АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Н.А. ШАПИРО
Размышления вдогонку
К сожалению, несмотря на старания
педагогов, сочинение для большинства школьников
остается делом неприятным, пугающе трудным, а то
и невыполнимым, если рассчитывать только на
собственные силы.
Такое отношение к письменным работам,
которые по традиции называют творческими, как ни
странно, охотно поддерживают некоторые наши
коллеги, хорошо и быстро сориентировавшиеся в
условиях рынка. Сначала появились бесчисленные
сборники «золотых сочинений» по литературе для
старшеклассников, и как бы ни отводили нам глаза
предисловия и методические комментарии,
потребитель безошибочно определил главное
назначение таких изданий: это для списывания. Так
выпускники получили возможность избежать
развития собственной речи. Спрос продолжает
порождать предложение. Теперь родители, искренне
желающие избавить своих детей от мук, с радостью
обнаруживают на прилавках книжных магазинов
готовые сочинения для учеников средней школы.
Торговля идет бойко: «Девушка, а по Короленко для
шестого класса есть?».
Вот книга «Русский язык. Пятерка за
сочинение. 5–9. Сборник сочинений» (Айрис-пресс,
2002). Ее создатели не прячут лица и не скрывают
своих имен от учительской общественности –
напротив, предваряют свой труд сообщением «Об
авторах – составителях книги», из которого мы
узнаем, что супруги Ирина Сальникова, «учитель
русского языка с многолетним стажем работы в
школе», и Александр Тарасенков, который «сейчас
занимается творческой работой», вместе уже
выпустили в свет «Готовые домашние задания по
русскому языку» для 5-, 6-, 8-х и 9-х классов. Супруг,
«по образованию филолог», справился не только с
упражнениями для школьников среднего звена, но и
с изложениями для 9-го класса, причем в одиночку,
без помощи супруги («Русский язык: Образцы
изложений по сборнику текстов для проведения
письменного экзамена. 9-й класс»). Видимо,
последнее достижение вызывает особую гордость
автора, потому что он не преминул сообщить, что
это «единственная книга подобного рода в 2000 и 2001
годах». Вряд ли наши бывшие коллеги не
догадываются, как используют их книжки. Но на
всякий случай скажем отчетливо: эти книжки нужны
детям, чтобы обманывать учителей, незаслуженно
получать хорошие отметки, избегать умственных
усилий, уклоняться от возможности понять, узнать,
научиться. Правда, этой же цели служат
всевозможные «решебники» и «готовые домашние
задания» по другим предметам. А детская (да и
взрослая) привычка с уважением относиться к
печатному слову переводит списывание, которое
всегда прежде считалось жульничеством, в разряд
узаконенных, почти респектабельных занятий. Так
что, если судить только по книжным прилавкам,
сочинения вроде бы и не выделяются из общего ряда
заданий, которые не хочется выполнять, а «Пятерка
за сочинение» – из общего ряда изданий, мешающих
учителю учить, а ученику – учиться. И все-таки
в данном случае просматриваются некоторые
дополнительные малосимпатичные оттенки.
Дорогие ребята... Не все из вас
собираются стать писателями, и поэтому не у всех
есть способность творить – так убеждают в
необходимости своей книги лукавые авторы. И
дальше опять: Наша книга предназначена для тех,
у кого фантазии маловато, слог не сложился, язык
беден, нет времени сидеть и раздумывать над
каждой строчкой. Такие учащиеся есть, их не может
не быть. Гуманитарии сами сочинят, а вот
«технари», «компьютерщики» и «биологи» – куда
им-то деваться? Использовать тексты из этого
сборника! Прежде такое самооправдание
придумывали нерадивые ученики, сваливая в кучу
мнимую неспособность и намеки на иное призвание,
якобы не предполагающее умения «сочинять», но
требующее не тратить время на пустяки, и
простодушно проговариваясь о нежелании «сидеть
и раздумывать». А мы говорили, что внятно
излагать свои мысли очень нужно и биологам, и
технарям и мы можем этому научить, но надо
стараться. И красивое слово творить к этому
не имеет особого отношения, и фантазия здесь ни
при чем. Теперь педагог со стажем и филолог
повторяют соблазнительную неправду о
неспособности.
Вторая неправда – о совершенстве
приводимых сочинений. Конечно, авторам
пришлось основательно переработать и
отредактировать работы учащихся, так как
хотелось представить такие образцы, которые
заслуживают хороших оценок.
Низкую оценку за такое сочинение можно
получить, только если:
при списывании вы были невнимательны
или неправильно переделали сочинение;
вам попался слишком придирчивый
учитель, лично вас за что-то недолюбливающий;
вы все сочинение переписали дословно
и аккуратно, но такая же книга есть и у вашего
учителя.
Не надо быть слишком придирчивым
учителем, чтобы распознать подделку. Но на
стороне несовершеннолетнего жулика теперь книга
– почти документ.
А третья неправда, объявленная еще в
предисловии, – что ученикам дают «советы по
написанию сочинения на основе предложенных
образцов». Ведь в действительности
рекомендуются лишь уловки: Если наша книга есть
у многих, тактика написания по ней сочинения
меняется. Вам необходимо изменить образец так,
чтобы ваше сочинение выглядело оригинальным,
самостоятельным... Что нужно сделать? Во-первых,
изменить первый абзац так, чтобы после прочтения
первых же строчек учитель не подумал: «Где-то я
уже это читал». Как это сделать? Необходимо
использовать синонимы, менять структуру
предложений, кое-что убирать или, наоборот,
добавлять свои мысли. Хорошо использовать
различные вводные фразы: «По-моему...», «Я
считаю...». После общих советов приводится
пример переработки «образца». Цитируем фрагмент:
«Давайте объясним ему, почему уважение к старшим
– неписаный закон нашей жизни». Варианты: Ну
что же, попробуем объяснить, почему уважение к
старшим – закон нашей жизни. Попытаемся
объяснить, почему уважение к старшим – неписаный
закон общества. Давайте ему объясним, почему
уважение к старшим – непреложный закон. На
практике читателю и проверяющему в глаза
бросается почти полное сходство всех этих
фальшиво морализаторских фраз, и усилия по
внесению едва различимых изменений
представляются совершенно бесполезными. Но
авторы «Пятерки за сочинение» уверяют: «Теперь
никто не сумеет вас упрекнуть в списывании!».
Очень показательно, что для обучения
жульничеству выбрана тема «Уважение к старшим –
закон нашей жизни». Для списывания цинично
предлагается и множество других плохих якобы
искренних текстов – «рассуждений на
морально-этическую тему»: Без труда не вынешь и
рыбку из пруда. Благородный поступок. Борьба с
вредной привычкой. Без добрых дел нет доброго
имени. Без труда не может быть красивой и
радостной жизни. Будущее начинается сегодня. В
человеке все должно быть прекрасно. Какие
качества я больше всего ценю в человеке.
Но в общем-то не заслуживают долгого
разговора эти псевдосочинения и псевдопедагоги.
А вот разговор о том, как научить детей
писать толково, умно, самостоятельно, грамотно, –
этот разговор, наверное, никогда не будет
окончен.
|