МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Уважаемая редакция газеты «Русский
язык»!
Дидактический материал к урокам развития речи,
присланный вам, был составлен несколько лет
назад, затем он был одобрен оренбургскими
учеными-методистами. Но напечатать его удалось
лишь в 2001 году тиражом 114 экземпляров! Поэтому,
если он понравится вам и вы сочтете необходимым
напечатать его для других учителей, напечатайте
полностью или любую тему. Ведь дидактический
материал – это такая вещь, которой никогда не
бывает много.
С глубоким уважением,
Л.Г. Зазулина, учитель школы № 57,
г. Оренбург
Л.Г.ЗАЗУЛИНА,
школа № 57,
г. Оренбург
Рабочая тетрадь с комплексом
творческих заданий для развития речи и
творческого мышления
5-6 класс
ИЗ ВСТУПЛЕНИЯ
Рабочей тетрадью можно пользоваться
на уроках под руководством учителя и дома
самостоятельно. Как же это сделать?
Выберите любую смысловую тему. Прочитайте
тексты, выполните обязательные задания на
повторение того или иного материала по
орфографии и пунктуации.
Рабочая тетрадь дает возможность проверить
грамотность по тестам-ключам, которые даны в
приложении. (Ключи будут опубликованы в № 44/2002. –
Прим. ред.) Если допущена ошибка, то цифра над
словом или знаком поможет отыскать нужный
теоретический материал.
Лексические упражнения обозначены в заданиях к
теме цифрой 1. Подобрав слова, запомните их,
составьте с ними словосочетания и предложения.
Каждое задание дополните своими примерами.
Интересное упражнение предлагается в каждой
теме под цифрой 2. Называется оно «Включите
воображение!». Следующее упражнение называется
«... словам просторно». Оно способствует развитию
воображения, а проводить его можно и письменно, и
устно.
Комплексный анализ помогает вспомнить
теоретический материал.
В приложении приводится план комплексного
анализа текста. Работа по нему достаточно сложна,
потому что нужно многое знать и уметь.
Комплексный анализ текста – основа для
творческой работы.
ТЕКСТЫ И ЗАДАНИЯ
«Что за чудо этот лес! Полон сказок и
чудес...»
ТЕКСТ 1
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы, в том числе в глагольных
окончаниях 2-го л. ед. ч.
Когда в солнечное утро летом пойд_ в
лес, то на п_лях, в траве, в_дны алмазы. Все алмазы
эти бл_стят и перел_вают_ся на солнце разными
цветами и ж_лтым и красным и син_.
Когда подойд_ ближе и разгляд_, что это такое, то
увид_, что это капли росы собрались в треугольных
листах травы и бл_стят на солнце.
Листок этой травы внутри м_хнат и пушист, как
бархат. И капли к_таются по листку и не моч_т его.
Когда (не)осторожно сорв_ листок с р_синкой, то
капелька скатит_ся, как шарик светлый. И не увид_,
как проскользнет мимо стебля.
Бывало, сорв_ такую чашечку, потихоньку поднес_ ко
рту и выпь_ р_синку, и р_синка эта вкуснее всякого
напитка кажется.
(Л.Толстой)
ТЕКСТ 2
Вставьте, где необходимо,
пропущенные в корнях и окончаниях буквы, а также
недостающие знаки препинания; объясните свои
действия.
Земля, одетая в зелень обрызганная
алмазной р_сой, к_залась пр_крас_ной и сч_стливой.
Лучи солнца яркими пятнами л_жились на лес,
др_жали в сверкавш_ реке а в (не)обыкновенно
прозрачном голубом воздухе стояла такая
свежесть точно мир Божий только что выкупался,
отчего стал м_ложе и здоровей.
(А.Чехов)
ТЕКСТ 3
Объясните расстановку знаков
препинания.
ЛЕСНОЙ РАЗГОВОР
– Люблю, когда лес шумит, – сказал,
обернувшись ко мне, Михаил Петрович, – особенно
летом. Иду и слушаю, о чем деревья
переговариваются. Ведь это целый лесной
разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья
тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это
значит – погожий день устоялся. Иди
смело, куда задумал. А в другой раз как загудят,
заволнуются – ну, жди ненастья, грозы. Им-то
сверху видней, что на небе делается, еще издали
тучку увидят и начнут друг другу весть подавать.
А самые старые заохают и застонут, будто страшно
им, что не выдержат, сломает их ветер. Зато как
пройдет гроза, выглянет солнышко, тут уж такой по
лесу радостный разговор пойдет, прямо
заслушаешься...
(Г.Скребицкий)
ТЕКСТ 4
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы, объясняя орфограммы. Вставьте
также недостающие знаки препинания, объясняя
свои действия.
Леса России разнообразны по в_довому
составу и числу др_вес_ных поро_. Здесь и угрюмая
темн_ хвойная тайга и светлые солнечные боры и
в_личественные дубравы и бел_ствольные березняки
и (не)повторимые смешанные леса и высок_ствольная
лиственнич_ная тайга и напоминающие яблоневые
сады каменноберезники.
(Учебник географии, 8-й класс)
Темы:
«Буквы е – и в окончаниях
глаголов 1-го и 2-го спряжения;
«Ь после шипящих в глагольных
формах»;
«Знаки препинания в сложном
предложении и диалоге»;
«Художественный и научный стили».
(Тексты-ключи в № 44/2002.)
Праздник, на который не нужен билет
ТЕКСТ 1
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы, объясняя правописание слов.
На этот праз_ник не нужен билет.
Кладите кр_юху хлеба в мешок, проголосуйте
попутному грузовику, или с_дитесь в автобус, или
велосипед с_длайте, а лучше – пешком. П_раньше из
дома, лучше с самой з_рей. Тогда весь праз_ник –
ваш. Вы увид_те, как стяг_вает солнце тума_ое
одеяло с реки, увид_те р_су на красных осиновых
листьях, увид_те, как добывает свой «хлеб»
труд_любивый дятел.
Не заявляйте о себе криками, пр_берегите песни.
Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам
все богатство.
(В.Песков)
ТЕКСТ 2
Вставьте пропущенные буквы и
раскройте скобки.
(Не)привыкайте к чудесам –
Д_витесь им, д_витесь!
(Не)привыкайте к небесам,
Глазами (к)ним т_нитесь.
Пр_глядывайтесь к обл_кам,
Пр_слушивайтесь к птицам,
Пр_кладывайтесь к родникам, –
(ни)что (не)повторится.
(В.Шефнер)
ТЕКСТ 3
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы, объясняя правописание слов.
Наша Земля – _громный Эрмитаж,
н_сущийся в к_смическом пр_странств_, музей,
сотворенный руками ми_ионов п_колений, – уже не в
состоян_ вын_сти потребленческой психологии
своих детей. Бе_думной и бе_удержной эксплуатац_и
своих богатств. У нашей цивилизац_и единстве_ый
шанс сохранит_ся – ответственность действий и
поступков, понимание взаимосвязей всех явлений,
отка_ от бе_умных и самоубийственных попыток
пер_упрямить саму Природу.
(Д.Лихачев)
ТЕКСТ 4
Вставьте пропущенные буквы и
раскройте скобки.
И хотя мы п_кидаем р_дные места,
все-таки мы снов_ и снов_ возвращаемся (к)ним, как
бы ни гр_шили знакомством с другими кр_ями.
Потому что жить без этой родины (не)возможно.
Ведь человек счастлив, пока (у)него есть родина...
(В.Белов)
Темы:
«Непроверяемые гласные в корне
слова»;
«Правописание приставок
неизменяемых и при-, пре-»;
«Не с глаголами»;
«Публицистический стиль».
Задания к теме «Лес. Любовь к природе»
1. Продолжите синонимический ряд.
а) Какие они?
Шепчутся березы нежные, ласковые,
...
Лепечут осины робкие, испуганные, ...
Гудят сосны могучие, высокие, ...
б) Травы шепчутся, шелестят,
стелются, клонятся, ...
в) Звуки леса.
Пчелы жужжат, ...
Комары ...
Кузнечики ...
г) Как воспринимаются звуки?
Слышатся, доносятся, раздаются,
замирают вдали, ...
д) Подберите глаголы, передающие
голоса птиц.
Синица тенькает, ...
Ласточки щебечут, ...
Кукушка ...
Дятел ...
Сорока ...
Ворона ...
Грач ...
Придумайте образные выражения,
передающие голоса птиц. Например, дятел
отстукивает телеграмму в эфир.
2. Включите воображение!
а) Тишина, не нарушаемая ни движением,
ни звуком, особенно поразительна.
(Л.Татьяничева)
б) Лунной ночью в березовом лесу
светло, как днем. Свет луны отражается травами и
делает лес просторным, похожим на огромный зал с
колоннами.
3. «... словам просторно».
Лесные запахи набегали волнами. В них
смешивалось все: дыхание можжевельника, вереска,
воды, брусники, гнилых пней, грибов, кувшинок, а
может быть, и самого неба.
(К.Паустовкий)
4. Комплексный анализ текстов,
предложенных в теме.
5. Много ли вы можете назвать
«лесных» слов? Прочитайте отрывок из книги
К.Паустовского «Золотая роза» и составьте
словарный диктант из таких слов, дополнив его
другими.
Первое «лесное» слово, какое меня совершенно
заворожило, было – глухомань... Я впервые услышал
его (так же как и слово глушняк) от лесников. С
тех пор оно связано в моем представлении с
дремучим, замшелым лесом, сырыми чащами,
заваленными буреломом, с йодистым запахом прели
и гнилых пней, с зеленоватым сумраком и тишиной.
А затем уже шли настоящие лесные слова:
корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный
бор, мшары (лесные болота), гари, чернолесье,
пустошь, опушка, лесной кордон, березняк, порубка,
живица, просека, кондовая сосна, дубрава и много
других простых слов, наполненных живописным
содержанием.
6. Свободный диктант.
До Шишкина в отечественной живописи
еще никогда не выступали так полновесно и
яркозвучно крепость, богатырская сила и
спокойствие русского леса. Умение выразить – это
отличает Шишкина от других живописцев,
составляет новизну его, воспринимается как
откровение, навсегда обеспечивающее ему одно из
первых мест в сокровищнице искусства.
Шишкин выбирает такие мотивы, в которых можно
показать обилие, богатство, силу русской природы,
ее полезность для человека. У него леса могучие,
ширь полей. Не просто природа – родина.
(По В.Н. Осокину)
7. Лингвистический эксперимент.
Задание. Вместо пропусков
вставьте глаголы, наиболее точно выражающие
мысль. Почему авторские синонимы более
выразительны?
Мы идем с лесником по мелколесью.
Кое-где попадаются маленькие круглые
оконца-колодцы.
– Родник, – говорит лесник и зачерпывает ладонью
прозрачную воду. Из-под камня _________ родник. Он
превращался в ручеек, который весело ________ на
восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом
стремительно ________ вниз. По склону горы он ______
дальше. Несколько таких ручейков ________ в один
большой ручей, и он спокойно ________ по равнине. А
вот он с шумом ________ в пропасть.
– Должно, Волга начинается тоже из такого
родника, – продолжает лесник.
– Да, должно быть, – соглашаюсь я.
– Я большой любитель разбирать слова, –
добавляет лесник и смущенно усмехается.
– Я слово родник давно приметил. Все его
обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого,
что тут вода зарождается. Родник родит реку, а
река __________ – течет через матушку землю, через всю
родину, кормит народ. Как складно выходит –
родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня
между собой... Как бы родня!
(По К.Паустовскому)
Слова для вставки: мчится,
сливается, низвергается, скатывается, течет,
бежит, льется.
8. Напишите изложение.
ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС
Лиственный лес всегда веселый и
радостный. Радостная кутерьма листьев, солнечных
зайчиков, пестрых птиц. Шелест, шорохи, шепоты.
Тяжесть корявых стволов и легкий трепет теней.
Буйство ветра в зеленых вершинах и застойный
зеленый сумрак в кустах. Солнечные иволги
прыгают по ветвям. Солнечные зайчики прыгают по
траве. Зеленый лист висит у ствола. Зеленый дятел
прилепился к стволу. Цветы разноцветны, как
бабочки, бабочки разноцветны, как птицы. Птицы
разноцветны, как цветы. Скрипит старое дерево.
Свистит молодой сарыч (хищная птица). Качается
тронутая кем-то ветка. Распрямляется примятая
кем-то трава. Смотри да слушай, радуйся и
удивляйся.
(Н.Сладков)
9. Изложение с элементами
сочинения.
Прочитав текст, допишите, как шумит лес летом и
осенью, в грозу и летний тихий дождь...
ЛЕС ШУМИТ
Лес всегда шумит.
Только шумит он по-разному.
Зимней порой, когда вьется в падях, щелях утесов
злой ветер, оголенный, безлистый березняк жмется
вершинами к высоким иззябшим соснам. На опушках
пляшет снежная пурга. Пустынно, безрадостно. И
ветви деревьев, сплетаясь жесткими, застывшими
концами, звенят печально и зло.
А как ласково шепчутся молодые листочки весной!
Влажные, клейкие, они сбрасывают прочь чешую
почек, что сохранила их за зиму. Тянутся к свету, к
солнцу, трепещут. Не бывает в эту пору суровых
ветров. Все смягчает весна. И шумит лес не одними
вершинами, как это бывает в зимнюю стужу, – шумит
стволами своими, шумит отставшей корой, шумит у
корней шорохом новых побегов. Ласково, нежно. А в
темной зелени снуют тысячи радостных обитателей
леса. Рассыпают по сухостоинам звонкие трели
пятнистые дятлы, гудят мохнатые шмели... Весна!
Весенний шум!
10. Сочинение. Тему сформулируйте
сами и выберите определенный тип речи.
Представьте себе, что жарким летним
днем, широко раскинув руки и закрыв глаза, вы
лежите под белоствольной березкой или высокой
могучей сосной. Если очень чутко прислушаться, то
можно услышать, о чем шепчутся березы, какую
телеграмму отстукивает в эфир дятел, чем
возмущается сорока, о чем беседуют бегущие по
дорожке муравьи. Чутко-чутко прислушайтесь к
лесным звукам. Напишите, что вы услышали, какие
тайны поведал вам лес, какие сказки рассказал.
(По журналу «Русский язык в школе»)
11. Напишите текст телеграммы
дятла. О чем она и кому предназначена?
12. Напишите диалог, состоявшийся
между деревьями в лесу. О чем они могут вести
разговор?
13. Поведайте одну из тайн леса
своему другу в форме письма. О чем она?
14. Напишите объявление, приглашая
одноклассников на посадку саженцев.
15. Изложение с элементами
сочинения.
Один человек смотрит на открывающийся
его глазам пейзаж и видит дорогу, лес, деревья.
Второй, посмотрев на этот пейзаж, увидел траву,
вспаханную землю, березу. А третий залюбовался
пейзажем и унес в своей памяти куда больше. Он
увидел синее море васильков на лугу, повторяющее
цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел
ослепительно-белое сияние березовых стволов,
увенчанных кронами, наполненных золотым солнцем.
У разных людей различный дар зрения.
(Т.Тэсс)
Задания.
Рассмотрите пейзаж И.И. Шишкина
«Рожь» или любой другой и подумайте, что на этом
полотне увидели бы разные люди. Какой дар зрения
у вас? Напишите об этом изложение с элементами
сочинения.
Как приходит осень
ТЕКСТ 1
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания. Объясните ваши действия.
Обл_ка почти (не)сходят с неба, и это уже
(не)красивые летние обл_ка, громоздящ_ся
серебр_ыми горами или высоко бегущ_ по небу
серебристыми б_рашками: небо заст_лается все
ровной пеленой свинц_вого цвета. С конца августа
в воздухе начинает х_лодеть. Свежесть замечается
особе_о по утрам а в с_нтябре по_вляются иногда и
ле_кие м_розы. Пр_сыпаясь поутру, вы вид_те как
поб_лела трава или крыша соседнего дома. Еще
(не)много – и луж_ которых осенью довольно везде
н_чинают по ночам зам_рзать.
(К.Ушинский)
ТЕКСТ 2
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы, объясните правописание слов.
Лист_пад был в полном разгаре. Лес с
каждым днем все более и более принимал
монотонно(серую) бе_ж_зненную _краску,
знаменующую пр_ближение зимы. Только дубняки
с_хранили еще листву, но и она п_желтела и от этого
казалась еще печальнее. Кусты, лишенные пышных
нарядов, стали уд_вительно похожи друг на друга.
Ч_рная, п_холодевшая земля, пр_крытая опавшей
листвой, п_гружалась в крепкий сон; р_стения
п_корн_, без пр_тестов г_товились к смерти.
(В.Арсеньев)
ТЕКСТ 3
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания; объясните
орфограммы и пунктограммы.
Какое чудес_ное утро и роса и грибы и
птицы. Но только ведь это уже осень. Бере_ки
ж_лтеют, трепетная осина ш_пчет. Нет опоры в
поэзии роса высохнет птицы улетят тугие грибы
все развалятся в прах. Нет опоры... И так надо эту
разлуку принять и куда(то) лететь вместе с
листьями.
(М.Пришвин)
ТЕКСТ 4
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы, объясните правописание слов.
Все названия месяц_в наши из (древне)римского
календаря, но обычно в византийской переделк_.
Надо иметь в виду, что римский Новый год
начинался 1 марта: поэтому ч_словые
наименования месяц_в (не)совпадают с нашими
номерами.
Как седьмой месяц римского года, сентябрь был
назван именем, происходящим от «сэптэм» –
«семь», «сэптэмбер».
(Л.Успенский)
ТЕКСТ 5
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания.
Размат_вать св_и дожди,
Св_и туманы наст_лать
На бледную речную гладь.
Помедли осень пок_жи
Мне ж_лтых листьев вираж_,
Дай убедит_ся (не)спеша,
Как тиш_на твоя св_жа
И как бе_донна неба синь
Над жарким плам_нем осин.
(Л.Татьяничева)
Темы:
«Буквы и, у, а после шипящих»;
«Буквы е – о после шипящих в
корне слова»;
«Согласные в корне слова»;
«Знаки препинания при обращении,
однородных членах, в сложных предложениях и
прямой речи»;
«Описание»; «Научно-популярный
стиль».
Задания к теме «Осень»
1. Придумайте описательный оборот
к слову осень.
а) Осень – рыжая лиса, осень – щедрая
хозяйка, ...
б) Вспомните, как называется лес: бор – хвойный;
роща – маленький, лиственный, ...
в) Продолжите синонимический ряд.
Листья падают, кружатся, танцуют, ...
2. Включите воображение!
а) Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком.
(С.Есенин)
б) Замерзший бор шумит среди лазури,
Метет ветвями синеву небес.
(С.Маршак)
в) В осиннике осень машет алым крылом.
(Ю.Мельников)
3. «... словам просторно».
а) Оттого, что солнечные дни
перемежались с дождями, деревья в этому году
умирали царственно. (Г.Николаева)
б) Подули осенние ветры, полетела,
закружилась в воздухе позолота, легла у подножья
деревьев шуршащим ковром – вот и лету конец.
(В.Вересаев)
4. Комплексный анализ текстов
темы.
5. Сделайте редакторскую правку
фрагментов сочинений учащихся.
а) Я замерла, когда увидела, как падает
листочек. Падая, его пронзил лучик солнца.
Листочек был так красив! А цвет у него был
румяный, словно колобок.
б) Я гуляла в лесу. Вдруг я пригляделась к листику.
Листик был багровым. Листик медленно падал с
дерева, и листик мне показался заходящим
солнышком.
6. Свободный диктант.
ЛЕВИТАН
Невольные слезы обожгли мне глаза... Я
стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта
картина вошла в мое сознание как проявление
такой величавой и облагораживающей красоты, что
до сих пор я даже не мог поверить, что такая
красота существует на свете...
Все дрожало у меня в душе. Я чувствовал, что со
мною происходит что-то непонятное.
А происходило величайшее событие в моей жизни: я
нашел свою родную страну. Я уже любил ее до
последней прожилки на каждом незаметном листике.
Я был готов отдать этой стране все силы души и
тогда еще молодого сердца.
(К.Паустовский)
7. Расскажите о картине
Е.Зверькова «Осинки». Внимательно рассмотрите
пейзаж.
Искусствовед И.Долгополов отметил, что пейзажи
Е.Зверькова – это «музыка природы» и у каждого
произведения свой голос. Составьте устное
сочинение «Что услышал я в пейзаже Зверькова?».
Яркий изумруд озимых, золотой багрянец
березовых рощ. Молодые осинки выбежали на опушку.
Солнце спряталось. Бледно-ясное небо покрылось
перламутром прозрачных тучек. Неяркий свет
выткал бронзовое кружево листвы. Ветер пробежал
по ветвям деревьев, и звонкий их шорох нарушил
тишину. Тонкие стволы юных осин зябко жались друг
к другу, словно чуя приближение холодов. Ветер
вырвался из плена березовой рощи, и покатил
зеленые волны по озими, и, набравшись сил,
поднялся к небу, и тронул с места пушистое стадо
облаков. Осень. Прозрачные, легкие тени облаков
тихо скользят по бурому ковру опавших листьев.
Шумят макушки сосен.
(И.Долгополов)
8. Напишите сочинение-сказку о
том, как приходит зима. Возможно, что в этом вам
поможет стихотворение Е.Трутневой.
Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолетом.
Пролетела туча низко-низко.
Прыгнула с нее парашютистка,
А за ней сейчас же и другая,
И уже летит за стаей стая.
Спрыгивают, спрыгивают стайки
На пустые нивы и лужайки,
На высокий берег у реки,
В темные лесные тайники...
И тогда в притихшие дома
Через окна глянула зима.
9. Подробное изложение.
Шел неслышный снег. Первый настоящий
снег этой осенью. Я представил, как завтра днем
обнаружатся мышиные следы вокруг куч хвороста в
лесу и заячьи следы возле акации, которую они так
любят глодать по ночам...
Пока мы спали, взошло солнце, и все подтаяло, но
потом снова заморозило. Попив чаю, я взял ружье, и
мы вышли из дома. Даже больно на секунду нам
стало – такой белый зимний свет ударил нам в
глаза и так чист и резок был воздух. Снег сошел, но
всюду остались ледяные корки. Они были матовы,
полупрозрачны. Из коровника шел душистый пар,
телята толкались возле и громко топотали, как по
деревянным мосткам... А там, где они паслись,
появились изумрудные пятна мокрой молодой ржи.
Поля на холмах были дымно-зелены издали и будто
пересыпаны мукой, стога почернели, лес сквозил,
был черен и гол, только резко проступал березовый
белый частокол, да кое-где по лесистым холмам
цвели, горели еще последние красные шапки
неопавших деревьев. Мы спустились вниз по
снежному оврагу, оставляя за собой глубокие,
сперва грязные, а потом чистые следы, и стали пить
из родника возле срубленной осины. В неподвижном
бочажке родника плотно опустились на дно
почерневшие кленовые и дубовые листья, а
срубленная осина пахла горько и холодно, и
древесина на срубе была янтарной.
(По Ю.Казакову)
А дожди бывают разные...
ТЕКСТ 1
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы, объясните правописание слов.
Мелкие осе_ие дождики с_всем не похожи
на летние гр_зовые дожди: они идут бе_преста_о, и
з_мля уже (не)пр_сыхает скоро, как бывало летом.
Ветер дует (без)устали, далеко разн_ся с_зревшие
сем_на деревьев и трав и дост_вляя мальчику
удовольствие высоко запустить бумажного змея.
(К.Ушинский)
ТЕКСТ 2
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания; объясните орфограммы и пунктограммы.
По небу п_лезли со всех сторон тяжелые
грозовые тучи; солнце и_чезло; как(то) сразу
пот_мнело; в воздухе з_пахло дождем. Осл_пительной
змейкой бл_снула молния над самой головой
оглушительными раскатами прок_тился гром. На
минуту все стихло, точно прит_илось, выж_дая.
(Что)то зашумело – ближе, ближе, и первые
тяж_лые, б_льшие капли дождя упали на землю. Через
(не)сколько мгновений все пр_вратилось в сплошную
серую ма_су. Целые реки полились (с)верху. Была
настоящая южная гроза.
ТЕКСТ 3
Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания. Пронаблюдайте, с помощью каких
глаголов писатель изображает усиливающийся
дождь.
Сильный удар грома застав_л Чичикова
очнуться и посмотреть вокруг себя; все небо было
совершенно обложено тучами и пыльная почтовая
дорога опрыскалась каплями дождя. Наконец
громовой удар раздался в другой раз и ближе и
дождь хлынул как из ведра. (С)начал_, принявши
косое направление, хлестал он в одну сторону
кузова, потом в другую, потом, изменивши образ
падения и сделавшись совершенно прямым,
барабан_л прямо в верх кузова. Дождь однако же
казалось зарядил надолго. Лежавшая на дороге
пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям
ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку.
(По Н.Гоголю)
ТЕКСТ 4
Вставьте пропущенные буквы, где это
необходимо.
Дождь – осадки атмосферные, вып_дают
из облаков в виде капель воды диаметром от 0,5 до
6–7 мм. Жи_кие осадки с мен_шим диаметром капель
называют_ся моросью. Капли с диаметром, больш_м
6–7 мм, разбивают_ся при выпаден_ на меньшие капли.
Интенсивность дождя колеблет_ся от 0,25 мм/ч
(моросящий дождь) до 100 мм/ч (ливень). Дождь
вып_дает, как правило, из смешанных облаков
(преимущественно слоисто-дождевых и
высокослоистых), содержащих при температуре ниже
нуля переохлажденные капли и лед_ные кристаллы.
(БСЭ)
Темы:
«-Тся, -ться в глаголах»;
«Суффиксы наречий»;
«Приставки, не изменяемые на письме»;
«Знаки препинания при однородных
членах и обращениях»;
«Повествование, описание»;
«Научный стиль».
«А на небе тучи, тучи, тучи,
А тучи как люди...»
ТЕКСТ 1
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы, объясните орфограммы.
До ближайш_й деревни оставалось еще
верст десять, а большая темно(лиловая) туча,
взявш_яся Бог знает откуда, без малейшего ветра,
но быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не
скрытое облаками, ярко освеща_т ее мрачную фигуру
и седые пол_сы, которые от нее идут до самого
г_ризонта. (Из)редк_ вдалеке вспыхивает молния, и
слышится гул, постепенно усиливающийся,
приближающийся и переходящий в прерывистые
раскаты, обнимающие весь небосклон.
(Л.Толстой)
ТЕКСТ 2
Определите орфограммы, объясните
написание слов, вставьте пропущенные буквы.
Туча _кинула взглядом ни_кие запекш_ся
жнивья. Они стлались до самого г_ризонта. Туча
ле_о вскинулась на дыбы. Они прост_рались и
дальше, за самые лагеря. Туча опустилась на
п_редние ноги и, плавно перейдя через дорогу,
бе_шумно поползла вдоль четвертого рельса
раз_езда. Кусты, пообнажав головы, всей насып_ю
двинулись за ней. Они т_кли, кланяясь ей. Она им не
отвечала.
(Б.Пастернак)
ТЕКСТ 3
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания; объясните свой выбор.
За зубчатый гребень леса ун_слась
пелена дождя. Ч_рная туча что надвигалась из-за
полей, разорванная и лохматая, вразбро_ п_лзла по
небу. Солнце пр_било в ней дыру и радужным веером
ра_бросало с высоты лучи свои на поля и лес на
сверкающие лужи и на гомонящий муравейник
площад_.
(И.Касаткин)
ТЕКСТ 4
Вставьте пропущенные буквы.
ТУЧКИНЫ ШТУЧКИ
Плыли по небу туч_ки,
туч_ки – четыре штуч_ки,
от первой до третьей – люди,
четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством об_ятая,
по дорог_ пр_стала пятая, от ней в небосинем лон_
ра_бежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли,
туч_ки взяли все – и ра_та_ли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось – желтый жираф.
(В.Маяковский)
Темы:
«Правописание приставок»;
«Правописание окончаний
существительных»;
«Твердый и мягкий знаки»;
«Гласная суффикса инфинитива в
глаголах прошедшего времени»;
«Сложное предложение, однородные
члены».
Задания к теме «Дождь. Тучи»
1. Продолжите синонимический ряд,
располагая глаголы в порядке возрастания
действия.
а) Дождь моросит, льет, накрапывает,
идет...
б) Какие бывают дожди?
Моросящие, слепые, обложные, грибные,
скорые, косые, сильные, окатные, ливневые,
грозовые, ...
в) Что можно сказать о громе?
Перекатывается, грохочет, ворчит,
рокочет, встряхивает землю, ...
г) Представьте, что дождь вы не
видите, но слышите. Подберите глаголы, передающие
силу дождя.
По листьям: шуршит, капает, моросит,
стучит, ...
По крыше: шумит, барабанит, ...
На реке: звенит, ...
д) Данные глаголы и фразеологизмы
распределите по трем группам:
глаголы, изображающие 1) весенний
дождь, 2) летний ливень, 3) осенний дождь.
Идет, капает, моросит, накрапывает,
льет, льет как из ведра, хлещет, стучит, барабанит,
струится, стенает, зачастит, зарядит, сеет как из
сита, резвится, прыгает, пляшет.
2. Включите воображение!
а) Сумерки и шум дождя за окном
располагали ко сну. (А.Чехов)
б) Весь день шел дождь порывами, переходя то в
ливень, то в изморось. (В.Арсеньев)
3. «... словам просторно».
Скучная картина! Тучи без конца,
дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном;
смотрит деревушка сереньким пятном.
(А.Плещеев)
4. Комплексный анализ текстов
темы.
5. Лингвистический эксперимент.
Подберите глаголы, проверив себя по подлинному
тексту.
Над нашими головами ... небольшое
грозовое облако прямо к туче, которая ...
ежеминутно и ... уже полнеба с правой стороны. Там
уже ... дождевой ливень; глухой, какой-то зловещий
шум и свежая влажность ... оттуда. Скоро ... нас
туча. ... змеистые, ослепительные молнии, и
мгновенно вслед за ними ... оглушительные
громовые удары. Вдруг ... буря с крупным частым
градом и проливным дождем, и воздух превратился в
белую водяную пыль.
(С.Т. Аксаков)
Слова для вставки: неслось,
синела, росла, заволокла, рубил, неслась, накрыла,
засверкали, раздавались, налетела.
6. Выборочное изложение. Опишите
благодатный июньский дождь, опустив другой
материал.
БЛАГОРОДНЫЙ ДОЖДЬ
В начале июня часто шли необычные для
лета дожди: тихие, по-осеннему смирные, без гроз,
без ветра. По утрам с запада, из-за дальних бугров,
выползала пепельно-сизая туча. Она росла,
ширилась, занимая полнеба, – зловеще белели ее
темные подкрылки, – а потом снижалась так, что
прозрачные, как кисея, нижние хлопья ее цеплялись
за крышу стоявшей в степи, на кургане, ветряной
мельницы; где-то высоко и добродушно, еле слышной
октавой разговаривал гром и спускался
благодатный дождь.
Теплые, словно брызги парного молока, капли
отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине
землю, белыми пузырями вспухали на непросохших,
пенистых лужах; и так тих и мирен был этот летний
негустой дождь, что даже цветы не склоняли
головок, даже куры по дворам не искали от него
укрытия. С деловитой озабоченностью они рылись
возле сараев и влажных, почерневших плетней в
поисках корма, а мокрые и слегка утратившие свою
величественную осанку петухи, невзирая на дождь,
кричали врастяжку и по очереди, и бодрые голоса
их сливались с чириканьем беззастенчиво
купавшихся в лужах воробьев и писком ласточек,
как бы припадавших в стремительном полете к
пахнущей дождем и пылью, ласково манящей земле.
(М.Шолохов)
7. Вы метеоролог. Составьте сводку
погоды дождливого дня для сообщения по радио.
8. Прочтите шутку. Что заставило
вас улыбнуться? Напишите свою шутку о дожде,
молнии, громе. Посмейтесь над своим страхом,
который возникает у вас во время грозы.
ЗАЧЕМ СПЕШИТЬ?
Идет сильный дождь. По улице медленно
идет человек. Прохожий спрашивает его:
– Почему вы идете так медленно под дождем?
Подумайте, что ответил человек.
Ответ:
– А зачем спешить? – отвечает он. –
Впереди идет такой же сильный дождь.
«Морозное дыхание метели еще свежо...»
ТЕКСТ 1
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания; объясните орфограммы и пунктограммы.
СНЕЖНЫЕ СЛОВА
Уже с неба снег падает (по)разному.
Если сн_жинки сл_пают_ся на лету мы г_в_рим
«хлопья».
Если твердые белые шарики больно с_кут щ_ки и ло_
мы г_в_рим «крупка».
Снежные слова пр_думал народ и они (по)народному
ме_ки. Кажет_ся что и впрямь сыпл_тся с неба
снежное пшено л_дяная крупа.
Свежий, только(только) запорош_вший землю самый
чистый и самый милый охотнику снег з_вется
«пороша».
Снег, вым_таемый ветром, струит_ся течет по земле.
Это н_зовая метель – «поземка» (по земле).
Если же ветер круж_т вьет в воздух_ снег – это
«вьюга».
...Может раз_грат_ся и настоящая снежная буря –
«буран».
(Н.Надеждина)
ТЕКСТ 2
Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания.
Метель – «п_ренос снега над з_мной
поверхностью ветром достаточной силы. Иногда
снег перенос_тся вместе с пылью. Выд_ляют общ_ю
м_тель низовую м_тель и верховую м_тель...».
(Л.Прох. Словарь ветров)
ТЕКСТ 3
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы.
Св_стит к_сая м_тель – белая м_тла
дороги м_тет, дымят_ся сугробы и крыши. Руш_тся с
сосен белые вод_пады. Ск_льзит по застругам
ярос_ная п_земка. Февраль летит на всех п_русах!
(Н.Сладков)
ТЕКСТ 4
Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания; объясните правописание безударных
гласных в корне и в глагольных окончаниях.
Морозное дыхание метел_
Еще свежо но ул_глась метель.
Беле_т снега мшистая постель
В сугробах стынут траурные ели.
Ночное небо низко и черно, –
Лишь в глубине где Млечный Путь беле_т
Скв_зит его таинственное дно
И холодом созвездий пламене_т.
Обрывки туч_ порой темне_т в нем...
Но стын_т ноч_. И низко над землею
Усталый вихрь шипящею змеею
Ск_льзит и жжет своим сухим огнем.
(И.Бунин)
Темы:
«Дефис в наречиях на -ому, -ему,
-ски, -ых, -их»;
«Буквы е – и в окончаниях
глаголов 1-го и 2-го спряжения»;
«Согласные в корне слова»;
«Знаки препинания в сложном
предложении»;
«Художественный и научный стили».
Задания к теме «Зима. Метель»
1. Продолжите синонимический ряд.
а) Какой бывает снег?
Снег искрящийся, порхающий, летящий,
царственный, величественный,...
б) Назовите «снежные» слова:
пороша, крупка, поземка, вьюга,...
в) Придумайте к «снежным» словам
описательные обороты.
2. Включите воображение!
а) Едет ветер на бешеной тройке. (С.Есенин)
б) Догорает костер, разожженный в снегу, и
последний дымок его стелется низко. (М.Алигер)
3. «... словам просторно».
а) В чистом, морозном воздухе звонко
отдается скрип ворот или лай собачонки. (И.Бунин)
б) И березы нагнутся от стужи,
И поля завернутся в снега.
(М.Дудин)
4. Комплексный анализ текстов
темы.
5. Лингвистический эксперимент.
Вставьте пропущенные слова, проверьте себя по
тексту С.Т. Аксакова.
БУРАН
Снеговая белая туча, огромная, как
небо, __________ весь горизонт и последний свет
красной погорелой вечерней зари быстро _________
густою пеленою. Вдруг ___________ ночь, _________ буран со
всей яростью, со всеми своими ужасами. ________
пустынный ветер на приволье, __________ снеговые
степи, как пух лебяжий, __________ их до небес. Все
__________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой
темной осенней ночи! Все ________, все _________: земля,
воздух, небо превращались в пучину кипящего
снежного праха, который _________ глаза, _________
дыхание, _______, ___________, __________, __________, ________, __________, со
всех сторон, сверху и снизу, как змей, и __________ все,
что ему ни попадалось.
Слова для вставки: обтянуть,
задернуть, настать, наступить, разыграться,
взрыть, вскинуть, одеть, слиться, смешаться,
слепить, занимать, реветь, свистать, выть,
стонать, бить, трепать, вертеть, обвиваться,
душить.
6. Сочинение-миниатюра.
Прочитайте начало стихотворения
А.Пушкина «Зимний вечер», проследите, какие звуки
мы слышим за окном во время снежной бури.
Напишите об этом миниатюру и озаглавьте ее.
Подумайте, в каком жанре будет написано ваше
сочинение.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
7. Изложение-миниатюра.
Ветер <...> час от часу становился
сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая
тяжело подымалась, росла и постепенно облегала
небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил
хлопьями. Ветер завывал; сделалась метель... «Ну,
барин, – закричал ямщик, – беда: буран!».
(А.Пушкин)
8. Прослушайте музыкальные
иллюстрации Г.Свиридова к повести А.Пушкина
«Метель». Какие образы возникают у вас? Что вы
чувствуете? Напишите сочинение-размышление,
подумав над тем, что изобразил композитор: метель
или чувства героев, порожденные
обстоятельствами их жизни. Сочинение озаглавьте.
«На окне, серебряном от инея...»
ТЕКСТ 1
Вставьте пропущенные буквы. Найдите
в тексте прилагательные, выделите в них
окончания; если они безударные, объясните их
правописание.
На окне, серебр_ом от инея,
За ноч_ хризантемы ра_цвели.
В верхних стеклах – небо (ярко)синее
И застреха в снеговой пыли.
В_ходит солнце, бодрое от холода,
З_л_тится о_блеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду вид_ть краски в выш_не,
И до (пол)дня будут с_р_бристые
Хризантемы на моем окне.
(И.Бунин)
ТЕКСТ 2
Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы и прокомментируйте свои
действия.
У ОКНА
К окну приникнув головой,
Я поджидал с тоскою нежной,
Чтоб ты явилась – и с тобой
Помчат_ся по равнине снежн_.
Но в блеск сокрылась ты лесов,
Под листья яркие банана,
За серебро пусты_ых мхов
И пыль жемчужную ф_нтана.
Я вид_л горный поворот,
Где сне_ стопой твоей встревожен,
И ра_смотрел хрустальный грот,
Куда мне доступ невозможен.
Вдруг ты вошла, – я все узнал,
Смех на устах, в глазах угроза.
О, как все верно по_сказал
Мне на стекле узор мороза.
(А.Фет)
ТЕКСТ 3
Вставьте пропущенные буквы.
Проверьте себя, можете ли вы объяснить свои
действия.
Иней – лед_ные криста_ы, образующ_ся на
поверхност_ Земли и земных предметов в холодные
ясные и тихие ноч_. По форм_ ч_стички инея
напоминают снежинки, но отличают_ся от них меньш_
правильностью. Так же, как роса, иней образуется
вследствие охлаждения земной поверхност_ в
результат_ теплового излучения, вызывающ_
понижение температуры пр_легающих слоев воздуха
и сублимацию (т.е. переход из твердого состояния в
газообразное, минуя жидкое состояние) водяного
пара на поверхности, охладившейся ниже 0°C.
Темы:
«Безударные гласные в окончаниях
прилагательных»;
«Буквы и – е в падежных
окончаниях существительных»;
«Правописание сложных
существительных»;
«-Тся, -ться в глаголах»;
«Художественный и научный стили
речи».
Задания к теме «Рисунок на окне»
1. Продолжите синонимический ряд.
а) Назовите все оттенки белого цвета: белоснежный,
жемчужно-белый,...
б) Запишите описательные обороты к
слову иней.
Например, иней – зимнее серебро,...
в) Укажите в приведенных строчках
слова в переносном значении (сравнения, метафоры,
эпитеты).
По России морозы
Распушили деревья
И рисуют на стеклах
Лебединые перья.
(А.Чепуров)
Выросли
На стеклах
Снежные цветы.
(Л.Мартынов)
Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.
(Е.Русаков)
В небе – дым поблеклый.
Снег на тротуаре,
На трамвайных стеклах –
Ледяной гербарий.
(И.Кобзев)
2. Включите воображение!
Я подарю тебе к утру
На окнах заросли сирени.
(А.Марков)
3. Комплексный анализ текстов,
предложенных в теме.
4. Сочинение-миниатюра. На окне,
серебряном от инея, ...
Что можно увидеть на заснеженном
окне? Подумайте, почему зима чаще рисует «летние
мотивы»? Помогут увидеть рисунок на окне стихи
поэтов.
На окнах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-сонных роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.
(Д.Кедрин)
Дед Мороз – искусный мастер:
Взял он кисти, и тотчас
Зацвели на окнах астры,
Словно в садике у нас.
Дуб могучий ветки свесил,
Он стоит – совсем живой.
И запахло в хате лесом
И шумящею листвой...
До рассвета кропотливо
Мастер кистью рисовал.
Тот, кто видел это диво,
Будто в сказке побывал!
(Э.Студецкая)
5. Сочинение по началу.
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не
запушенный морозом. И не узнаю улицы. Какое
великолепие и спокойствие!..
6. Изложение по картине с
элементами сочинения.
Всякий раз, глядя на его (К.Васильева)
полотна, я вспоминаю строки Н.Рубцова:
Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая ее...
И невольно думается: это ведь и о нем, о
Васильеве, сказано.
Незадолго перед смертью Константин
Алексеевич Васильев завершил одну из лучших
своих картин «Человек с филином», где сумел
подняться до больших философских обобщений. В
этом полотне он запечатлел собирательный образ
русского землепашца, сказителя, охотника и
мудреца. «Вот теперь я знаю, как нужно писать», –
признался он своей матери... И это было
откровением художника, оставившего нам в
наследие около 400 живописных и графических работ.
Работ, о которых известный итальянский художник
Н.Бенуа сказал однажды: «Сколько же в картинах
Васильева поэзии, любви к природе, изумительной
музыкальности, и с каким чудесным живописным
мастерством он умел все это выразить!».
Есть у художника несколько картин, где он создает
не конкретный, а как бы обобщенный образ русской
женщины-красавицы. Этот образ – бесспорное
олицетворение всех тех начал, которые всегда
независимо от внешности делали русскую женщину
прекрасной. Морозной зимней ночью,
простоволосая, она со свечой в руке подбежала к
заледенелому окну и, прильнув к нему, долго
вглядывалась в холодную темноту.
(По А.Поздняеву)
Задания. Введите в изложение
описание внешности девушки. Подумайте, какую
смысловую нагрузку несет рисунок на окне. Как он
помогает понять характер героини? Что привносит
рисунок окна неожиданно нового в характер
девушки? Какая она в своем ожидании?
Словосочетания для описания
внешности героини: высокий, открытый лоб,
гордое славянское лицо, излом тонких бровей,
голубое сияние глаз.
ПРИЛОЖЕНИЕ
План комплексного анализа текста
1. Подготовьтесь к выразительному
чтению текста.
2. Докажите, что данный отрывок
является текстом.
3. Как связаны предложения в этом
тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?
Какие средства связи здесь использованы (в одном
абзаце)?
4. К какому типу речи относится данный
текст (повествование, описание, рассуждение)?
5. Определите стиль текста, воссоздав
речевую ситуацию.
6. Определите тему, основную мысль
текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания),
которые отражают тему текста.
7. Озаглавьте текст. Объясните смысл
названия: на что указывает заглавие – на тему или
основную мысль текста?
8. Объясните, пользуясь словарем,
значение выделенных учителем слов.
9. Подберите к выделенным учителем
словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова,
входящие в ряд синонимов?
10. Найдите в тексте многозначные слова.
В каких значениях они употреблены?
11. Найдите в тексте (если есть) слова в
переносном значении и слова, стилистически
окрашенные (высок., книжн., прост., офиц.).
Какова их роль в тексте?
12. Найдите в тексте заимствованные
слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы,
фразеологизмы. Объясните их значение.
13. Составьте план текста,
подготовьтесь к его пересказу (устному или
письменному; напишите изложение: подробное или
сжатое, или выборочное).
14. Произведите на материале текстов
разные виды разборов.
15. Проанализируйте орфографию и
пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и
пунктограммы, объясните их.
Продолжение следует
|