Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №45/2002

РАБОТАЕМ ПО УЧЕБНИКУ М.В.ПАНОВА

Л.А.ИВАНОВА,
г. Сургут


Нефонемные написания в корне

5 класс

I. Систематизация изученного материала

Учитель. С каким разделом языкознания мы с вами сейчас работали?

Дети. С фонетикой.

Учитель. Тесно с фонетикой связана графика. Почему мы так решили?

Дети. Потому что фонетика изучает фонемы и звуки, а графика – способ обозначения их на письме.

Задание 1

– Проверяя тетради, я увидела, что ученик сделал фонемный анализ слова и проследил путь от звука к букве таким образом. Согласны ли вы с таким разбором?

Дети. Нет, в слове вползет ударный звук [о] обозначен буквой ё, т.к. впереди стоит мягкий согласный, а это фонемно-условный принцип написания.

Дети. Он неточно проверил окончания глагола 3 л. наст. вр. Это глагол I спр. и проверяется формой 3 л. наст. вр. глагола поет.

Учитель. Чего не знал ученик, делая этот разбор?

Дети. Он точно не знал принципов написания.

Учитель. А вы знаете?

Дети. Да.

Учитель. Давайте это проверим!

Задание 2. Определите, верны ли высказывания.

1) В словах: рассыпал, наехал, пошел слабую позицию в приставке проверю по сильной в такой же приставке, и это будет фонемный принцип написания.
(Нет, так как в слове рассыпал выбор буквы с зависит от того, что корень начинается с глухого согласного, а
это условный принцип написания (–).)
2) В словах: комар, аптека, винегрет слабую позицию в корне проверю по словарю, и это будет традиционный принцип написания. (Ответ верный (+).)
3) В словах: березовый, молодость, извилистый, тушенка слабую позицию в суффиксе проверю по сильной в таком же суффиксе, и это будет фонемный принцип написания.
(Нет, в слове тушёнка в суффиксе -ёнк- выбираем гласную ё, так как слово образовано от глагола, Ю это условный принцип написания.)
4) В словах: под елкой, на снежной вершине, такого теплого вечера слабую позицию в окончании проверим по сильной, и это будет фонемный принцип написания.
(Нет, ответ неверный, в словах такого – теплого в окончании пишем букву г, хотя в сильной позиции в, и это традиционный принцип написания.)

Учитель. Молодцы, повторив все это, вспомните, какие виды написания вам известны.

Дети. Фонемное, фонемно-условное, условное, традиционное.

Учитель. Вы все прекрасно знаете и, я думаю, справитесь со следующим заданием.

Задание 3. Перед вами текст, вставьте пропущенные буквы и спишите его. Я предлагаю вам работать в парах, а для этого давайте распределим работу, выработаем наши шаги.

Итак,

  • 1-й шаг: выделить, в какой морфеме пропущена буква (за это отвечает № 1).

  • 2-й шаг: подобрать проверочное слово и вставить букву (за это отвечает № 2).

  • 3-й шаг: списать текст, подчеркнув вставленные буквы.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расст_лает(?)ся.По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливает(?)ся.

(И.С. Никитин)

II. Исследование и выход на новую тему

(Проверка задания 3, пара у доски отвечает, остальные сигнализируют, (+) или (–).)

Учитель. Итак, слово расстилается. Как вы проверили гласную в корне?

Учитель. У нас появились две проверки, и обе верные; как же быть?

Дети. Давайте проверим по словарю. В словаре тоже 2 проверки: расстилать, расстилаю, но расстелю.

Учитель. Что же мы будем делать, как разобраться, когда писать и, а когда е?

Давайте исследуем слова и выявим закономерность. Когда пишется и, а когда е?

Задание 4

Для исследования я предлагаю вам группу слов. Разделите их по столбикам и выявите закономерность написания и или е в корнях. Какие слова вы выпишете в первый столбик (с какой гласной?)? а во 2-й?

Предлагаю вам поработать в группах со словами:

1) расстилать, расстелю, застелить, расстилает, постелю, застилать;
2) собирать, соберу, отбирает, отберем, забирать;
3) умирать, умер, умирает, замирает, замер;
4) задираю, задеру, сдирать, отдираем, отдеру;
5) запереть, запирал, запираю, запер, отпираю;
6) блестит, блистал, заблестеть, блистательный, заблещу.

Дети выписывают слова и графически обозначают правило на чистых листах; одна из групп дает объяснение:

в корне -стел- // -стил- (и в других корнях задания) в слабой позиции пишем букву и, если за корнем есть суффикс -а-, и пишем букву е, если суффикса -а- нет.

Графически вывод можно оформить так:

III. Составление алгоритма, применение нового правила и проверка

Учитель. К какому типу мы отнесем написание этих корней?

Дети. Это – условное написание.

Учитель. Вернемся к нашему слову в предложении. Что вы можете сказать? (В слове расстилается за корнем -стил- следует а – в корне напишем и.)

Учитель. Верно, молодцы! Давайте выработаем алгоритм наших действий и посмотрим, как работает наше правило.

(если есть суффикс -, выбираю и, если -а- нет, выбираю е).

Задание 5

Запишите под диктовку.

1) Застелить постель, расстилались луга, устилать путь цветами, стелилась пелена тумана, постелить покрывало.
2) Собираясь застелить постель, я услышал скрип и замер от ужаса.

Задание на дом

Дома исследуйте эти слова и примеры задания 4 и докажите:

1) что гласные в корнях являются чередующимися;
2) что их написание подчиняется нашему правилу.

(При исследовании пользуйтесь словарем.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru