Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама «Куда мне деться в этом январе?» // Русская словесность. 2000. № 2.
2. Струве Никита. Осип Мандельштам. Томск, 1992.
3. Мандельштам О.Э. О поэзии (сборник статей). Л.: Academia, 1928.
4. Карпов А. Природа в художественном мире Мандельштама // Филологические науки. 2001. № 1.


* Все цитируемые произведения О.Э. Мандельштама даются по изданию: Мандельштам О.Э. Собр. соч. в 4 тт. Т. 1. М.: Терра, 1991.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru