РАБОТАЕМ ПО УЧЕБНИКУ
М.В.ПАНОВА
Л.А.ИВАНОВА,
г. Сургут
Нефонемные написания в корне
5 класс
I. Систематизация изученного материала
Учитель. С каким разделом
языкознания мы с вами сейчас работали?
Дети. С фонетикой.
Учитель. Тесно с фонетикой связана
графика. Почему мы так решили?
Дети. Потому что фонетика
изучает фонемы и звуки, а графика – способ
обозначения их на письме.
Задание 1
– Проверяя тетради, я увидела, что
ученик сделал фонемный анализ слова и проследил
путь от звука к букве таким образом. Согласны ли
вы с таким разбором?
Дети. Нет, в слове вползет
ударный звук [о] обозначен буквой ё, т.к.
впереди стоит мягкий согласный, а это
фонемно-условный принцип написания.
Дети. Он неточно проверил
окончания глагола 3 л. наст. вр. Это глагол I спр. и
проверяется формой 3 л. наст. вр. глагола поет.
Учитель. Чего не знал ученик, делая
этот разбор?
Дети. Он точно не знал принципов
написания.
Учитель. А вы знаете?
Дети. Да.
Учитель. Давайте это проверим!
Задание 2. Определите, верны ли
высказывания.
1) В словах: рассыпал, наехал, пошел
слабую позицию в приставке проверю по сильной в
такой же приставке, и это будет фонемный принцип
написания.
(Нет, так как в слове рассыпал выбор буквы с
зависит от того, что корень начинается с глухого
согласного, а
это условный принцип написания (–).)
2) В словах: комар, аптека, винегрет слабую
позицию в корне проверю по словарю, и это будет
традиционный принцип написания. (Ответ верный (+).)
3) В словах: березовый, молодость, извилистый,
тушенка слабую позицию в суффиксе проверю по
сильной в таком же суффиксе, и это будет фонемный
принцип написания.
(Нет, в слове тушёнка в суффиксе -ёнк-
выбираем гласную ё, так как слово
образовано от глагола, Ю это условный принцип
написания.)
4) В словах: под елкой, на снежной вершине, такого
теплого вечера слабую позицию в окончании
проверим по сильной, и это будет фонемный принцип
написания.
(Нет, ответ неверный, в словах такого – теплого
в окончании пишем букву г, хотя в сильной
позиции в, и это традиционный принцип
написания.)
Учитель. Молодцы, повторив все это,
вспомните, какие виды написания вам известны.
Дети. Фонемное, фонемно-условное,
условное, традиционное.
Учитель. Вы все прекрасно знаете и,
я думаю, справитесь со следующим заданием.
Задание 3. Перед вами текст,
вставьте пропущенные буквы и спишите его. Я
предлагаю вам работать в парах, а для этого
давайте распределим работу, выработаем наши
шаги.
Итак,
1-й шаг: выделить, в какой морфеме
пропущена буква (за это отвечает № 1).
2-й шаг: подобрать проверочное слово и
вставить букву (за это отвечает № 2).
3-й шаг: списать текст, подчеркнув
вставленные буквы.
Звезды меркнут и гаснут. В огне
облака. Белый пар по лугам расст_лает(?)ся.По
зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый
свет разливает(?)ся.
(И.С. Никитин)
II. Исследование и выход на новую тему
(Проверка задания 3, пара у доски
отвечает, остальные сигнализируют, (+) или (–).)
Учитель. Итак, слово расстилается.
Как вы проверили гласную в корне?
Учитель. У нас появились две
проверки, и обе верные; как же быть?
Дети. Давайте проверим по словарю.
В словаре тоже 2 проверки: расстилать,
расстилаю, но расстелю.
Учитель. Что же мы будем делать, как
разобраться, когда писать и, а когда е?
Давайте исследуем слова и выявим
закономерность. Когда пишется и, а когда е?
Задание 4
Для исследования я предлагаю вам
группу слов. Разделите их по столбикам и выявите
закономерность написания и или е
в корнях. Какие слова вы выпишете в первый
столбик (с какой гласной?)? а во 2-й?
Предлагаю вам поработать в группах со
словами:
1) расстилать, расстелю, застелить,
расстилает, постелю, застилать;
2) собирать, соберу, отбирает, отберем, забирать;
3) умирать, умер, умирает, замирает, замер;
4) задираю, задеру, сдирать, отдираем, отдеру;
5) запереть, запирал, запираю, запер, отпираю;
6) блестит, блистал, заблестеть, блистательный,
заблещу.
Дети выписывают слова и графически
обозначают правило на чистых листах; одна из
групп дает объяснение:
в корне -стел- // -стил- (и в
других корнях задания) в слабой позиции пишем
букву и, если за корнем есть суффикс -а-,
и пишем букву е, если суффикса -а-
нет.
Графически вывод можно оформить так:
III. Составление алгоритма, применение
нового правила и проверка
Учитель. К какому типу мы отнесем
написание этих корней?
Дети. Это – условное написание.
Учитель. Вернемся к нашему слову в
предложении. Что вы можете сказать? (В слове расстилается
за корнем -стил- следует а – в
корне напишем и.)
Учитель. Верно, молодцы! Давайте
выработаем алгоритм наших действий и посмотрим,
как работает наше правило.
(если есть суффикс -а-, выбираю и,
если -а- нет, выбираю е).
Задание 5
Запишите под диктовку.
1) Застелить постель, расстилались
луга, устилать путь цветами, стелилась пелена
тумана, постелить покрывало.
2) Собираясь застелить постель, я услышал скрип и
замер от ужаса.
Задание на дом
Дома исследуйте эти слова и примеры
задания 4 и докажите:
1) что гласные в корнях являются
чередующимися;
2) что их написание подчиняется нашему правилу.
(При исследовании пользуйтесь
словарем.)
|