Я ИДУ НА УРОК
Е.А.ПОЛЕЖАЕВА,
г. Азов
Здравствуйте, уважаемая редакция! Хочу
предложить вам конспект урока русского языка,
основанного на культуроведческом подходе к
преподаванию.
Надеюсь, что он вам понравится.
Однородные члены предложения
5 класс
Цель: повторить и систематизировать
сведения об однородных членах предложения.
Знать: признаки однородных членов предложения.
Уметь: находить однородные члены предложения,
определять их синтаксическую роль, составлять
схемы предложений с однородными членами.
Попутное повторение орфографии: правописание н
– нн.
«Сквозная» тема – Великая Китайская стена.
Межпредметные связи – история.
Оборудование урока: таблица на доске,
индивидуальные карточки, тетради по развитию
речи.
ХОД УРОКА
I. Объявление темы
Сегодня мы с вами повторяем тему, которая
изучалась в 5-м классе. Но я уверена, что каждый из
вас может вспомнить ее, опираясь на простейшую
схему.
Какие члены предложения мы называем
однородными?
(Отвечают на один и тот же вопрос; связаны с
одним и тем же словом; выполняют одинаковую
синтаксическую роль.)
II. Работа с текстом
КАРТОЧКА № 1*
Эра Нем. Ara (от лат.aera –
цифра; срок, эра < aes – медь, бронза) деньги,
пособия, срок выдачи пособия |
Задание. Расставьте недостающие знаки
препинания, подчеркните однородные члены
предложения.
По пустыне Гоби тянется Великая Китайская
стена перекатывается через горы бежит по болотам
и пустыням. Это сооружение выглядит грандиозно
величественно. Ни в одно творение рук
человеческих не было вложено столько труда и...
горя. В III веке до н.э. первый китайский император
Цинь Шихуанди мечтал о крепостной стене о
надежной защите государства от набегов. Согласно
древней легенде, однажды душа спящего Цинь
Шихуанди взлетела на Луну посмотрела на Землю и
сжалась при виде маленькой Китайской империи.
Великую Китайскую стену строили десять лет и
протянули на шесть тысяч километров. Она
начинается северо-восточнее Пекина гигантской
змеей вьется по провинции Ляонин идет на запад
через провинции Шаньси и Шэньси заканчивается в
Центральном Китае. Некий мудрец предсказал Цинь
Шихуанди, что строительство будет удачным, если
под стеной будет погребен мужчина по имени Ван
или десять тысяч человек. Император задумался
потом приказал разыскать мужчину с таким именем
умертвить и замуровать в стене. Строили стену и
скромные труженики, и преступники. Великую
Китайскую стену называют самым длинным
кладбищем в мире Стеной слез.
Этот памятник архитектуры поражает своей
высотой (около 9 метров) толщиной стен (около 5
метров) двадцатиметровыми дозорными башнями. Его
любят охраняют реставрируют фотографируют из
космоса.
Тема
текста______________________________________________________________________________
Основная мысль
текста________________________________________________________________________
Укажите средства связи предложений.
Перечислите средства связи, которые вы
нашли_____________
______________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА № 2
Эра Нем. Ara (от лат. aera –
цифра; срок, эра < aes – медь, бронза) деньги,
пособия, срок выдачи пособия |
Задание. Расставьте недостающие знаки
препинания, подчеркните однородные члены
предложения, обозначенные в схеме в квадратных
скобках.
По пустыне Гоби тянется Великая Китайская
стена перекатывается через горы бежит по болотам
и пустыням. [== , == , == –.– и –.–] Это сооружение
выглядит грандиозно величественно. [–.– , –.–] Ни
в одно творение рук человеческих не было вложено
столько труда и... горя. [– – и – –] В III веке до н.э.
первый китайский император Цинь Шихуанди мечтал
о крепостной стене о надежной защите государства
от набегов. [– – , – –] Согласно древней легенде,
однажды душа спящего Цинь Шихуанди взлетела на
Луну посмотрела на Землю и сжалась при виде
маленькой Китайской империи. [== , == и ==]
Великую Китайскую стену строили десять лет и
протянули на шесть тысяч километров. [== и ==] Она
начинается северо-восточнее Пекина гигантской
змеей вьется по провинции Ляонин идет на запад
через провинции Шаньси и Шэньси заканчивается в
Центральном Китае. [== , == , == , ==] Некий мудрец
предсказал Цинь Шихуанди, что строительство
будет удачным, если под стеной будет погребен
мужчина по имени Ван или десять тысяч человек. [–
или –] Император задумался потом приказал
разыскать мужчину с таким именем умертвить и
замуровать в стене. [== , == – – , – – и – –] Строили
стену и скромные труженики и преступники. [и _, и _]
Великую Китайскую стену называют самым длинным
кладбищем в мире Стеной слез. [– – , – – ] Этот
памятник архитектуры поражает своей высотой
(около 9 метров) толщиной стен (около 5 метров)
двадцатиметровыми дозорными башнями. [– – , – – ,
– –] Его любят охраняют реставрируют
фотографируют из космоса. [== , == , == , ==]
Тема текста_________________________________
_________________________________________________
Основная мысль текста_______________________
______________________________________________
Укажите средства связи предложений.
Перечислите средства связи, которые вы
нашли_____________
___________________________________________________________
III. Выполняем задания разного уровня трудности
Уровень 3
Составьте схему последнего предложения
Уровень 4
Найдите предложение, соответствующее схеме [и _,
и _]
Уровень 5
Составьте схему первого предложения.
Задание повышенной трудности. Охарактеризуйте
пунктуацию предложения, подчеркните все
однородные члены. Расскажите о роли союза и в
этом предложении.
Древность и современность связаны тесно и
неразрывно и проявляются в каждом творении
художников и композиторов и в каждом шедевре
архитекторов и скульпторов.
КЛЮЧ
IV. Учимся редактировать
1. Император был смелым, решительным, но
иногда жестокий.
(Подсказка: однородные прилагательные, которые
являются именной частью составного сказуемого,
должны иметь одну и ту же грамматическую форму.)
2. Сооружение красиво и грандиозное.
(Подсказка: однородные прилагательные, которые
являются именной частью составного сказуемого,
должны иметь одну и ту же грамматическую форму.)
3. Мечты императора поражали размахом,
удивляют величием.
(Подсказка: однородные сказуемые не могут быть
выражены глаголами разного времени.)
4. Строители работали добросовестно,
мужественны, стойки.
(Подсказка: при одном подлежащем не
употребляются разные виды сказуемых.)
5. Этот памятник интересует и жителей Китая,
и туристов из других стран, и ученых.
(Подсказка: неправильно употребляется в третий
раз союз и. «В перечисление однородных членов
не должны входить скрещивающиеся понятия, т.е.
понятия, частично совпадающие по своему
логическому объему». (Д.Э. Розенталь.
Справочник по правописанию и литературной
правке. М.: Айрис Рольф, 1997.) Другими словами, в
нашем предложении ученые могут входить и в число
жителей Китая, и в число туристов.)
V. Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру «Почему
Китайская стена названа Великой?», используя
предложения с однородными членами.
В них можно включить такие однородные ряды слов:
грандиозно и величественно;
удивляет, поражает, восхищает;
долгое и мучительное;
древность и современность;
восторг, трепет и уважение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ДИДАКТИКА В УПРАЖНЕНИЯХ
Упражнение 1
Повторяем тему «Правописание приставок».
1. Беззаботно, безмятежно на опушке рос
подснежник.
2. Беседа с этим приятелем бессодержательна,
безосновательна.
3. Беспечный, бесшабашный парень бесперебойно
играет на гитаре.
4. Кот столик сильно исцарапал, взвизгнул,
вскрикнул, спрыгнул на пол.
5. Турист мальчишку расспросил, разжег костер и
погасил.
6. Мой папа не изнеженный, а вспыльчивый,
рассерженный.
7. Исследователь возмущенно вскрикнул, потом
восторженно подпрыгнул.
8. Бесфамильный Иван распилил свой диван и
бесценный разрушил баян.
Упражнение 2
Повторяем тему «Правописание корней с
чередованием».
1. Я все книжки разберу, быстро в доме приберу.
2. Вспыхнула зарница и озарила наши лица.
3. Ростислав шел по равнине, сравнивал ее с
другими.
4. Я бросил решать уравнения, подбирал сравнения
для сочинения.
5. Равнодушный и беспечный ученик потерял
дневник.
6. Морковку на терке перетираю, потом подметаю и
быстро стираю.
7. Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро
замер.
8. Запираю дверь тихонько, замка касаюсь лишь
легонько.
9. Росток тянется к свету, собирается вырасти за
это лето.
10. Натертый пол блестит и маме душу веселит.
Упражнение 3
Повторяем тему «Правописание о – ё после
шипящих».
1. Ученый отчетливо проговаривал слова и
увлеченно размахивал руками.
2. Шепоты, шорохи и непонятные звуки раздавались
в чащобе и пугали медвежонка.
3. Чопорный герцог был смешон и нелеп в своем
парчовом наряде на дешевой распродаже.
4. Верблюжонок, индюшонок и ужонок отправились в
гости к кукушонку.
5. Причесанный ухажер выглядел смущенно и
огорченно.
6. Из камышовых зарослей выпрыгнул отважный и
решительный лягушонок.
7. К жонглеру пришли дирижер, ретушер и
известный жокей.
8. Ненасытный обжора любит харчо, печеночный
паштет, пшенную кашу и крыжовенное варенье.
9. Туристы съели моченые яблоки, выпили
кипяченой воды и стали устраиваться на ночевку.
10. За гаражом горячо спорили грач с грачом,
стриж со стрижом, еж с ежом.
Упражнение 4
Повторяем тему «Предлоги».
1. В заключение концерта веселые и довольные
гости ожидали десерта.
2. Вследствие непогоды не отправляются катера и
пароходы.
3. Мы решили подарить вазу в виде шара или поднос
вроде блюда.
4. У капризной и привередливой Нади блокнот
наподобие тетради.
5. Предупреждая нас, он имел в виду сильный
ветер, нестерпимый холод и ледяной дождь.
6. Ввиду непредвиденных расходов разговоры
насчет капитального ремонта преждевременны и
излишни.
7. В заключении опытных экспертов не удалось
найти ошибки, помарки.
Упражнение 5
Повторяем тему «Правописание н – нн».
1. Змеиное шипение и соловьиное пение вызывают
разные ощущения.
2. По песчаной дороге в ветреный день медленно
шли барсук и олень.
3. Стеклянную вазу Миша помыл, на подоконник
поставил и вдруг разбил.
4. Ветряная мельница от ураганного ветра
крутится и вертится.
5. В соломенной корзинке у девчушки есть зеленые
яблоки и румяные ватрушки.
6. Тополиный пух незаметно, неслышно засыпает
деревянные скамейки и жестяные крыши.
7. От известия неожиданного, сенсационного
рухнула оловянная решетка балконная.
8. Искусственные цветы и крыжовенное варенье
подарили охраннику на день рождения.
9. Единые требования к сочинению постепенно
претерпели многочисленные изменения и
дополнения.
10. Данный коктейль и клюквенный морс нам
мужественный таможенник принес.
Упражнение 6
Повторяем тему «Правописание н – нн».
1. Жареную, вяленую и печеную рыбу званные на
ужин гости съесть не смогли бы.
2. Золоченые приборы начищены и туманной ночью
похищены.
3. Хваленый деликатес образованный повар принес
для принцесс.
4. В этой крашеной лавчонке купим сгущенное
молоко и консервированную печенку.
5. Приготовленному лимонаду воспитанные и
образованные дети рады.
6. Истинная француженка ни в чем не сомневается,
неслыханного успеха добиться собирается.
7. Соленые и маринованные огурцы любят
неугомонные птенцы.
8. Давно не кошенный луг нарисовал мой старинный
и проверенный друг.
9. Ученый попугай и натренированный пес
помогают юному охраннику в жару и в мороз.
Упражнение 7
Повторяем тему «Правописание не с разными
частями речи».
1. Не близко, не далеко, а где-то здесь, в
нескольких шагах, раздавались незабываемые
трели соловья.
2. Еще не распустившийся цветок словно
прислушивался, присматривался, мечтал о будущем.
3. Наступила осень с нескончаемыми дождями,
непросыхающими дорогами, с непролазной грязью.
4. Несмело, неохотно появилось из-за
неприветливой тучи солнце.
5. Никуда не спешащий прохожий неслышно
бормотал несерьезные, смешные истории.
6. Не забывайте о невыполненных обещаниях,
невозвращенных долгах, не бросайте неоконченных
дел, незавершенных проектов.
7. Ни о чем не мечтающий неудачник не сможет
наполнить свою жизнь смыслом, добиться
неслыханного успеха, совершить невиданные
открытия.
* Выдается каждому ученику. Для очень слабых
учащихся предлагаем другой вариант текста –
карточку № 2.
|