МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Г.А.БОГДАНОВА,
г. Москва
Знаки препинания перед союзом и
в сложных предложениях с сочинительной и
подчинительной связью
В сложных предложениях с
сочинительной и подчинительной связью могут
оказаться рядом два союза – сочинительный и
подчинительный (или сочинительный союз и союзное
слово). Сочетающиеся союзы разделяются или не
разделяются запятыми в зависимости от
контекстуальных условий. Запятая на стыке союзов
ставится, если «изъятие» внутренней придаточной
части не нарушает структуры предложения и после
придаточной части предложения нет второй части
союза (то, так) или союза но.
Например: А женщина все говорила и говорила о
своих несчастьях, и, хотя слова ее были
привычными, у Сабурова от них вдруг защемило
сердце. (К.Симонов) (ср.: и у Сабурова от них
вдруг защемило сердце). Прокофьев, одеваясь
на ощупь в кромешной темноте, говорил, что
писательство – самое тяжелое и заманчивое
занятие в мире и что если бы он не был
геологом, то наверняка сделался бы писателем.
(К.Паустовский) – «изъятие» невозможно; после
придаточного стоит то. |
Упражнение 42. Объясните
постановку знаков препинания.
1. Становится совсем темно, и если даже
удастся убить птицу, то найти ее будет
невозможно. (А.Комаров) 2. Он накрылся одеялом,
зажмурился и, чтобы скорее уснуть, стал считать. 3.
Окна были занавешены, и, хотя стоял день, в
кабинете было сумрачно. 4. Звон удалялся, и, по
мере того как его переливы доносились все тише, в
сердце Макара вступало тупое отчаяние. (В.Короленко)
5. Глаза у нее были молодые, блестящие, и когда она
во время работы надевала очки, то глаза
становились совсем круглыми и даже чуть
озорными, как у подростка. (В.Лидин)
Упражнение 43. Спишите, расставьте
недостающие знаки препинания.
1. Он слезал с лошади осторожно вернее
сползал и когда встал на землю и взял коня в повод
пошел медленно на подогнутых ногах. (С.Алексеев)
2. Негромкие голоса доносились отчетливо и если
раньше волчонок слышал в человеческой речи
только яркие интонации то сейчас начал различать
отдельные слова и оттенки чувств. (С.Алексеев)
3. В доме к моему немалому удивлению было тихо и
если бы не яркий огонь в окошке можно было бы
подумать что там уже все спят. (Ф.Абрамов) 4. За
день камни нагреваются и когда скроется солнце
за облаками или налетит свежий ветер на этих
валунах накупавшись до «гусиной кожи» мы любили
греться. (Г.Титов) 5. Уже светало и когда
волчиха пробиралась к себе густым осинником то
было видно отчетливо каждую осинку и уже
просыпались тетерева и часто вспархивали
красивые петухи обеспокоенные неосторожными
прыжками и лаем щенка. (А.Чехов) 6. У человека
есть одна родина и куда бы ни забросила его
судьба он не смеет забывать свой край свой город. (Е.Парнов)
Упражнение 44. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскройте скобки.
АННА АХМАТОВА
Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912
года. Тоненькая стройная похожая на
пятнадцатилетнюю девочку. То было время ее
первых стихов и (не)обыкнове_ных (не)ожида_ных
триумфов.
Прошло два-три года и в ее глазах в осанке и в ее
обращени_ с людьми наметилась одна главнейшая
черта ее личности – величавость. С каждым годом
она становилась величестве_нее и это выходило у
нее как(то) само собой.
В поз_нейшие годы всегда и везде и в очереди за
керосином селедками и хлебом и в переполне_ном
жестком вагоне и в ташкентском трамвае и в
больничной палате набитой десятком больных
всякий чу_ствовал ее «спокойную важность» и
относился к ней с особым чу_ством уважения хотя
держалась она со всеми очень просто и
дружестве_но. Она оставалась величестве_ной во
всех случаях жизни – и в светской беседе и в
интимных разговорах с друзьями и под ударами
свирепой судьбы...
Замечательна в ее характере другая черта она
была соверше_но лиш_на чу_ства собстве_ности и не
любила и не хр_нила вещей ра_ставалась с ними
удивительно легко. Вокруг нее (не)было
(не,ни)какого комфорта и я не помню в ее жизни
такого периода когда окружавшая ее обстановка
могла(бы) назват_ся уютной.
Конечно она очень ценила красивые вещи и
понимала в них толк. Стари_ные подсвечники и
восточ_ные ткани гравюры и ларцы иконы древнего
письма то и дело по_влялись в ее скромном жилье и
через несколько дней и_чезали. (Не)ра_ставалась
она только с такими вещами в которых была
запечатл_на для нее память сердца шаль подаре_ная
ей Мариной Цветаевой перстень получе_ный ею от
покойного мужа.
(По К.Чуковскому)
Упражнение 45. Проверьте себя!
На месте каких цифр в предложениях
должны быть запятые?
А. Коляска и лошади уже давно были
выведены на другой берег (1) и заложены (2) и уже
солнце скрылось до половины (3) и вчерашний мороз
покрывал звездами лужи у перевоза (4) а Пьер и
Андрей (5) к удивлению лакеев (6) кучеров (7) и
перевозчиков (8) еще стояли на пароме (9) и
говорили. (Л.Толстой)
а) 1, 3, 4, 5, 9;
б) 2, 4, 6, 7, 8;
в) 2, 3, 4, 5, 6, 8;
г) 2, 4, 6, 9.
Б. Через пару часов (1) когда стало
уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) они
выбрались за городскую черту (4) и поднялись на
холм (5) с которого видна гавань. (Н.Резанова)
а) 1, 2, 3, 4, 5;
б) 1, 3, 4, 5;
в) 1, 2, 3, 5;
г) 1, 3, 5.
В. Он не знал (1) куда они
направляются (2) и почему оказались именно здесь
(3) однако (4) следовал за ней (5) и не задал ни
единого вопроса.
а) 1, 2, 3, 5;
б) 1, 2, 3, 4, 5;
в) 1, 3;
г) 1, 3, 4.
Г. Пересекая и ручьи (1) и речки (2) он
некоторое время бежал по воде (3) и (4) хватая ее на
бегу горстями (5) пил (6) хотя можно было бы набрать
во фляжку (7) и (8) так и не утолив жажды (9) снова
выскакивал на берег. (С.Алексеев)
а) 2, 4, 5, 6, 8, 9;
б) 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
в) 1, 4, 5, 9;
г) 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Д. С вершин деревьев валятся на
землю последние сухие листья (1) и по лесу нельзя
ступить (2) так как и листья (3) и трава хрустят под
ногами (4) и далеко предупреждают всех лесных
обитателей об опасности.
а) 2, 3, 4;
б) 2, 3;
в) 1, 2, 3, 4;
г) 1, 2. 3.
(Ответы сверьте на стр. 11.)
Упражнение 46. Спишите, расставляя
недостающие знаки препинания.
1. Ветер все крепчал и казалось хотел
загнать космонавтов обратно на корабль. (К.Булычев)
2. Можно было подумать что ему до зарезу нужно
было кому-то позвонить и он то решается то вновь
начинает колебаться. (В.Каверин) 3. Петя знал
что он плохо воспитан и что некоторые неудачи в
его жизни произошли именно по этой причине. (В.Каверин)
4. Через несколько километров вырубки кончились и
потянулся темный, старый бор раскиданный по
валам. (С.Алексеев) 5. Он постоял на пригорке
рассмеялся радуясь хорошему дню чистому воздуху
и тому что впереди три выходных и набрав в легкие
лесной свежести быстрым пружинистым шагом
двинулся вниз по склону. (Р.Злотников) 6.
Кажется еще несколько минут назад стоял яркий
день и вот уже длинные синие тени выползают из
долин заметно для глаза поднимаясь по склонам и
молниеносно сгущаясь в расселинах. (Р.Злотников)
7. Вдали за черными кустами и черной бетонной
оградой попыхивало в небо пламя а здесь было
темно и тихо и что-то по-лесному, по-подмосковному
шуршало. (С.Смирнов) 8. Спустившись этажом ниже
он прошел до самого конца длинного коридора и
свернув налево толкнул обитую черной
искусственной кожей дверь. (Е.Парнов) 9. Всюду
журчала невидимая вода и мягко вздыхал оседающий
снег. (О.Куваев) 10. Но и им было ведомо тоже что
ничто доброе не пропадает и только зло уходит
бесследно из мира. (В.Немирович-Данченко) 11.
Какое хрупкое существо человек и как он
поддается всяким влияниям начиная с детских лет!
12. Самолет заходя на посадку и делая над океаном
размашистый разворот снижался и все новые и
новые подробности проступали внизу. (П.Проскурин)
13. Над лесом послышался характерный
постукивающий шум и прямо надо мной взволновал
листву пролетающий вертолет. (В.Гусев) 14.
Солнце пока не зашло за дома но длинные тени
легли на белый снег и от этого казалось стало еще
холоднее. (А. и Б. Стругацкие) 15. Капитан дал
согласие на полет и хотя это должно было занять
целый день мы отложили исследования города. 16. Я
думаю у них просто-напросто сейчас слишком много
своих проблем и они понимают что мы ничем не
можем им помочь. (М.Славин) 17. Ветер в этом
ущелье ежеминутно меняется из-под каменных
берегов звенят подземные ручьи и чернеют пещеры
полные темной воды. (С.Скиталец)
Упражнение 47. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскройте скобки.
О комедии Фонвизина «Недоросль»
I. Все сцены в которых являет_ся
Простакова исполн_ны жизни и верности потому что
характер ее выдерж_н до конца с (не)ослаб_вающим
ис_кус_твом с (не)изменяющеюся исти_ною. Смесь
наглости и низости трусости и злобы гнус_ного
бе_человечия во всем и нежности, равно гнус_ной, к
сыну согл_сова_ны в характере ее живописцем
сметливым и наблюдательным.
(П.Вяземский)
II. Ведь и госпожа Простакова любила
своего Митрофана: она (не)щадно била по щекам
старую Еремеевну и за(то) что дитя много кушало и
за(то) что дитя мало кушало...
(В.Белинский)
III. Для взрослых Митрофан вовсе
(не)смеш_н... Ра_судок совесть и честь стыд и
приличие страх Божий и человеческий все основы
человеческого порядка г_рят в этом
простаковско-скотининском аду. Как только ее
(Простакову) простили она спохв_тилась стала
опять сама собой и первой ее мыслью было
перепороть (на)смерть всю дворню за свою (не)удачу
и когда ей заметили что тиранствовать никто
(не)волен она увековечила себя знаменитым
возр_жением (Не)волен! Дворянин когда захочет и
слуги высеч_ (не)волен! Да на что ж дан нам указ о
вольност_ дворянства?
Да, госпожа Простакова мастерица т_лковать указы.
(По В.Ключевскому)
Упражнение 48. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Павел Андреевич Федотов родоначальник
юмористического жанра в русской живопис_. Он
окончил кадетский корпус и когда уже стал
офицером в свободные от службы часы стал
посещать рисовальные классы Академи_ художеств.
Он рисовал жанровые сцены подмече_ные им на
улицах и упражнялся в портретировани_ карандаш_м
и акварельными красками своих сослуживцев и
знакомых. Долгое время Федотов сч_тал основной
для себя батальную живопись в которой он уже
пр_успел и которая в то время сулила почет и
материальное обеспечение. Басн_писец Крылов
помог Федотову понять что ему следует быть не
баталистом и что из него выйдет мастер бытового
жанра. Гениальный старец убеждал его «бросить
солдатиков и лошадок» и занят_ся исключительно
этим жанром. Послуш_вшись совета художник удвоил
усилия по изучению приемов живопис_ масл_ными
красками и овл_дев ими вскоре создал полотна
прослав_вшие его «Свежий кавалер, или Утро
чиновника получившего первый крест» и
«Разборч_вая невеста».
На выставк_ в Академи_ художеств посетители
толпились перед его картинами каждому хотелось
видеть изображения целиком выхвач_ные из жизни и
полные мысли и здорового юмора. Популярности
Федотова способствовало и стихотворное
объ_снение к картине «Сватовство майора»
соч_не_ное самим художником и распростр_нившееся
в рукописных копиях.
Федотов соч_нял и басни и э_легии и пьесы и
романсы которые сам же перел_гал на музыку но с
этим видом своего творчества он познакомил
только самых близких друзей.
(По «Энциклопедическому словарю»
Брокгауза и Ефрона)
Дайте толкование выделенных слов.
Подберите ряд слов, содержащих корень -аква-,
объясните их значение.
Поставьте ударение в слове обеспечение.
Сделайте морфемный и
словообразовательный разбор слова послуш_вшись.
(Сверьте ответы упражнения 45: А
– в; Б – г; В – в; Г – г; Д – г.)
Упражнение 49. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскрывая скобки.
Всего несколько месяцев отделяют
крымское путешествие Грибоедова от во_стания на
Сенатской площад_.
Еще раньше интересуясь прошлым и настоящим
Тавриды Грибоедов изучал произведения древних
географов вчит_вался в страницы и русских и
восточных летописей.
(В)течени_ трех месяцев пр_бывания в Крыму он
пос_тил и знаменитые пещеры и величественный
Чатыр-Даг и древние развалины замков и Никитский
ботанический сад прекрасные д_лины и бухты
(полу)острова. Поднявшись (в)верх скалистым
косогором попал он на Чертову лес_ницу и пр_од_лев
крутой перевал и обогнув бл_жайшую гору
остановился перед Балаклавской бухтой откуда
продолжил свой путь на Севастополь.
Большой знаток русской истории Грибоедов был
первым кто вспомнил о пр_бывани_ у херсонских
степей русских дружин и заговорил о князе
Владимире который пр_нес на Русь православие.
Грибоедов намеревался написать трагедию о
великом русском реформаторе и поэтому совершил
специальную поездку осматривая побережье вплоть
до Херсонесского маяка.
(По П.Дегтяреву)
Упражнение 50. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскрывая скобки.
(В)первые Толстой побывал на
севастопольских б_стионах когда уже (в)течени_
двух месяцев на подступах к городу шли
кровопролитные бои. Он осматр_вал город
пр_вратившийся в крепость и беседовал с
солдатами матросами и офицерами и все что он
увид_л говорило ему стойкость и храбрость
героизм и мужество севастопольцев (на)много выше
чем пр_дст_влялось ему до приезда в Крым. Толстой
видел и (не)имоверные страдания солдат из-за
бездорожья и плохого транспорта безобразного
снабжения и отвратительного медицинского
обслуживания. Наблюдения пр_вели смелого и
резкого в суждениях офицера к выводу о
(не)обходимости пр_образования Росси_. Он
сост_вляет две докладные записки пр_дст_вляющие
собой про_кты переформирования батарей и армий и
посылает их правительству и обе они оказ_вают_ся
без ответа. Но офицер(патриот) не успока_вает_ся и
продолжает искать другие пути используя
имеющееся у него главное орудие – перо. Он пишет
«Севастопольские рассказы» где по словам
Некрасова «просто верно» перед_на жизнь
ос_жде_ного города потому что автор их был и
св_детелем и учас_ником обороны Севастополя.
(По Р.Вулю)
|