Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №45/2002

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.А.ШАПИРО

Продолжение. Начало см. N 4, 8, 12, 16, 18, 20, 37, 41/2002г.


Полезные мелочи

1. Советы вдогонку

Вот недавно поступившие добавления к тем полезным мелочам, о которых мы рассказывали в предыдущих выпусках.

Правописание сложных существительных с первым корнем пол- можно запомнить с помощью тех самых трех букв, что составляют корень. Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на:

1) Прописную букву;
2) о или другую гласную букву;
3) л.

А вот реплика Натальи Анатольевны Борисенко.

2. Как запомнить 11 глаголов-исключений?

Никогда не могла выучить пресловутые глагольные исключения «стишком». Но еще в детстве моя школьная учительница научила меня такому приему.

Сгруппируем глаголы. Сначала запоминаем 7 глаголов на -еть. В первую группу попадут глаголы смотреть, видеть, ненавидеть (первые два – синонимы, третий рифмуется со вторым). Во вторую – зависеть – обидеть (того, кто от меня зависит, я могу обидеть – хотя и безнравственно, но отчего-то запоминается навек). В третью – вертеть и терпеть (вертеть в руках иголку – терпеть боль).

Так же поступаем с глаголами на -ать. Они все про нас с вами: слышать (ушами), дышать (ртом), держать (что-либо в руках), гнать (этими же самыми руками). Если, называя глагол, еще при этом и показывать действие, эффект получается поразительный.

3. Что любит дирижер?

Конечно, нам хочется, чтобы наши ученики грамотно писали не только самые употребительные слова. И, разумеется, понимали их значение. Татьяна Николаевна Арбузина группирует трудные слова и придумывает смешные предложения. Например такое:

предпочел

Дирижер
дирижабль
дилижансу.

Попросим учеников предположить, чем вызвано такое предпочтение. Конечно, они могут сказать, что дирижеру нужно было добраться в труднодоступное место и поэтому он решил перемещаться по воздуху, или вообще он любил прогресс и экстравагантные поступки. Но, может быть, обратившись к Словарю иностранных слов, они обнаружат, что слова дирижер и дирижабль – родственники, оба пришли в русский язык из французского, и при этом первое образовано от глагола со значением «управлять», второе буквально означает «управляемый»; дирижабль – управляемый аэростат. А дилижанс (многоместный крытый экипаж, запряженный лошадьми) роднит с двумя другими словами только французское происхождение.

4. Части речи и члены предложения

Отвлечемся на время от орфографических проблем и поговорим о том, как можно объяснять некоторые грамматические понятия.

Галина Савельевна Крюкова, обнаружив, что ее пятиклассники путают понятия «часть речи» и «член предложения», говорит примерно так: «Вот представьте себе людей в толпе. Они все – разные частички, части этой толпы, в которой мы различаем мужчин, женщин, мальчиков, девочек (как бывают части речи – мы различаем существительные, прилагательные, глаголы и проч.). Но эти же люди – члены своих семей; главные члены семьи – отец и мать, родители. Остальные – сыновья и дочки – второстепенные (хотя тоже очень важные). Вот точно так же в предложении, как в семье, есть главные члены – подлежащее и сказуемое – и второстепенные, хотя тоже очень важные – определение, дополнение, обстоятельство».

5. Этапы большого пути

Очень непростая тема – виды односоставных предложений. Может быть, потому, что в школьных учебниках она изложена недостаточно отчетливо. Может быть, если почетче представить себе этапы постижения этой темы, дело пойдет легче и веселее.

Во-первых, ученики должны научиться твердо отличать двусоставные неполные предложения от односоставных с единственным главным членом – сказуемым (с назывными предложениями обычно проблем меньше, и мы их сейчас в расчет не берем). В односоставном предложении подлежащее не пропущено – оно вообще не нужно, это такая специальная конструкция с определенным значением. В двусоставном неполном подлежащее именно пропущено, потому что и так ясно, какое оно, – из предыдущих предложений в диалоге, из других частей сложного предложения.

«Пришел, увидел, победил» – понятно без контекста? Кто такой быстрый и счастливый – я, ты, эскадрон гусар, Юлий Цезарь? Неизвестно без подлежащего, а подлежащие возможны разные. Нужно знать, о чем шла речь, или видеть ситуацию, в которой это предложение произносится. Значит, предложение двусоставное неполное. «Не пугай нас, милый друг, гроба близким новосельем!» – здесь как будто тоже неизвестно, к кому обращены пушкинские слова (из названия, а не из данного предложения узнаем – к Кривцову, а из примечаний можем почерпнуть сведения о том, кто он такой). Но – внимание! – для того, чтобы определить тип предложения, нам и не надо это знать. Важно другое: подразумевается единственное возможное подлежащее – ты, и это ясно не из контекста, а из самого предложения – из формы глагола-сказуемого. Значит, перед нами односоставное предложение.

Основные типы односоставного предложения удобнее изучать не последовательно, один за другим, а одновременно, в сравнении. И пусть ученики сразу привыкают обращать внимание на две вещи: 1) какое значение возникает у предложения из-за отсутствия подлежащего, иными словами, что можно сказать о том, кто совершает действие; 2) в какой форме стоит глагол-сказуемое.

Об определенно-личном предложении говорим (и коротко записываем): производитель действия вполне определенный – я, ты, мы или вы, это ясно из соответствующих форм сказуемого – глаголов 1-го или 2-го лица (другие формы в предложении этого типа невозможны).

Неопределенно-личное предложение употребляется, когда действие кто-то производит, но кто именно – неважно или не хочется называть: Кому-то принесли от мастера ларец; Ее пригласили на детский праздник. Обратим внимание: множественное число глагола вовсе не означает, что тех, кто нес ларец и посылал приглашение, было несколько.

В безличном предложении говорится о действии, производителя которого невозможно вообразить. Чтобы это осознать, сравним: Ветер сорвал крышу – производитель очевиден. А в предложении Ветром сорвало крышу, где ветер – лишь инструмент? Какой производитель действия в предложениях: Нездоровилось; Хочется спать; Мне было грустно? Заметим, что во всех примерах глагол-сказуемое (или связка, если сказуемое составное именное) обязательно стоит в среднем роде прошедшего времени или условного наклонения или в 3-м лице единственного числа.

Это, конечно, лишь схема изучения, дальше – разговор об обобщенно-личных предложениях, форма сказуемого у которых такая же, как у определенно-личных или неопределенно-личных предложений, а значение другое, потом конкретизация, рассмотрение отдельных случаев и упорные тренировки.

6. Форма и цвет, или Раскрасим глаголы

Еще один совет. Очень удобно в связи с изучением этой темы повторить все о глаголе как части речи. Можно вычертить таблицу всех глагольных форм (это совсем не трудно, хотя и громоздко: по горизонтали укажем такие графы, как наклонения, в изъявительном наклонении – времена, а по вертикали – число и лицо или род). А потом раскрасим эту таблицу цветными карандашами: все формы, которые встречаются в определенно-личных предложениях (1-е и 2-е л. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.) – одним цветом, в неопределенно-личных (3-е л. мн. ч. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.; мн. ч. усл. накл. и прош. вр. изъяв. накл.) – другим, в безличных (3-е л. ед. ч. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.; ср. род ед. ч. усл. накл. и прош. вр. изъяв. накл.) – третьим. Когда все будет раскрашено, станет очень наглядно видно, что односоставные предложения «разобрали» почти все глагольные формы, ни разу не столкнувшись. Каждая глагольная форма может употребляться только в одном типе односоставных предложений (еще раз напомним, что это не относится к обобщенно-личным). Только четыре клеточки остались не закрашенными: глаголы условного наклонения и прошедшего времени в м. и ж. р. единственного числа не могут быть сказуемыми в односоставных предложениях.

Продолжение

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru