Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №47/2002

УЧИТЕЛЬ И УЧЕБНИК

Весной этого года сотрудники газеты «Русский язык» побывали на конференции «Лингвистика и школа» в г.  Красноярске. Завязались интересные контакты, учителя пишут о том, что их волнует...

Т. С. ЗАДУНОВА,
г. Красноярск.


В защиту Ладыженской. За и против

«Не могу молчать!» – писал Л.Н. Толстой. Так и я. Спасибо конференции «Лингвистика и школа»: указала путь, по которому можно направить свои пожелания.

Итак, об учебнике Т.А. Ладыженской, 5-й класс. Считаю его самым приемлемым для школы: в нем есть то, что я считаю главным в обучении русскому языку. Этот учебник начинается с раздела «Синтаксис и пунктуация». Именно так должны начинаться все учебники, ибо в итоге мы должны научить детей писать сочинение, а сочинение пишется предложениями, причем сложными в большинстве случаев. Вот почему и начинать обучение пунктуации надо не в 9-м классе, за полгода до экзаменов, а задолго до них.

Необходимо прежде всего научить видеть грамматические основы, т.е. структуру предложения, и союзы или бессоюзные способы соединения простых предложений, развивать в детях орфографическую зоркость, чутье, навыки. Достичь же успеха можно лишь путем длительной тренировки.

Именно в этом я вижу несомненные преимущества учебника Ладыженской. Правда, я добавила бы в раздел «Синтаксис и пунктуация» тему «Союзы и способы бессоюзной связи», чтобы дать ребятам почувствовать разницу между двоеточием и тире.

Добавила бы, кроме названных автором учебника однородных членов и обращения, другие осложняющие факторы: вводные слова, междометия, сравнительный оборот (как это замечательно сделала В.В. Бабайцева). Скажу более: я знакомлю детей уже в 5-м классе с причастными и деепричастными оборотами — слегка, немножко, но настойчиво внедряю их в жизнь. Получается. Я проверила это на опыте.

И еще: посоветовала бы сделать начало учебника ярким, интересным, для этого оглавление перенесла бы туда, где оно должно быть. Добавила бы словарь. Объединила бы параграфы 20 и 37, чтобы сразу, уже в первой четверти, взяться за разбор сложного предложения.

Добавила бы в определение главных членов новые вопросы: «О чем говорится в предложении?» и «Что говорится о подлежащем?». И расширила бы представление о том, чем они могут быть выражены, разобрав примеры типа:

  • Курить — здоровью вредить.

  • Ученье — свет.

  • Больной медленно поправляется.

  • Опоздавшие очень опечалены.

  • Дважды два — четыре.

Дети, месяц назад пришедшие в 5-й класс, не в состоянии найти грамматическую основу. Их надо этому учить. Не переучивать потом, а учить сразу правильно и точно. Ведь встречаются примеры типа: «Люблю грозу в начале мая», «Могу все в жизни одолеть», «Хочу, чтоб цветы расцветали вокруг», а односоставную основу дети еще не видят.

Непонятна мне еще одна деталь: почему правила в этом разделе даны не в рамках, а стрелочкой, да и позже рамки часто заменяются стрелочками? От этого правило теряется, утрачивает силу своего воздействия. Подвергла бы критике я и фонетический разбор, но об этом, может быть, в следующий раз.

На этом заканчиваю.

С уважением,
Тамара Семеновна Задунова

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru