УЧИТЕЛЬ И УЧЕБНИК
Весной этого года сотрудники газеты «Русский
язык» побывали на конференции «Лингвистика и
школа» в г. Красноярске. Завязались
интересные контакты, учителя пишут о том, что их
волнует...
Т. С. ЗАДУНОВА,
г. Красноярск.
В защиту Ладыженской. За и против
«Не могу молчать!» – писал Л.Н. Толстой.
Так и я. Спасибо конференции «Лингвистика и
школа»: указала путь, по которому можно направить
свои пожелания.
Итак, об учебнике Т.А. Ладыженской, 5-й
класс. Считаю его самым приемлемым для школы: в
нем есть то, что я считаю главным в обучении
русскому языку. Этот учебник начинается с
раздела «Синтаксис и пунктуация». Именно так
должны начинаться все учебники, ибо в итоге мы
должны научить детей писать сочинение, а
сочинение пишется предложениями, причем
сложными в большинстве случаев. Вот почему и
начинать обучение пунктуации надо не в 9-м классе,
за полгода до экзаменов, а задолго до них.
Необходимо прежде всего научить
видеть грамматические основы, т.е. структуру
предложения, и союзы или бессоюзные способы
соединения простых предложений, развивать в
детях орфографическую зоркость, чутье, навыки.
Достичь же успеха можно лишь путем длительной
тренировки.
Именно в этом я вижу несомненные
преимущества учебника Ладыженской. Правда, я
добавила бы в раздел «Синтаксис и пунктуация»
тему «Союзы и способы бессоюзной связи», чтобы
дать ребятам почувствовать разницу между
двоеточием и тире.
Добавила бы, кроме названных автором
учебника однородных членов и обращения, другие
осложняющие факторы: вводные слова, междометия,
сравнительный оборот (как это замечательно
сделала В.В. Бабайцева). Скажу более: я знакомлю
детей уже в 5-м классе с причастными и
деепричастными оборотами — слегка, немножко, но
настойчиво внедряю их в жизнь. Получается. Я
проверила это на опыте.
И еще: посоветовала бы сделать начало
учебника ярким, интересным, для этого оглавление
перенесла бы туда, где оно должно быть. Добавила
бы словарь. Объединила бы параграфы 20 и 37, чтобы
сразу, уже в первой четверти, взяться за разбор
сложного предложения.
Добавила бы в определение главных
членов новые вопросы: «О чем говорится в
предложении?» и «Что говорится о подлежащем?». И
расширила бы представление о том, чем они могут
быть выражены, разобрав примеры типа:
Курить — здоровью вредить.
Ученье — свет.
Больной медленно поправляется.
Опоздавшие очень опечалены.
Дважды два — четыре.
Дети, месяц назад пришедшие в 5-й класс,
не в состоянии найти грамматическую основу. Их
надо этому учить. Не переучивать потом, а учить
сразу правильно и точно. Ведь встречаются
примеры типа: «Люблю грозу в начале мая», «Могу
все в жизни одолеть», «Хочу, чтоб цветы
расцветали вокруг», а односоставную основу дети
еще не видят.
Непонятна мне еще одна деталь: почему
правила в этом разделе даны не в рамках, а
стрелочкой, да и позже рамки часто заменяются
стрелочками? От этого правило теряется,
утрачивает силу своего воздействия. Подвергла бы
критике я и фонетический разбор, но об этом, может
быть, в следующий раз.
На этом заканчиваю.
С уважением,
Тамара Семеновна Задунова
|