МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Г.А.БОГДАНОВА,
г. Москва
Продолжение. См. № 44/2002
Знаки препинания в предложениях с
союзом и
В предложениях с однородными
членами перед союзом и запятая ставится,
если союз
– при однородных членах
повторяется: [и О, и О, и
О]
А березка мила и при солнце, и
в самый серый день, и при дожде. (М.Пришвин);
– связывает больше двух однородных
членов: [О, и О, и О]
В лесу одному шумно, и жутко, и
грустно, и весело. (А.Фет)
(Запятая ставится перед первым союзом и,
так как в предложении больше двух однородных
членов.)
Запятая не ставится, если
– однородные члены соединены попарно;
отделяются друг от друга пары: [О и О, О и
О]
На Крите жили привольно и весело,
нараспашку и не таясь. (Ю.Петушков)
Многосоюзие – изобразительное
синтаксическое средство языка. Повторяющийся
перед каждым однородным членом союз и
выделяет каждый из перечисленных предметов,
подчеркивает единство перечисляемого, придает
предложению экспрессивную окраску. |
Упражнение 27. Объясните
постановку знаков препинания перед
повторяющимися союзами и, определите роль
многосоюзия.
1. Слух обо мне пройдет по всей Руси
великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык, и
гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и
друг степей калмык. 2. И сердце бьется в упоенье, и
для него воскресли вновь и божество, и
вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. 3.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись
волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги
сердца людей.
(А.Пушкин)
Упражнение 28. Объясните
постановку знаков препинания в предложениях.
Составьте схемы предложений с однородными
членами.
1. Он сохранил и блеск лазурных глаз, и
звонкий детский смех, и речь живую, и веру гордую
в людей и жизнь иную. (М.Лермонтов) 2. Бушует
полая вода, шумит и глухо, и протяжно. Грачей
пролетные стада кричат и весело, и важно. (И.Бунин)
3. И все равно под небом низким я вижу явственно,
до слез, и желтый плес, и голос близкий, и шум
порывистых берез. (Н.Рубцов) 4. В полярных
льдах, в кругу черешен, и в мирной жизни, и в бою
утешить тех, кто не утешен, зову Поэзию свою. (М.Светлов)
5. Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и
заливается жутким воем.
Упражнение 29. Спишите, расставляя
недостающие знаки препинания.
1. Перед глазами ходил океан и
колыхался и гремел и сверкал и угасал и светился
и уходил куда-то в бесконечность. (В.Короленко)
2. Обломов, несомненно, и гораздо умнее Манилова и
совершенно лишен той восторженности и
слащавости, которые в Манилове преобладают. (И.Анненский)
3. Говорил он гораздо меньше вчерашнего глядел
зорко и пристально в глаза барину и отвечал
складно и дельно. (И.Тургенев) 4. В дальнейшем
он (И.Бунин) наглухо отгораживается от всяческих
модных поветрий в поэзии держась образцов
Пушкина и Лермонтова Баратынского и Тютчева, а
также Фета и отчасти Полонского, но оставаясь
всегда самобытным. (А.Твардовский) 5. Во
взгляде автора («Слова о полку Игореве») мы
угадываем и любование зелеными просторами и
доподлинное знание окружающего – от степной
травы, перелетных птах, диковинных зверей до
могучих рек и синих морей смерчей и гроз. (Е.Осетров)
6. Всем ведомо, что в этом доме и обласкают и
поймут и благодарным мягким светом все осветят и
обольют. (А.Блок) 7. Он в доме запросто обедал и
часто всех по вечерам живой и пламенной беседой
пленял. (А.Блок) 8. Нужды и интересы больших и
малых человеческих групп делают историю. (А.Виноградов)
9. Но я совершенно отчетливо помню и крышу и
кирпич и дым из трубы. (А. и Б.Стругацкие) 10.
Перед глазами ширилась родная степь он видел ее и
всю целиком и каждую былинку в отдельности. (М.Луконин)
Упражнение 30. Объясните
постановку знаков препинания перед союзом и
в предложениях текста.
Перифраза – оборот речи, который
состоит в замене слова описательным сочетанием,
содержащим элемент характеристики,
подчеркивания какой-либо стороны, качества,
признака описываемого предмета, явления или
лица, и, являясь синонимическим средством языка,
помогает избежать неоправданных повторов в
тексте. Одни перифразы отражают общепринятую,
общеизвестную характеристику объекта, и
благодаря этому они понятны и не зависят от
контекста (сатиры смелый властелин –
Фонвизин; создатель жанра высокой комедии –
Мольер; туманный Альбион – Англия; Страна
восходящего солнца – Япония и другие).
Есть и контекстуальные перифразы, которые вне
контекста становятся многозначными. Так,
словосочетание великий сатирик может
быть отнесено и к Мольеру, и к Фонвизину; великий
поэт – и к Данте, и к Петрарке, и к Пушкину, и к
Лермонтову, и к ряду других мастеров мировой
литературы.
Такие перифразы приобретают конкретное значение
лишь в контексте.
Свойство перифразы кратко и емко
характеризовать объект широко используется как
средство выразительности языка и в
художественных, и в публицистических текстах.
(На основе ст. Л.Степановой)
Прочитайте текст, озаглавьте его,
составьте план и по нему перескажите текст.
Продолжите синонимический ряд,
подобрав свои перифразы:
Санкт-Петербург – северная Пальмира,_______________________________________________
Пушкин – основоположник русского
литературного языка,______________________________
Прочитайте синонимический ряд к
фамилии автора «Горя от ума» – автор пьесы; он;
Грибоедов; современник Пушкина; выразитель идей
декабризма; знаток московских нравов; Александр
Сергеевич; драматург; один из самых образованных
людей своего времени. Укажите не
соответствующую этикету форму наименования
автора.
Какие перифразы из указанного
синонимического ряда могут быть использованы в
сочинении с целью избежать повтора, какие – для
характеристики, подчеркивания каких-либо
качеств, указания на направление творческой
деятельности личности?
Подберите и выпишите возможно
большее количество перифраз к собственным
именам одного из представителей русской
культуры (по выбору: Гоголь, Достоевский,
Чайковский, Левитан).
Упражнение 31. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
1. Поэт подробно рассказ_вает о
происхождени_ и воспитани_ о пр_вычках и образе
жизн_ Онегина изобр_жает и повседневную жизнь
героя и быт и нравы окружающих его людей насыщает
повествование множеством бытовых деталей. 2.
Центральное место в романе зан_мает
разоч_рова_ный герой – индивидуалист отмеч_ный
печатью духовного пр_восходства над окружающими
и находящийся в разладе с обществом. 3. Он выход_т
на роковой поединок страшась «общественного
мнения» и после муч_тся виденьем «окровавл_ной
тени». 4. Соч_тание естестве_ности и утонч_ной
светскости пр_дает Татьяне особое оч_рование и
вызывает у окружающих чу_ство с_мпатии и ув_жения.
5. Базаров пр_нимает вызов на дуэль хотя отвергает
дворянскую честь как смешной и отживший свой век
феодальный предра_судок и ведет себя во время
поединка благородно.
(По А.Гуревичу)
Упражнение 32. Спишите, вставьте
недостающие знаки препинания, пропущенные буквы.
Объясните графически постановку (отсутствие)
знаков препинания в предложениях с союзом и.
Иван Константинович Айвазовский
лучший русский маринист. Он посв_тил себя
исключительно этому роду живопис_. Изучая э_фекты
осв_щения и природу моря художник совершал
поездки и по Финскому заливу и по Черному морю и
достиг бл_стящих результатов. В многочисле_ных
пейзажах мастера кисти нет повторений и
моното_ности. Его ис_ку_ство пор_жает
реалистичностью и в то(же) время романтическим
отношением к изобр_жаемому.
Живописец много путеше_ствовал по Итали_ посетил
Германию и Францию Англию и Испанию. Картины его
везде произв_дили (не)обычайное впеч_тление и
слава Айвазовского как замечательного
художника(мариниста) установилась повсемес_но.
Ему подр_жали и итальянские карти_ные лавочки
заполнились многочисле_ными маринами которых
раньше (с,з)десь почти (не)писали.
Среди созда_ных мастером в Риме картин
выд_ляют_ся «Буря» и «Хаос». (За)границей были
напис_ны так(же) «Тишь на Средиземном море» и
«Остров Капри» награжде_ные на Парижской
выст_вке 1843 года и доставившие Айвазовскому
звание академика.
Выст_вка его полотен во Флоренци_ (1874 г.) вызвала
восторг и Флорентийская академия художеств
предл_жила ему написать автопортрет для га_лере_
где собр_ны портреты знаменитейших художников
начиная с эпохи Возр_ждения.
Среди самых популярных произведений
Айвазовского «Девятый вал» и «Пушкин на берегу
моря» где фигура поэта была напис_на Ильей
Репиным.
(На основе «Энциклопедического
словаря» Брокгауза и Ефрона)
Дайте толкование слова маринист.
Найдите в тексте однокоренное слово. Что оно
означает? Являются ли исторически родственными
эти слова и слова аквамарин, Марина?
Найдите в тексте синонимы слова картина,
контекстуальные синонимы фамилии Айвазовский.
Подберите синонимы слова род
(живописи). Однозначное или многозначное это
слово? Докажите.
Объясните написание прописных букв и
употребление кавычек.
Однокоренные ли слова пор_жать,
подр_жать, возр_ждение? Докажите.
Подберите к выделенным словам
однокоренные (различных частей речи). Укажите
части речи.
Упражнение 33. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскрывая скобки.
Город был громаден и многолюден и было
в этом многолюди_ и громадност_ что(то) упорное
(не)победимое и равнодушно(жестокое). Коло_сальной
тяжестью своих каме_ных раздутых домов он д_вил
землю на которой стоял и улиц_ между домами были
узкие кривые и глубокие как трещины в скале. И
к_залось что все они охвач_ны п_ническим страхом и
от центра старают_ся выбежать на открытое п_ле, но
(не)могут найти дороги и путают_ся и клубят_ся как
змеи и перерезают друг друга и в безнадежном
отчаяни_ устремляют_ся назад.
(Л.Андреев)
Выпишите из первого предложения
однокоренные слова, указывая, к какой части речи
они относятся.
Подберите к выделенному слову
синонимы, расположив их в порядке убывания
признака. Как называется такое языковое
средство?
Какие языковые средства из
перечисленных ниже использованы в тексте:
метафора; сравнение; олицетворение;
контекстуальные синонимы; скрытый диалог
(разговор автора с самим собой); лексический
повтор?
Упражнение 34. Спишите, расставляя
недостающие знаки препинания.
Федор Абрамов был особенно чуток к
народному слову к той живой речи в которой он
улавливал и поэзию и отражение времени. Он жадно
вслушивался в народную речь и у себя на Пинеге и
на Ярославщине на Новгородчине на Алтае и в
Сибири всюду где бывал. Он мог часами беседовать
с мужиками и бабами со старожилами и бывалыми
людьми с молодежью. Эти разговоры и беседы или
просто услышанное слово доставляли ему большую
радость. Особенно он восхищался северной
«говорей», северной речью, где слово поет и
играет и веселит и врачует человека и сверкает
разными гранями – юмором задором самоиронией
поэтической мудростью. Меня всегда привлекала
возможность замечал писатель уловить красоту и
неизъяснимую прелесть русского народного
речения зафиксировать его понять. Это любование
острословием и разноцветием народных речений
пронизывает все многочисленные заметки
писателя.
Записи народных речений оставленные Ф.Абрамовым
богатейшие россыпи словесных самоцветов которые
радуют и умудряют и обогащают. В них – глубины
отмели и перекаты народной жизни в них же свет
авторской личности и авторская проницательность
наблюдательность и любовь.
(По Л.Крутиковой-Абрамовой)
Упражнение 35. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскройте скобки.
1. Пестрая куча мальчиш_к вдруг
выск_чила из(под) насыпи и звонко закричала
что(то). 2. Как в забытьи каком стоишь и слыш_шь
свежий запах сада и теплый запах талых крыш_. 3.
Дымят_ся черные бугры и утром в воздухе нагретом
густые белые пары напое_ны теплом и светом. 4. Туда
и Осень (по)утру свой одинокий путь направ_т и
навсегда в пустом бору раскрытый терем свой
остав_т. 5. Утром я сажусь в седло и с одной собакой
с ружьем и с рогом уезжаю в поля. 6. Но гасн_т свет и
со_ный, тяж_лый гул р_стет (во)след за ним. 7. А
(по)утру весен_ий воздух точно мле_т и мягкой
дымкою синеет в д_леких просеках в бору. 8. Я в эти
дни люблю бродить вдыхая осин_иков поблекших
ар_мат и слушая дроздов пролетных крики... 9. А
между тем поднялся ветер деревья (не)довольно
зар_птали задвигали мохнатой хвоей ели и звезды
замелькали (из)за них. 10. Душа готова вновь
волненьям пр_дават_ся и сладко ей грустить и
грустью упиват_ся. 11. Длин_ый, голый зеленый выгон
и ряд изб вдоль него. Три огромных зеркальных
пруда, а между ними две широкие навозные плотины.
По ночам от духоты кровь стучала в голову и будил
каждый звук за открытыми окнами. 13. Вдруг где(то)
сзади него что(то) хрус_нуло и звук этот как гром
пор_зил его. 14. И замелькают перед глазами любимые
старин_ые слова: скалы и дубравы бледная луна и
од_ночество прив_дения и призраки. 15. Темнеет день
за днем и вот опять слышна т_скующая песнь под
звон угрюмых сосен. 16. На душе становит_ся так
тепло и отрадно когда зам_лькают огоньки Выселок
и потян_т из усадьбы запахом дыма, жилья. 17.
Р_внина вод на горизонте мле_т и в ней луна
столбом отр_жен_а. 18. Леса т_нули уже в
(не)сметных цветах в высоких травах и звучная
глубина их (не)молчно звала в свои зеленые недра
соловьями и кукушками. 19. Бывают дни: пове_т
теплым ветром проглян_т солнце ярко оз_ряя и лес и
степь и старую усадьбу. 20. И так четко все в этот
короткий час между днем и ночью и контуры серых
крыш_ и зелень выгона и сталь прудов. 21. Был
ясный конец сентября, все было весело, прекрасно
и чистый воздух и (не)жаркое солнце и бег поезда и
открытые окна и цветистые леса м_лькавшие вдоль
них.
(И.Бунин)
Составьте схемы 3-, 4,-, 16-, 20-го
предложений.
Какие из указанных средств
выразительности использованы в предложениях 4, 10,
18: слова и словосочетания в переносном значении;
инверсия; контекстуальные антонимы и синонимы;
риторические вопросы?
Из предложений 3, 4 выпишите
причастие(я).
Из предложения 13 выпишите слово(а), в
котором(ых): а) звуков больше, чем букв; б) звуков
меньше, чем букв.
Какой тип связи используется в
словосочетании пестрая куча?
Упражнение 36. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскройте скобки.
1. Огромный город стал еще больше и там
где широко ра_ст_лалось поле (не)удержимо
протяг_вают_ся новые улиц_ и по бокам их толстые
распертые каме_ные дома грузно давят землю, на
которой стоят. 2. Безмолвно и широко плыли редкие
облака по своим (не)вид_мым путям солнце од_ноко
царило и (не)было ни шума ни голосов и ни
единого знака земного который обозн_чал(бы)
пр_граду. 3. Когда на западе светлело зеленоватое
небо и в окнах (кое)где то высоко то низко
заж_гались огоньки вся черная громада башни
пр_обретала пр_чудливые и ф_нтастические
оч_ртания и почему(то) к_залось что у подножия ее
(не)обыкновенная мостовая, а море, соле_ный
безбрежный океан.
(Л.Андреев)
Выпишите из третьего предложения
антонимы, синонимы. Продолжите ряд синонимов,
расположив их по степени увеличения признака.
Выберите верное объяснение
выделенных во 2-м предложении слов:
а) это отрицательные частицы ни
перед однородными членами предложения;
б) ни служит для усиления отрицания;
в) это повторяющийся соединительный союз ни –
ни;
г) это уступительный подчинительный союз.
Упражнение 37. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскройте скобки.
Подробно опис_вая повседневную жизнь
своего героя в имени_ Толстой в то(же) время
прослеж_вает как князь Андрей под вл_янием самых
разных вп_ч_тлений постепе_но пробуждает_ся от
своего нравстве_ного оц_пенения. Это и тревога за
здоровье сына и потр_сение после смерти жены и
сож_ление что он остав_л службу (при чтени_ письма
Билибина) и споры с Пьером и их разговор на пароме
когда он снов_ увид_л высокое небо. Это и встреча с
Наташей и чудесная ночь в Отрадном и подслуш_ный
разговор Наташ_ с Соней и наконец этот старый дуб
так поз_но, но (за)то (не)обыкнове_но сильно
ощутивший весну.
И хотя автор замечает что при виде
пр_обр_зившегося дуба на князя Андрея «вдруг
нашло бе_причи_ное, весеннее чувство радости и
обновления» читателю ясно что случилось это
совсем не «вдруг» и причин тому великое
множество. Прошлые вп_ч_тления как(бы) слились
(во)едино: «Все лучшие минуты его жизни вдруг в
одно и (то)же время вспомнились ему. И
Аустерлиц с высоким небом и мертвое, ук_ризне_ное
лицо жены и Пьер на пароме и девочка
взволнова_ная красотою ночи и эта ночь и луна все
вдруг вспомнилось ему».
Мы вид_м как меняет_ся внутре_ний мир персонажа.
(По А.Гуревичу)
Укажите средства связи предложений
первого абзаца.
Найдите в первом и в последнем
предложениях текста контекстуальные синонимы.
Найдите в тексте контекстуальные
антонимы, которые помогают показать изменение
внутреннего мира героя романа Толстого.
В каких из выделенных слов
неправильная их грамматическая характеристика
ведет к орфографическим ошибкам?
Выпишите из текста, указывая часть
речи, два слова без окончания, два – с нулевым
окончанием.
Упражнение 38. Спишите, вставляя
недостающие знаки препинания, пропущенные буквы,
раскрывая скобки.
В полях та_т и на лугу подта_ло, а в лесу
еще снег лежит (не)тронутый и (с,з)близился
плотными подушками на земле и на ветках деревьев.
Тонкие стволики с осени пр_гнулись к земле и
пр_мерзли и теперь ждут с часу на час
освобождения.
Вот и пр_ходит жаркий час и (не)подвижным деревьям
несет радость и изб_вление, а лесным зверям и
птицам – сомнения и страхи. Пр_шел жаркий час и
снег (не)заметно подта_вает и от этого в полной
лесной тишине сама собой шевельнет_ся еловая
веточка избавит_ся от тяжести и вздрогнет и
зак_чает_ся. А как раз под елкой чутко спит заяц и
страшно ему становит_ся и вскак_вает он в см_тени_
и пр_слуш_вает_ся.
И тут на его глазах и другая и третья ветка
шевельнулись и заяц пугливо метнулся и побежал, а
потом опять сел столбиком и слушает. И вдруг
перед самым его носом прыгнула (в)верх
выпр_милась и закачалась целая береза и справ_
м_хнула ветка елки. Везде и в чаще и на опушке
прыгают елки и вырывают_ся из снежного плена и
зашуршал снег и весь лес кругом шевел_тся. И
мечет_ся обезумевший заяц и встает всякий зверь и
птица улетает из леса.
(На основе текста М.Пришвина)
Упражнение 39. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскрывая скобки.
А. 1. Море вечно и (не)умолкаемо
шумит и плещ_т. 2. Океан словно зам_р и тихо и
ласково рокоч_т. 3. Снег летит с сосен и
ра_сыпает_ся мелкой пылью и весь лес дымит и
как(будто) пыла_т белым холодным пожаром. 4.
Веселая тропинка в_лась между посевами и то
т_рялась в высокой ржи или пшенице то снов_
я_стве_но проступала и словно м_нила за собой и
хотелось идти по ней куда угодно в лес к реке и
даже в заболоч_ную д_лину и тем более на цветущие
луга. 5. Снов_ нач_нался ра_свет и с ним туман и
холод и где(то) в стороне все гремел и не
останавл_вался бой, а ноги были ему (по)прежнему
(не)подвлас_ны и ярос_но ныли и передвигаться
можно было лиш_ на четвереньках. (Б.Полевой) 6.
Весна в этом году выд_лась ранняя и дружная и в
конце марта снега как (не,ни)бывало. 7. (В)начале
апреля уже вили гнезда скворц_ и летали бабочки. 8.
Когда мы первый раз выбрались на дачу трава уже
вылезла острыми зелеными р_стками и почки на
деревьях набухли и раскрылись. 9. Весна и всюду
радость обновления. 10. Здесь есть все необходимое
для борьбы со скукой и танцевальный зал и
музыкальный салон для концертов кла_сической
музыки и (не)дурная библиотека. (Б.Акунин) 11. И
бегает она быстрее всех девч_нок в классе и
прыгает выше и по канату взб_рает_ся ловко как
обезьяна. (А.Маринина) 12. И камни эти и сама
вода од_наково золотисты од_наково светлы от
(не)высокого уже солнца. (Г.Прашкевич) 13. Все
кругом и поляны и далекие хижины и снующие
туда(сюда) люди было видно как на ладон_. 14.
Начальники и клерки булочники и мастеровые
студенты и врачи спешили чтобы в точно
установл_ное время занять отведе_ное каждому
место. (О.Маркелов)
Составьте схемы 8-, 10-, 12-, 13-го
предложений.
Найдите два сложных предложения, в
состав которых входят безличные предложения.
Б. 1. В его руки попало чудесное
тв_рение рук человеческих с помощью которого
можно было борот_ся за скорос_ной полет по
половине земного шара при любых условиях того
сложного соч_тания жары и холода ветра и штиля
дождей и сухих бурь которое для сокр_щения
именует_ся погодой и к которому на море
доб_вляются волнения течения и противотечения
приливы и отливы. (И.Ефремов) 2. Под (не)ровным
каменистым берегом плескалось море наскак_вая на
берег с пеной и снов_ отступая и падая. (Д.Мордовцев)
3. И ждешь чего(то) и т_мишься в борении разума и
чу_ств реальностей и миража. (М.Семенова) 4.
Мы проезжали поля пшеницы и ржи овса и ячменя. 5.
Мы разные и по опыту жизни и по характеру и по
индивидуальным склонностям. (Г.Титов) 6. Он
(по)вид_мому был равнодушен и к этому чтению и к
литературе вообще ко всему вокруг себя. (И.Гончаров)
7. Не случайно Онегиным нач_нает_ся целый дли_ный
ряд социальных типов и характеров пор_жде_ных
русской исторической действительностью и ярко
запеч_тле_ных в послепушкинской русской
литературе. (Е.Майлина) 8. Стали поговар_вать
что наш хозяин весь в долгах и что ему
(не,ни)распл_тит_ся с нами. (И.Репин) 9. Мы
въехали наконец на наш станцио_ный двор и нам
объ_вили что мы можем брать свои сундуки и
чемоданы и ехать кому куда угодно. (И.Репин) 10.
Собралось нас, проезжих, целая к_мпания и мы, кто
пешком, кто на изво_чиках, отправились в Кремль. В
нашей слободской Украине совсем ведь нет
стари_ной арх_тектуры и я был пор_жен этими
стенами с зубцами и башнями на углах. (И.Репин)
Составьте схемы 1-, 6-, 8-го предложений.
Сделайте синтаксический разбор 7-го
предложения.
Дайте толкование выделенного в 3-м
предложении слова.
Выпишите из 2-го предложения три
словосочетания с разными видами связи. Составьте
их схемы, укажите вид словосочетаний.
В. 1. На следующее утро погода резко
переменилась. Налетел порыв_стый ветер и
сразу похолодало. Из(за) гор пр_плыли ни_кие тучи
напоролись на верхушки елок и навсегда застряли
над лагерем. Пошел (не)скончаемый и очень сильный
дождь. 2. Тучи стремительно разошлись вдоль всей
лини_ горизонта нал_лись грозовой фиолетовой
тяж_стью и стали быстро затяг_вать небесную
син_ву. 3. Скоро едва заметная тропинка пошла в
гору лес внезапно ра_тупился и открыл вид на
ид_ально круглую поляну густо усе_ную
валунами. 4. Ветра (не)было и тишина стоявшая в
зар_слях буквально резала уши. 5. Иногда
мартовский ветер ра_таск_вал тучи и тогда
нач_нало (в)серьез вериться что скоро наступит
весна. 6. Лодку крутило вертело захлест_вало и
несло куда(то) в соверше_но (не)ведомом
направлени_ и берег и все прочие ориентиры
мгнове_но скрылись из глаз. 7. (Не)заходящее
солнце струит медле_но льющ_йся свет. В небе дымка
и свет отбрас_вает расплывч_тые, нерезкие тени. 8.
Вокруг только молч_ливые хребты гор и
(не)правдоподобная тишина.
(М.Семенова, Ф.Разумовский)
Составьте схему 4-го предложения.
Найдите в нем устойчивое сочетание. Как оно
называется? Приведите примеры 3–4 подобных
сочетаний.
Укажите средства выразительности
языка во 2-м и 6-м предложениях.
Разберите по составу выделенные
слова (предложения 1, 6).
Как образовано выделенное в 3-м
предложении слово?
Надпишите над всеми словами 3-го
предложения часть речи.
Подберите синонимы в слову стремительно
(предложение 2), расположив их в порядке
возрастания признака.
Тире в сложносочиненном предложении
перед союзом и
Между частями
сложносочиненного предложения может стоять
перед союзом и тире, если вторая часть
предложения заключает в себе значение
результата, резкого противопоставления или
представляет собой неожиданное присоединение по
отношению к первой части: Раз-другой прошелся
он по селу – и все к нему привыкли.
(С.Крутилин) Спроси – и не скажу.
(М.Пришвин) Положишь палочку на воду – и она
поплывет по течению. (М.Пришвин) |
Упражнение 40. Прочитайте
предложения, объясните постановку тире в них.
1. Хотела встать – и вскрикнула от
неожиданной боли. 2. Час работы – и все закончено.
3. Еще одна раскрытая низенькая дверь – и под
ногами огромная яма. (Л.Андреев) 4. Документ
должен быть подписан сегодня – и гора с плеч. (Ю.Трифонов)
5. Еще мгновение – и скрылась из виду. 6. Глянешь в
окно – и сине-золотое небо теплом хлещет в глаза! (Т.Поликарпова)
Упражнение 41. Спишите, расставляя
недостающие знаки препинания, объясняя (устно) их
выбор.
1. День проснется и речи людские
закипят раздраженной волной. (А.Фет) 2.
Медленно закрылась герметическая, с мягкими
прокладками дверь, потом другая и все смолкло. (Г.Титов)
3. Гул двигателей внезапно стих и судно мягко
покачиваясь пошло по инерции. (В.Шалыгин) 4.
Ветер все крепчал и казалось хотел загнать
космонавтов обратно на корабль. (К.Булычев) 5.
Играя в небе промелькнет скворцов рассыпанная
стая и снова все кругом замрет. (И.Бунин)
6. Выйдешь за дверь и шагнешь прямо на
альпийские луга увидишь в небе снежные вершины. (М.Семенова)
7. Солнце неожиданно пробилось сквозь завесу
облаков мимолетной прощальной вспышкой и тут же
наступила кромешная тьма. 8. Уже четыре недели жил
он в доме и четыре недели в доме царили страх и
беспокойство. (Л.Андреев) 9. А в наглухо
закрытые ставни упорно стучал осенний дождь и
тяжко и глухо вздыхала ненастная ночь. (Л.Андреев)
10. Всему свой черед и место и время! (Н.Гоголь)
11. Его более изумило что портрет был открыт весь и
простыни на нем действительно не было. (Н.Гоголь)
|