АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Н.А.ШАПИРО
г. Москва
Окончание. См. № 34, 35, 36/2002
Учимся размышлять
Поговорим об упражнениях, с помощью
которых можно научиться осознавать логические
связи между отдельными сообщениями и выражать
их.
Каждое такое упражнение представляет
собой испорченный текст, низкое качество
которого очевидно: он мог бы быть интересным по
содержанию, но выглядит смешным и глуповатым
из-за навязчивых повторений и обрубленных
предложений. А ученики легко могут его улучшить,
используя уже известные синтаксические
конструкции и союзы и другие специальные слова
для связи. Если эти слова приводятся в
упражнении, задача в том, чтобы их правильно
разместить; если нет – их нужно подобрать самим.
Рассмотрим простой пример.
№ 17 («Учимся понимать и строить
текст». М.: Первое сентября, 2002)
Мартин подплыл к берегу. В клюве у
Мартина был зажат маленький красноглазый
карасик. Мартин пол_жил карасика перед Нильсом и
сказал: «Дома мы (не)были с тобой друзьями. Ты
помог мне в беде. Я хочу отбл_г_д_рить тебя». Нильс
чуть (не)бросился обн_мать Мартина. Нильс никогда
еще (не)пробовал сырой рыбы. Что делать, надо
привыкать! Другого ужина (не)получ_шь.
(По С.Лагерлеф. Пересказ З.Задунайской
и А.Любарской)
Задание. Исправьте текст,
устранив повторы с помощью местоимений,
существительных гусь, рыба, объедините,
где нужно, простые предложения в сложное.
Используйте для связи слова: правда, но,
но и.
Выполняя это упражнение,
пятиклассники обнаружат, помимо повторов,
которые легко устранить с помощью названных в
задании слов, несколько нарушений логической
связи между предложениями: в словах гуся и в
размышлениях Нильса. Хорошо, если ученики
почувствуют, что союз но выражает идею
противопоставления решительно и безоговорочно,
а вводное слово правда предваряет не очень
существенное возражение-противопоставление,
значение которого ослабляется последующим
сообщением.
Восстановленный текст должен
выглядеть так.
Мартин подплыл к берегу. В клюве у него
был зажат маленький красноглазый карасик.
Гусь положил рыбу перед Нильсом и сказал: «Дома
мы не были с тобой друзьями, но ты помог мне в
беде, и я хочу отблагодарить тебя».
Нильс чуть не бросился обнимать Мартина. Правда,
он никогда еще не пробовал сырой рыбы. Но что
делать, надо привыкать! Другого ужина не
получишь.
Еще один пример.
Слово может расширять свое значение. Кров
этимологически означает «крыша», но в
сочетаниях типа гостеприимный кров или
делить хлеб и кров это слово имеет уже более
широкое значение – «дом». В основе подобного
рода изменений нередко лежит обыч_й называть в
речи часть вместо целого.
В других случ_ях значение слова может сузи_ся.
Более древн_м значением слова порох было
«пыль», порошок – уменьшительное от порох.
Но в современн_м русском языке далеко не всякий
порошок является порохом, а только тот, который
представляет собой особое взрывч_тое вещество.
Слово порох сузило свое значение.
(По Ю.Откупщикову)
Текст, в общем, понятен. Понятна и его
структура, поэтому ученикам нетрудно будет
выполнить первое задание: найти в нем тезисы и
доказательства. Но этот текст можно улучшить,
если подчеркнуть, во-первых, что тезисы называют
противоположные явления; во-вторых, что за каждым
тезисом следует доказательство-пример;
в-третьих, что последнее предложение
подытоживает сказанное в предыдущих. Все эти
смысловые связи можно передать посредством
вводных слов. Осознать и выразить это поможет
второе задание – вставить в текст, где нужно,
вводные слова, выбрав подходящие из списка:
следовательно, к счастью, во-первых, впрочем,
иными словами, например, скажем, наоборот,
напротив.
Логическая схема этого текста может
быть записана так:
Т1 (тезис), например...
Т2 – напротив...; скажем... ; значит...
Третье задание к этому упражнению – составьте
и запишите свой текст по такой же схеме и с теми
же самыми вводными словами – помогает
практическому уяснению того, что рассуждения на
самые разные темы могут потребовать сходной
логической формы (схемы, формулы).
Рассмотрим упражнение,
предназначенное для девятиклассников.
№ 68
С конца 1702 г. стала выходить первая
русская печатная газета «Ведомости».
Посредством газеты правительство Петра I
разъясняло свою политику. Оно пропагандировало
необходимость и важность преобразований. В
«Ведомостях» систематически освещались события
международной жизни. Петр придавал «Ведомостям»
общественно-воспитательное значение. Он
сознательно стремился сделать газету понятной и
доступной широкому кругу читателей. Особое
значение придавалось языку «Ведомостей». Он был
деловой, точный, почти без церковно-славянских
слов и с незначительным количеством иностранной
лексики. Он стал в известной степени образцом для
переводов иностранных книг и для русских
исторических и публицистических сочинений
начала ХVIII в. В начале 40-х годов ХVIII в. Ломоносов
приступал к созданию «Российской грамматики». Он
внимательно изучал «Ведомости». Он увидел в
языке деловой прозы первых десятилетий ХVIII в.
отражение прогрессивных тенденций в развитии
русского литературного языка. (По кн.: История
русской литературы. Т. 1. Л.: Наука, 1980)
Задание. Исправьте текст:
сделайте его более связным, устраните повторы и
однообразие синтаксических конструкций.
Здесь для восстановления связей почти
не понадобится вводить новые слова – исправить
текст можно, используя разнообразные
синтаксические конструкции: однородные члены,
деепричастные обороты, обособленное
определение.
Чтобы правильно выбрать, какие из
коротеньких простых предложений можно
преобразовать в обособленные второстепенные
члены предложения, нужно сначала понять, как
построен текст (иначе говоря, выявить
«микротемы»), и найти слова, которые обязательно
должны остаться главными. В данном случае
сначала идет речь о целях и содержании газеты,
потом об особенностях ее языка и его значении –
для современников, а потом для последующих
поколений. Ненужным повтором после всего уже
сказанного выглядит предложение Петр придавал
«Ведомостям» общественно-воспитательное
значение. А если его преобразовать в
деепричастный оборот, оно послужит связкой между
«микротемами» и, став обстоятельством причины,
покажет, что особенности языка газеты
обусловлены ее назначением. (Скорее всего детям
не понадобится столь утомительное объяснение;
такие вещи часто легче ощутить, чем дотошно
рассмотреть. Наверное, можно ограничиться
облегченным: был повтор – стала связка).
Обособленное определение перед местоимением он
– оптимальное место для сообщения о свойствах
языка. Дети нередко предлагают такие варианты: Особое
значение придавалось языку «Ведомостей»,
деловому, точному, почти без церковно-славянских
слов и с незначительным количеством иностранной
лексики; или: Особое значение придавалось
языку «Ведомостей». Он был деловой, точный, почти
без церковно-славянских слов и с незначительным
количеством иностранной лексики и стал в
известной степени образцом. Думаю, понятно,
почему это хуже, чем в оригинале. Однако в другом
случае оригинал приходится подправить,
устранить ненужный лексический повтор, заменив
второе придавал значение стилистически и
семантически подобным уделял внимание.
Трудно найти слово, связывающее
информацию о Ломоносове со всем предыдущим.
Никакой адекватной замены этому не случайно
нам обнаружить не удалось. (Вот почему –
вариант допустимый, но несколько смещающий
акценты. Тогда получается, что весь разговор о
газете – только разъяснение действий автора
«Российской грамматики».)
Приводим чуть подправленный оригинал.
С конца 1702 г. стала выходить первая
русская печатная газета «Ведомости»,
посредством которой правительство Петра I
разъясняло свою политику и пропагандировало
необходимость и важность преобразований. В
«Ведомостях» систематически освещались также
события международной жизни. Придавая газете
общественно-воспитательное значение, Петр I
сознательно стремился сделать ее понятной и
доступной широкому кругу читателей. Поэтому
особое внимание уделялось языку «Ведомостей».
Деловой, точный, почти без церковно-славянских
слов и с незначительным количеством иностранной
лексики, он стал в известной степени образцом для
переводов иностранных книг и для русских
исторических и публицистических сочинений
начала ХVIII в. Не случайно, приступая в начале 40-х
годов ХVIII в. к созданию «Российской грамматики»,
Ломоносов внимательно изучал «Ведомости»,
увидев в языке деловой прозы первых десятилетий
ХVIII в. отражение прогрессивных тенденций в
развитии русского литературного языка.
Теперь перед нами текст связный и
грамотный, но по-прежнему довольно тяжеловесный.
Оставив в стороне важный разговор о стиле, скажем
только, что очень полезным упражнением считаем
«перевод» текста из одного стиля в другой с
сохранением структуры и логики оригинала. Вот
второе задание к упр. 68: Напишите по материалам
этого научного текста газетную статью.
Чтобы выполнить это задание, нужно
прежде всего придумать, зачем могут понадобиться
сведения из истории литературы
журналисту-газетчику, пишущему на злободневные
темы. А потом ученик должен увидеть, какие слова,
выражения, конструкции недопустимы в
публицистическом стиле, и произвести замены. Вот
удачная, на наш взгляд, работа девятиклассника.
К 300-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ
Все-таки, что ни говори, карнавалы,
презентации, юбилеи и прочие празднества очень
украшают нашу непростую жизнь. Вот, кажется,
только недавно отпраздновали мы юбилей великого
нашего поэта Александра Сергеевича Пушкина, как
уже на носу новый – 300-летие российской печати.
Нам, современным людям, буквально купающимся в
море газет и журналов, трудно себе представить,
что наши предки, жившие в начале XVIII века, могли
получать информацию только из единственной на
тот момент учрежденной правительством Петра I
газеты «Ведомости». Ее первый номер был выпущен в
конце 1702 года.
Острая необходимость в выпуске подобного рода
изданий возникла потому, что правительству нужно
было пропагандировать важность преобразований,
толковать события в России и за ее пределами —
культурную и политическую жизнь. Но, чтобы
широкой аудитории газета пришлась по душе,
писать ее старались на понятном и доступном для
населения языке, без всяких мудреных иностранных
и церковно-славянских слов. Этот простой, деловой
язык был понятен читателю и стал образцом для
переводов и публицистики того времени.
Газету «Ведомости» изучал и М.В. Ломоносов, когда
приступал в сороковых годах XVIII века к созданию
«Российской грамматики». Михаил Васильевич
увидел в языке деловой прозы первых десятилетий
XVIII века отражение прогрессивных тенденций в
развитии русского литературного языка.
Так что новый праздник не за горами. Остается
только поздравить друг друга с замечательным
юбилеем и пожелать всем нам новых изданий,
которые, надеемся, внесут не меньшую лепту в
историю российской культуры.
Заметим, что ученику удалось придать
своему сочинению необходимую живость и при этом
сохранить и даже подчеркнуть все основные
логические связи.
Постепенно, анализируя разнообразные
тексты, составляя их план, выявляя средства
связи, ученики накапливают некоторое количество
подобных схем, учатся выбирать из них ту, которая
наиболее пригодна в каждом конкретном случае.
Например, разобравшись в том, как построен текст
упр. 71 о языковой реформе Карамзина, можно
вывести оптимальную структуру сочинения, задача
которого – разносторонне представить какое-либо
явление. Эта схема такова: сначала нужно
рассказать о причинах или обстоятельствах
возникновения явления (или о цели создания),
потом изложить его суть, воздерживаясь от оценок;
потом, если явление вам представляется в целом
положительным, сказать о его слабых или уязвимых
сторонах, чтобы закончить признанием его
важности, нужности, полезности и т.п.; и, наоборот,
если автор считает явление скорее вредным, чем
полезным, следует, прежде чем это сообщить,
сначала перечислить его истинные или кажущиеся
достоинства.
Девятиклассники, получившие
соответствующее задание, сумели, хотя и не без
ошибок, выдержать эту структуру, рассуждая на
самые разнообразные выбранные ими самими темы,
среди которых оказались «Школьная форма», «Игра
в номерки», «Перепись населения»,
«Предполагаемая война США против Ирака». Вот
сочинение на одну из названных тем.
В последнее время вновь чрезвычайно
обострились отношения между США и Ираком. После
событий одиннадцатого сентября Америка объявила
войну терроризму, оплотом которого считает эту
арабскую страну. По мнению американских
политиков, на территории Ирака укрывается Усама
бен Ладен, и, кроме того, Вашингтон считает, что,
несмотря на всевозможные обещания, Багдад
продолжает разработку оружия массового
поражения.
Существует два способа решения данной проблемы:
военный и мирный. Военный заключается в том, что
США и их союзники по НАТО высадят в Ираке свои
войска, сместят Саддама Хусейна и установят
правительство, лояльное Западу, как это уже
сделано в Афганистане. Мирный же способ –
послать в Ирак инспекторов и наблюдателей ООН, с
тем чтобы они на месте выяснили, существует ли
реальная угроза со стороны Ирака или это только
домыслы США.
Конечно, если США захватят Ирак, можно будет не
опасаться того, что там укрываются террористы
или производится оружие массового поражения,
которое может быть использовано против Запада. Но
при этом пострадает огромное число мирных людей,
к тому же это вызовет соответствующую реакцию со
стороны экстремистов. С другой стороны, нельзя
до конца верить Ираку, инспектора могут просто не
найти базы террористов или места производства
оружия массового поражения.
На мой взгляд, все-таки стоит, и хочется, чтобы все
это понимали, попытаться решить конфликт мирным
путем, потому что военная операция будет слишком
кровавой, а Саддаму Хусейну все равно наверняка
удастся избежать наказания.
Не будем рассматривать отдельные
речевые шероховатости, заметим, что перед нами
скорее тезисы, чем полноценное сочинение, но
такая схематичность на определенной стадии
обучения даже полезна. Становится очевидной
ошибка в построении этой работы: не на месте
выделенный фрагмент. Однако, если схема известна,
исправить ошибку, т.е. переставить выделенное
предложение в конец абзаца и заменить средства
связи – союз и вводное слово – не составит
труда.
Отношение к подобным схемам у
школьников разное. Одни считают, что это большая
помощь в работе над сочинением, другие – что
необходимость следовать заданной структуре
сковывает. На практике получается, что схема
мешает в одном из двух случаев: либо она
неправильно выбрана, не соответствует теме (или
тема неправильно придумана, не подходит для
данной схемы), либо автору просто вообще не
хочется думать над построением.
Вот другие примеры формул, помогающих
освоить основные виды структуры рассуждения и
соответствующего семантико-синтаксического
оформления.
1. а) Т. Ведь б) Т., потому что... в) Т. –
Во-первых, ... . Во-вторых, ... . И к тому же... А кроме
того... – Так что... (Вот и получается, что... Значит,
и в самом деле...)
2. а) Принято считать, что (Большинство
людей полагает... Обычно говорят... Многие думают,
уверены...) – И действительно... (Во-первых...;
во-вторых...) Правда... (Конечно...) И все-таки...
б) Принято считать, что (Большинство людей
полагает... Обычно говорят... Многие думают,
уверены...) – И действительно... (Во-первых....;
во-вторых...) Однако (С другой стороны...) Так что
(Значит...)
Многие полагают, что умение писать
связно и понятно – это от Бога, и если нет
специальных способностей, то учиться выражать
свои мысли на бумаге – дело бесполезное и
безнадежное. И действительно, сколько людей, даже
проведя за партой десять лет, так и не могут
самостоятельно составить внятный текст. Однако,
может быть, их просто не тому учили. Так что
сдаваться рано, лучше попробовать взяться
по-другому, не теряя надежды на успех.
Публикация статьи произведена при поддержке портала “Rest In World”. На сайте, который располагается по адресу http://restinworld.ru/, Вы узнаете все о популярных среди туристов странах. Планируете совершить поездку в незнакомую Вам экзотическую страну, но не знаете, с чего начать? Посетите портал “Rest In World” – здесь Вы сможете быстро и без особых усилий выбрать отель в том месте, куда Вы направляетесь. Также на портале Вы узнаете интересные факты об интересующей стране, прочитаете новости и ознакомитесь с последними событиями в мире.
|