ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
Т.Н.АРБУЗИНА
Может, сначала правильно?
(Давайте обсудим)
Мне довелось еще до публикации
прочитать статью В.И. Слуцкого, и идея автора
показалась мне, с одной стороны, интересной и
заманчивой, а с другой – вызвала некоторые
опасения. Хотелось бы услышать мнение читателей
газеты: как учителя оценивают метод В.И. Слуцкого?
Может быть, на страницах газеты устроить
дискуссию на тему «Как лучше учить детей
орфографии»?
Попробую высказать свои соображения.
Напомню песню:
Эх, яблочко, куда ты к_тишься?
Ко мне в рот попадешь – не воротишься.
Люди постарше знают, как популярно
было когда-то «Яблочко» даже среди детей. Песня
исполнялась с пляской и прихлопами, ее часто
передавали по радио. Но что показательно и
поучительно –рифму в этом двустишии
радиоисполнители не соблюдали, пели катишься,
в отличие от прочих «певцов» и самих детей,
которые не любят в песенках «нескладушки». И, как
можно догадаться, у учеников в тетрадях мячики и
тележки тоже котились.
Детям, родившимся позже, больше
повезло с этим словом. Они хором распевали: Катится,
катится голубой вагон, и с правописанием
гласной в корне, надо полагать, все было в
порядке. Выходит, орфография для ребенка – дело
тонкое: как услышишь, так и напишешь.
У большинства современных детей, как
уверяют психологи, лучше развита зрительная
память, им нужно опираться на нее, запоминая, как
пишется слово. Во всяком случае очень важен этот
первоначальный этап: восприятие –
запоминание – воспроизведение слова. И пока не
закрепятся в памяти образы слов, не стоит, может
быть, проводить эксперименты и расшатывать
несформировавшиеся навыки: находить ошибки в
«испорченном» тексте, вставлять пропущенные
буквы и т.д.
Не лучше ли потратить больше времени
на осваивание лексики, исследования значений
слов, решение словообразовательных задачек? На
внимательное переписывание хороших текстов
(можно из программных произведений, можно с
лингвистическим анализом). А сколько остается
ненаписанных интересных диктантов и изложений...
Попутно, почти незаметно, отрабатывается и
орфография.
Сейчас всеобщая беда не только
неграмотность орфографическая, но, что страшнее,
сужение общего кругозора, обеднение словаря.
Страшно, что дети не знают многих обычных русских
слов. Например, в слове честолюбивый пишут и
после ч не потому, что не видят корень
слова, а потому, что не знают самого слова.
Кто-то не понимает, что означает и слово честь.
(Видно, честь нынче не в чести.)
А вот когда дети поумнеют и
почувствуют себя увереннее, можно испытать их
знания на прочность – в конце года, в старших
классах – любым тестом, в том числе и шутливым.
|