УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
В.В.АЛЕКСАНДРОВА,
г.Красноярск
Урок-игра «Умники и умницы»
(Урок проводится в конце
четверти)
Цели:
Оборудование: жетоны для ответов в
отборочном агоне;
дорожки красного, желтого и зеленого цветов.
1. Вопросы отборочного агона
(Задаются всем учащимся-теоретикам
класса;
за правильный ответ вручается жетон;
на обдумывание ответа – до
5 секунд;
набравшие наибольшее количество
жетонов становятся агонистами (3 ученика),
остальные – болельщиками и имеют право отвечать
на вопросы или выполнять задания, с которыми не
справятся агонисты).
1. Какое русское слово состоит из
3 слогов, а вмещает 33 буквы? (Азбука.)
2. Какой частью речи – существительным
или числительным – являются слова тысяча,
миллион, миллиард? (Числительным, так как
называют число предметов; отвечают на вопрос сколько?;
могут быть записаны цифрами.)
3. Какое слово принадлежит только тебе,
а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое
имя.)
4. Можно ли смешливого человека назвать
насмешливым? (Нет: насмешливый – любящий
насмехаться; смешливый – такой, которого
легко рассмешить.)
5. Как правильно сказать: «У рыб нет
зуб»? «У рыбов нет зубов»? «У рыбей нет зубей»? (У
рыб нет зубов.)
6. Какой раздел науки о языке изучает
его звуковую сторону? (Фонетика.)
7. Назовите слова, которые читаются
одинаково слева направо и справа налево. (Шалаш,
Анна, тет-а-тет, топот и др.)
8. Можно ли у существительных соня,
неряха, грязнуля определить род? (Это
существительные общего рода.)
9. Какой корень в слове вынуть? (От
корня осталось только -н-.)
10. Назовите слова, начинающиеся с 4
согласных. (Взгляд, всплеск, встреча.)
11. Какой бор никогда не имеет листвы и
хвои? (Бор – сверло в зубоврачебном
кабинете, химический элемент.)
12. Что вы делаете, когда доедете на
автобусе до нужной вам остановки: выходите или
сходите? (Выходим.)
13. Какое животное и какой военный
корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.)
14. Какую часть слова можно найти в
земле? (Корень.)
15. С помощью какого суффикса ножи
и ноги превращаются в одно слово? (С
помощью суффикса -ищ-: ножищи.)
16. Родственны ли слова пот и потолок?
(Нет: не имеют ничего общего в своих значениях, и
корни у них не совпадают.)
17. Какое наречие пишется с двумя
мягкими знаками? (Точь-в-точь.)
18. Какой падеж имени существительного
никогда не употребляется с предлогами? (Именительный.)
19. Всегда ли сырое бывает мокрым, а
мокрое – сырым? (Другое значение слова сырой:
невареный, недоваренный.)
20. Как превратить слово но в
местоимение? (Переставить буквы: он.)
21. У каких башмаков не бывает каблуков? (Приспособление
для торможения вагонов – башмак.)
22. Как образовалось наречие сегодня?
(Из местоимения сего (этого) и
существительного дня.)
23. Какой ячмень нельзя молотить? (Ячмень
на глазу.)
24. Какого цвета неопытная молодежь? (Зеленая.)
2. Состязание на дорожках
(Время на обдумывание – 1 минута.)
Выбор «дорожки» проводится по количеству
выигранных жетонов в отборочном агоне.
Получивший наибольшее количество жетонов имеет
право выбора «дорожки» первым.
Ученик, проигравший на дорожке, снова становится
теоретиком.
а) Красная дорожка: нельзя ни разу
ошибиться.
1. В русском языке у некоторых слов
чередуются полногласные сочетания -оро-, -ере-,
-оло- с неполногласными -ра-, -ре-, -ла-.
Являются ли полногласными или неполногласными
сочетания в словах среда, короткий, брань
(сражение)? (Среда – середа; краткий – короткий;
брань – бороться.)
2. Слышали рекламу чудо-йогурта,
который всем полезен, всем хорош?
Что, по-вашему, означает слово всем в
первом и во втором случае?
(Всем – каждому; всем – т.е. качеством.)
б) Желтая дорожка: допустима
1 ошибка.
1. Когда говорят грамотный
человек, то всегда ли речь идет о человеке,
умеющем читать и писать? (Нет. Слово
многозначно, здесь – обладающий знаниями в
какой-либо области (грамотный строитель).)
2. Какое местоимение стало суффиксом? (То:
как-то.)
3. Объясните смысл крылатого выражения блоху
подковать. (Так говорят, когда нужно
выполнить мастерски очень тонкую и очень сложную
работу; выражение возникло на основе повести
Н.Лескова «Левша».)
в) Зеленая дорожка: можно ошибиться
2 раза.
1. Почему мы так говорим и что это
означает: кричит во всю ивановскую? (Что
есть мочи, очень громко. Указы в XVI–XVII веках в
Москве зачитывались на Ивановской площади в
Кремле, у колокольни Ивана Великого: было шумно,
приходилось кричать.)
2. Одинаковы ли суффиксы в словах учительство
и строительство? (Да:
3. Объясните лексическое значение
слова пилигрим. (Книжное, устаревшее.
Паломник, путешественник-богомолец.)
4. Однажды группа школьников с
экскурсоводом остановилась у Зимнего дворца.
Экскурсовод рассказал, что дворец построил
зодчий Растрелли. –«Что такое зодчий?»
Экскурсовод пояснил: «Зодчий – по-русски архитектор».
Верно ли пояснил экскурсовод?
(Нет. Слово архитектор заимствовано из
греческого («строитель»). Устаревшее слово зодчий
– исконно русское, родственное ему слово – здание.)
|