Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №46/2002

Я ИДУ НА УРОК

Е.А.ПОЛЕЖАЕВА,
г. Азов


Здравствуйте, уважаемая редакция! Хочу предложить вам конспект урока русского языка, основанного на культуроведческом подходе к преподаванию.
Надеюсь, что он вам понравится.

Однородные члены предложения

5 класс

Цель: повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения.
Знать: признаки однородных членов предложения.
Уметь: находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами.
Попутное повторение орфографии: правописание н – нн.
«Сквозная» тема – Великая Китайская стена.
Межпредметные связи – история.
Оборудование урока: таблица на доске, индивидуальные карточки, тетради по развитию речи.

ХОД УРОКА

I. Объявление темы

Сегодня мы с вами повторяем тему, которая изучалась в 5-м классе. Но я уверена, что каждый из вас может вспомнить ее, опираясь на простейшую схему.

Какие члены предложения мы называем однородными?

(Отвечают на один и тот же вопрос; связаны с одним и тем же словом; выполняют одинаковую синтаксическую роль.)

II. Работа с текстом

КАРТОЧКА № 1*

Эра

Нем. Ara (от лат.aera – цифра; срок, эра < aes – медь, бронза) деньги, пособия, срок выдачи пособия

  • Попутное повторение орфографии: графически  объясните правописание н – нн

Задание. Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

По пустыне Гоби тянется Великая Китайская стена перекатывается через горы бежит по болотам и пустыням. Это сооружение выглядит грандиозно величественно. Ни в одно творение рук человеческих не было вложено столько труда и... горя. В III веке до н.э. первый китайский император Цинь Шихуанди мечтал о крепостной стене о надежной защите государства от набегов. Согласно древней легенде, однажды душа спящего Цинь Шихуанди взлетела на Луну посмотрела на Землю и сжалась при виде маленькой Китайской империи.
Великую Китайскую стену строили десять лет и протянули на шесть тысяч километров. Она начинается северо-восточнее Пекина гигантской змеей вьется по провинции Ляонин идет на запад через провинции Шаньси и Шэньси заканчивается в Центральном Китае. Некий мудрец предсказал Цинь Шихуанди, что строительство будет удачным, если под стеной будет погребен мужчина по имени Ван или десять тысяч человек. Император задумался потом приказал разыскать мужчину с таким именем умертвить и замуровать в стене. Строили стену и скромные труженики, и преступники. Великую Китайскую стену называют самым длинным кладбищем в мире Стеной слез.
Этот памятник архитектуры поражает своей высотой (около 9 метров) толщиной стен (около 5 метров) двадцатиметровыми дозорными башнями. Его любят охраняют реставрируют фотографируют из космоса.

Тема текста______________________________________________________________________________

Основная мысль текста________________________________________________________________________

Укажите средства связи предложений. Перечислите средства связи, которые вы нашли_____________

______________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 2

Эра

Нем. Ara (от лат. aera – цифра; срок, эра < aes – медь, бронза) деньги, пособия, срок выдачи пособия

Задание. Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения, обозначенные в схеме в квадратных скобках.

По пустыне Гоби тянется Великая Китайская стена перекатывается через горы бежит по болотам и пустыням. [== , == , == –.– и –.–] Это сооружение выглядит грандиозно величественно. [–.– , –.–] Ни в одно творение рук человеческих не было вложено столько труда и... горя. [– – и – –] В III веке до н.э. первый китайский император Цинь Шихуанди мечтал о крепостной стене о надежной защите государства от набегов. [– – , – –] Согласно древней легенде, однажды душа спящего Цинь Шихуанди взлетела на Луну посмотрела на Землю и сжалась при виде маленькой Китайской империи. [== , == и ==]

Великую Китайскую стену строили десять лет и протянули на шесть тысяч километров. [== и ==] Она начинается северо-восточнее Пекина гигантской змеей вьется по провинции Ляонин идет на запад через провинции Шаньси и Шэньси заканчивается в Центральном Китае. [== , == , == , ==] Некий мудрец предсказал Цинь Шихуанди, что строительство будет удачным, если под стеной будет погребен мужчина по имени Ван или десять тысяч человек. [– или –] Император задумался потом приказал разыскать мужчину с таким именем умертвить и замуровать в стене. [== , == – – , – – и – –] Строили стену и скромные труженики и преступники. [и _, и _] Великую Китайскую стену называют самым длинным кладбищем в мире Стеной слез. [– – , – – ] Этот памятник архитектуры поражает своей высотой (около 9 метров) толщиной стен (около 5 метров) двадцатиметровыми дозорными башнями. [– – , – – , – –] Его любят охраняют реставрируют фотографируют из космоса. [== , == , == , ==]

Тема текста_________________________________ _________________________________________________

Основная мысль текста_______________________

______________________________________________

Укажите средства связи предложений. Перечислите средства связи, которые вы нашли_____________

___________________________________________________________

III. Выполняем задания разного уровня трудности

Уровень 3

Составьте схему последнего предложения

  • КЛЮЧ [== , == , == , ==]

Уровень 4

Найдите предложение, соответствующее схеме [и _, и _]

  • КЛЮЧ Строили стену и скромные труженики, и преступники.

Уровень 5

Составьте схему первого предложения.

  • КЛЮЧ [== , == , == –.– и –.– ]

Задание повышенной трудности. Охарактеризуйте пунктуацию предложения, подчеркните все однородные члены. Расскажите о роли союза и в этом предложении.

Древность и современность связаны тесно и неразрывно и проявляются в каждом творении художников и композиторов и в каждом шедевре архитекторов и скульпторов.

  • КЛЮЧ

IV. Учимся редактировать

1. Император был смелым, решительным, но иногда жестокий.
(Подсказка: однородные прилагательные, которые являются именной частью составного сказуемого, должны иметь одну и ту же грамматическую форму.)

  • КЛЮЧ
    Император был смелым, решительным, но иногда жестоким.

2. Сооружение красиво и грандиозное.
(Подсказка: однородные прилагательные, которые являются именной частью составного сказуемого, должны иметь одну и ту же грамматическую форму.)

  • КЛЮЧ
    Сооружение красиво и грандиозно.

3. Мечты императора поражали размахом, удивляют величием.
(Подсказка: однородные сказуемые не могут быть выражены глаголами разного времени.)

  • КЛЮЧ
    Мечты императора поражали размахом, удивляли величием.

4. Строители работали добросовестно, мужественны, стойки.
(Подсказка: при одном подлежащем не употребляются разные виды сказуемых.)

  • КЛЮЧ
    Мужественные и стойкие строители работали добросовестно.

5. Этот памятник интересует и жителей Китая, и туристов из других стран, и ученых.
(Подсказка: неправильно употребляется в третий раз союз и. «В перечисление однородных членов не должны входить скрещивающиеся понятия, т.е. понятия, частично совпадающие по своему логическому объему». (Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис Рольф, 1997.) Другими словами, в нашем предложении ученые могут входить и в число жителей Китая, и в число туристов.)

  • КЛЮЧ
    Этот памятник интересует жителей Китая, туристов из других стран, а также ученых.

V. Домашнее задание

Напишите сочинение-миниатюру «Почему Китайская стена названа Великой?», используя предложения с однородными членами.
В них можно включить такие однородные ряды слов:

грандиозно и величественно;
удивляет, поражает, восхищает;
долгое и мучительное;
древность и современность;
восторг, трепет и уважение.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ДИДАКТИКА В УПРАЖНЕНИЯХ

Упражнение 1

Повторяем тему «Правописание приставок».

1. Беззаботно, безмятежно на опушке рос подснежник.

2. Беседа с этим приятелем бессодержательна, безосновательна.

3. Беспечный, бесшабашный парень бесперебойно играет на гитаре.

4. Кот столик сильно исцарапал, взвизгнул, вскрикнул, спрыгнул на пол.

5. Турист мальчишку расспросил, разжег костер и погасил.

6. Мой папа не изнеженный, а вспыльчивый, рассерженный.

7. Исследователь возмущенно вскрикнул, потом восторженно подпрыгнул.

8. Бесфамильный Иван распилил свой диван и бесценный разрушил баян.

Упражнение 2

Повторяем тему «Правописание корней с чередованием».

1. Я все книжки разберу, быстро в доме приберу.

2. Вспыхнула зарница и озарила наши лица.

3. Ростислав шел по равнине, сравнивал ее с другими.

4. Я бросил решать уравнения, подбирал сравнения для сочинения.

5. Равнодушный и беспечный ученик потерял дневник.

6. Морковку на терке перетираю, потом подметаю и быстро стираю.

7. Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро замер.

8. Запираю дверь тихонько, замка касаюсь лишь легонько.

9. Росток тянется к свету, собирается вырасти за это лето.

10. Натертый пол блестит и маме душу веселит.

Упражнение 3

Повторяем тему «Правописание о – ё после шипящих».

1. Ученый отчетливо проговаривал слова и увлеченно размахивал руками.

2. Шепоты, шорохи и непонятные звуки раздавались в чащобе и пугали медвежонка.

3. Чопорный герцог был смешон и нелеп в своем парчовом наряде на дешевой распродаже.

4. Верблюжонок, индюшонок и ужонок отправились в гости к кукушонку.

5. Причесанный ухажер выглядел смущенно и огорченно.

6. Из камышовых зарослей выпрыгнул отважный и решительный лягушонок.

7. К жонглеру пришли дирижер, ретушер и известный жокей.

8. Ненасытный обжора любит харчо, печеночный паштет, пшенную кашу и крыжовенное варенье.

9. Туристы съели моченые яблоки, выпили кипяченой воды и стали устраиваться на ночевку.

10. За гаражом горячо спорили грач с грачом, стриж со стрижом, еж с ежом.

Упражнение 4

Повторяем тему «Предлоги».

1. В заключение концерта веселые и довольные гости ожидали десерта.

2. Вследствие непогоды не отправляются катера и пароходы.

3. Мы решили подарить вазу в виде шара или поднос вроде блюда.

4. У капризной и привередливой Нади блокнот наподобие тетради.

5. Предупреждая нас, он имел в виду сильный ветер, нестерпимый холод и ледяной дождь.

6. Ввиду непредвиденных расходов разговоры насчет капитального ремонта преждевременны и излишни.

7. В заключении опытных экспертов не удалось найти ошибки, помарки.

Упражнение 5

Повторяем тему «Правописание н – нн».

1. Змеиное шипение и соловьиное пение вызывают разные ощущения.

2. По песчаной дороге в ветреный день медленно шли барсук и олень.

3. Стеклянную вазу Миша помыл, на подоконник поставил и вдруг разбил.

4. Ветряная мельница от ураганного ветра крутится и вертится.

5. В соломенной корзинке у девчушки есть зеленые яблоки и румяные ватрушки.

6. Тополиный пух незаметно, неслышно засыпает деревянные скамейки и жестяные крыши.

7. От известия неожиданного, сенсационного рухнула оловянная решетка балконная.

8. Искусственные цветы и крыжовенное варенье подарили охраннику на день рождения.

9. Единые требования к сочинению постепенно претерпели многочисленные изменения и дополнения.

10. Данный коктейль и клюквенный морс нам мужественный таможенник принес.

Упражнение 6

Повторяем тему «Правописание н – нн».

1. Жареную, вяленую и печеную рыбу званные на ужин гости съесть не смогли бы.

2. Золоченые приборы начищены и туманной ночью похищены.

3. Хваленый деликатес образованный повар принес для принцесс.

4. В этой крашеной лавчонке купим сгущенное молоко и консервированную печенку.

5. Приготовленному лимонаду воспитанные и образованные дети рады.

6. Истинная француженка ни в чем не сомневается, неслыханного успеха добиться собирается.

7. Соленые и маринованные огурцы любят неугомонные птенцы.

8. Давно не кошенный луг нарисовал мой старинный и проверенный друг.

9. Ученый попугай и натренированный пес помогают юному охраннику в жару и в мороз.

Упражнение 7

Повторяем тему «Правописание не с разными частями речи».

1. Не близко, не далеко, а где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались незабываемые трели соловья.

2. Еще не распустившийся цветок словно прислушивался, присматривался, мечтал о будущем.

3. Наступила осень с нескончаемыми дождями, непросыхающими дорогами, с непролазной грязью.

4. Несмело, неохотно появилось из-за неприветливой тучи солнце.

5. Никуда не спешащий прохожий неслышно бормотал несерьезные, смешные истории.

6. Не забывайте о невыполненных обещаниях, невозвращенных долгах, не бросайте неоконченных дел, незавершенных проектов.

7. Ни о чем не мечтающий неудачник не сможет наполнить свою жизнь смыслом, добиться неслыханного успеха, совершить невиданные открытия.


* Выдается каждому ученику. Для очень слабых учащихся предлагаем другой вариант текста – карточку № 2.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru