Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №47/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В.Панова

С.В.СТОЛБУНОВА,
г. Ярославль

Продолжение. Начало в № 37/2002


Зачетные работы по морфологии

7 класс

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА № 2

Глагол: переходность, возвратность, залог, классы

I. Знание определений и правил

1. Переходными называются глаголы, _________ ______________________________ .

2. Непереходными называются глаголы, ____________________________________ .

3. Возвратными называются глаголы, _______________________________________ .

4. Глаголом действительного залога называется переходный глагол, ___________________ .

5. Глаголом страдательного залога называется возвратный глагол, ______________________ .

6. Залог – это грамматическое значение, которое показывает _______________________ .

7. Чтобы выделить основу инфинитива, нужно _____________________________________ .

8. Чтобы найти основу настоящего времени, нужно ___________________________________ .

9. Продуктивными классами называются такие классы глаголов, по моделям которых ___________ _____________________________________ .

10. Непродуктивными классами называются такие классы глаголов, по моделям которых _______ _____________________________________ .

II. Проверка умения применять знания при решении практических задач

1. Переходными являются следующие глаголы:

а) напевать; б) чувствовать; в) трепетать; г) улыбаться; д) пристраивать.

2. Глаголы умываться, учиться, заниматься являются непереходными, потому что:

а) они не переходят в другие части речи; б) они являются возвратными.

3. Суффикс -ся указывает на:

а) переходность; б) непереходность; в) ни на что не указывает.

4. Выделите возвратные глаголы:

а) стремиться; б) причесать; в) умыться; г) изучать.

5. Выделите возвратные глаголы со страдательным значением:

а) выучиваться; б) мыться; в) обниматься; г) разрушаться; д) наноситься.

6. Преобразуйте активные (действительные) конструкции в страдательные.

Солнце освещает Землю.
Почтальон распаковывает посылку.
Тепло превращает воду в пар.

7. Распределите по 5 продуктивным классам следующие глаголы:

гонять; основать; решить; крикнуть; зеленеть.

8. В какой из строчек нужно в суффиксе глагола писать о/е?

а) рассказ_вать, приказ_вать, подыск_вать;

б) премир_вать, совет_вать, окольц_вать.

ОТВЕТЫ

I

1. _________ которые требуют при себе существительное в вин. пад. без предлога.

2. _________ которые не требуют при себе существительного в вин. пад. без предлога.

3. __________ которые включают суффикс -ся.

4. _________ обозначающий действие, которое производит предмет-подлежащее.

5. _________ обозначающий действие, которое испытывает на себе предмет-подлежащее.

6. _________ отношение действия-глагола к предмету-подлежащему.

7. ________ от инфинитива отделить суффикс -ть (-ти).

8. _________ отделить от словоформ настоящего времени личные окончания.

9. ________ образуются новые языковые единицы.

10. ______ не образуются новые языковые единицы.

II

1. а) напевать; б) чувствовать; г) пристраивать.

2. б) они являются возвратными.

3. б) непереходность.

4. а) стремиться; в) умыться.

5. а) выучиваться; г) разрушаться; д) наноситься.

6. Земля освещается Солнцем.

Посылка распаковывается почтальоном.
Вода превращается теплом в пар.

7.

8. б) премировать, советовать, окольцевать.

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА№ 3

Изъявительное наклонение. Формы времени глаголов

I. Знание определений и правил

1. Грамматическое время глагола указывает на____ _________________ .

1 балл

2. Форма прошедшего времени глагола указывает, что действие _______________ .

1 балл

3. Форма будущего времени глагола указывает, что действие ________________ .

1 балл

4. Формы прошедшего и будущего времени указывают на ___________________ .

1 балл

5. Форма настоящего времени не указывает на _________ .

1 балл

6. Прошедшее и будущее время – это _______ .

1 балл

7. Настоящее время – это __________ .

1 балл

8. Значение формы настоящего времени:

а) ________________________________ ;

б)________________________________ .

2 балла

9. У глаголов совершенного вида только________ _________ .

1 балл

10. Форма будущего времени глаголов несовершенного вида состоит из _________ слов, совершенного вида – из __________ .

2 балла

II. Проверка умения применять знания при решении практических задач

1. Определите время глаголов и подчеркните те глаголы, у которых форма времени и временное значение не совпадают.

Я спросил: «А ты бульон умеешь?» – Но папа только засмеялся: «А чего тут уметь? – У него даже заблестели глаза. – Бульон – это проще пареной репы: положи в воду и жди, когда сварится, вот и вся премудрость». (В.Драгунский)

5 баллов

2. а) Назовите грамматическое значение формы глагола условимся.

б) Произведите анализ всех форм настоящего времени: какое значение имеет каждая форма?

Раздается удар гонга, Керолайна извещает, что ужин продолжается, только под названием ленч, каковой в Англии приходится на время обеда, но поскольку сам обед почему-то переносится на вечер, то для удобства условимся, что Керолайна просто приготовила ленч, и дело с концом – прошу за стол! (М.Заринь)

6 баллов

3. Определите значение форм времени и лица у глаголов читаешь и задумаешься.

Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают!.. Вот уж запретил бы им писать! Ну, на что это похоже: читаешь... невольно задумаешься, – а там вся дребедень и пойдет в голову: право бы, запретил им писать, так-таки просто вовсе бы запретил. (В.Одоевский)

3 балла

ОТВЕТЫ

I

1. ___________ отношение времени к моменту речи.

2. __________ произошло до момента речи.

3. _________ будет происходить после момента речи.

4. __________ несовпадение, разрыв во времени между действием и речью о нем.

5.___________ разрыв во времени между действием и речью о нем.

6. _________ признаковые формы времени.

7. _________ беспризнаковая форма времени.

8. а) действие одновременно с моментом речи; б) действие безотносительно к моменту речи.

9. _________ две формы времени.

10. ______ – двух слов, _________ одного слова.

II

1. Спросил – прош. время, умеешь – наст. время безотносительно к моменту речи; засмеялся – прош. время; заблестели – прош. время; сварится – буд. время в значении прош.

2. а) Условимся – грамматическое значение наст. времени; б) раздается, извещает, продолжается, переносится – значение действия одновременно с моментом речи; приходится – действие безотносительно к моменту речи – происходит постоянно.

3. Читаешь, задумаешься – 2-е л., обобщенно-личное значение.

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА № 4

Глагол: наклонение, личные формы, спряжение, безличные глаголы

I. Знание определений и правил

1. Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается говорящим как ________ _____________________________ .

1 балл

2. Условное наклонение указывает, что действие рассматривается как ______________________ .

1 балл

3. Повелительное наклонение обозначает действие как _________________________ .

1 балл

4. В изъявительном наклонении глаголы:

а) имеют формы времени; б) не имеют форм времени.

2 балла

5. В условном и повелительном наклонении глаголы:

а) имеют формы времени; б) не имеют форм времени.

2 балла

6. Личными формами называются глагольные формы ___________________________ .

2 балла

7. Форма 1-го лица указывает, что говорящий__ _________________________________ .

2 балла

8. Форма 2-го лица указывает, что говорящий__ _________________________________ .

2 балла

9. Форма 3-го лица указывает, что говорящий__ _________________________________ .

2 балла

10. Спряжение – это ______________________________________________________ .

2 балла

11. Глаголы хотеть и бежать – это _________ ________ глаголы.

1 балл

12. У глаголов 1-го спряжения в личных окончаниях гласная _______, а у глаголов 2-го спряжения – гласная _________.

2 балла

13. Чтобы определить безударную гласную в окончании глагола, нужно поставить его в ___________________ форму.

1 балл

14. Глагол в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени изменяется по______ _________ и ___________, а в прошедшем – по __________ и ______________ .

4 балла

15. Безличные глаголы обозначают действие без _____________________________ .

1 балл

II. Проверка умения применять знания на практике

1. Поставьте глаголы во 2-е лицо множественного числа (настоящее/будущее время) и определите их спряжение: написать, сказать, увидеть, выдвинуть, упрекать, возненавидеть, расхотеть.

7 баллов

2. Определите переходность/непереходность глаголов: плетешь, организуешь, планируешь, радуешь, блестишь, пляшешь, гремишь, чистишь, пыхтишь, ответишь, сидишь, скачешь, жаришь.

13 баллов

3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите наклонения глаголов. Определите спряжения глаголов настоящего времени.

Соб_рает в лесу Мишка хворост, за работой не вид_ что уже вечере_. Закончил работу. Смотр_ – впереди что-то темное и большое движ_ся а рассмотреть хорошенько (не)может. Едва дыш_ от страха мальчишка. Чувству_ как похолодели руки по спине мурашки забег_ли. Хотелось бы побежать, да ноги не слуша_(тся, ться). Сердце так и колот_ся. А вдруг медведь?

13 баллов

4. Задания.

1) Определите наклонение и время глаголов. Особо отметьте глаголы в переносном значении.

2) Определите значение фразеологического единства (ФЕ) дуть в одну дуду и душа разрывается. Как и зачем автор разрушает эти фразеологизмы?

Толкаясь локтями, мы жали Шурину руку, обещали принести пластинки к его граммофону. Орлов даже обнял милиционера и сказал:
– Становись-ка ты, Шура, художником.
Мне захотелось поспорить с Орловым. Я обнял Шуру с другой стороны:
– Не слушай его, будь милиционером.
– Я и сам не знаю, как тут быть, – признавался милиционер-художник, притопывая валенками. – Душа разрывается. И то и другое – дело нужное.
– Надо избрать что-то одно, – сказал Орлов. – И дуть в эту дудку. А то душа разорвется.
– У меня душа крепкая, – объяснял Шура. – Ее так просто не разорвать.
– Дуй в две дудки, – уговаривал его я. – Это душу укрепляет.

(Ю.Коваль)
10 баллов

ОТВЕТЫ

I

1. __________ реальное.

2. _________ нереальное.

3. ________ требуемое.

4. а)

5. б)

6. _____ лица и числа.

7. ______ относит действие к самому себе.

8. ____ относит действие к собеседнику.

9. _____ не относит действие ни к себе, ни к собеседнику.

10. ____ изменение глагола по лицам и числам.

11. ________ разноспрягаемые.

12. _____ е, ______ и.

13. _________ неопределенную __________ .

14. _______ лицам и числам __________ , родам и числам.

15. ____________ деятеля.

II

1. напишете, скажете, увидите, выдвинете, упрекаете, возненавидите; расхотите – разноспряг.

2. плетешь коврик, организуешь праздник, планируешь отпуск, радуешь маму, ответишь урок, жаришь картошку, чистишь плиту – переходные; блестишь, пляшешь, гремишь, пыхтишь, сидишь, скачешь – непереходные.

3. Собирает в лесу Мишка хворост, за работой не видит, что уже вечереет. Закончил работу. Смотрит – впереди что-то темное и большое движется, а рассмотреть хорошенько не может. Едва дышит от страха мальчишка. Чувствует, как похолодели руки, по спине мурашки забегали. Хотелось бы побежать, да ноги не слушаются. Сердце так и колотится. А вдруг медведь?

4. 1) жали – изъяв. накл., прош. вр.; обещали – изъяв. накл., прош. вр.; обнял, сказал – изъяв. накл., прош. вр.; становись-ка – повел. накл.; захотелось – изъяв. накл., прош. вр.; обнял – изъяв. накл., прош. вр.; не слушай, будь – повел. накл.; не знаю – изъяв. накл., наст. вр. переносное (в плане прошедшего).

2) дуть в одну дуду – «действовать слаженно, в одном направлении (о разных людях)»; душа разрывается – «кто-либо испытывает сильные чувства – печаль, горечь».

В ФЕ дуть в одну дуду автор заменяет компонент одну на эту; одну на две; вместо дуды появляется дудка. Фразеологизм разрушается, обрастает конкретно-чувственными ассоциациями; смысл его несколько смещается, поскольку в тексте речь идет об одном человеке, стоящем перед выбором. В ФЕ душа разрывается компонент разрывается заменяется на разорвется (ср. душа крепкая, не разорвать). Возвращение ФЕ прямого смысла придает тексту юмористический оттенок.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru