МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
В номере 35 (251) за сентябрь 2000 года я прочитала
статью учительницы Гореловой С.В. из г. Мытищи
Московской обл. «Мгновенная проверка знаний».
Этот вид работы очень понравился мне и моим
детям. Я придумываю карточки, по которым с
удовольствием работают и пятые, и одиннадцатые
классы. Особенно радуются малыши, когда на
перфокарте выходит какой-нибудь интересный
рисунок. Предлагаю детям самим попробовать
составить задания для соседа по парте,
консультантам – для проверки знаний учащихся
своей группы (своего ряда) или целого класса.
Особенно эффективны такие карточки во время
занятий по индивидуальной коррекции
грамотности. С их помощью за короткий срок можно
проверить уровень грамотности по нескольким
темам.
З.С.АЛДАГУЛОВА,
Республика Башкортостан
Мгновенная проверка знаний
ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТЫ
Учитель диктует учащимся список слов
(в наших примерах их всегда 25), правописание
которых он хочет проверить. Во время диктовки
ученики заполняют слева направо перфокарту –
табличку, представляющую собой 5ґ5 см. В
каждую клеточку квадрата вписывается одна из
двух букв (или другие условные знаки) в
зависимости от принятого решения (предположим, а
или б). По окончании работы ученик соединяет
линией одинаковые буквы (выбирая а или б по
договоренности с учителем), в результате чего
получается определенный рисунок. Если
получившийся рисунок совпадает с проверочным
рисунком – ответом, который имеется у учителя, то
задание выполнено правильно.
С.Горелова
Тема: «Проверяемые звонкие и глухие
согласные»
Задание 1. Решите, что писать в
корне слова, – ж или ш.
1.
Сладкоежка, шишка, подножка, ладошка, дорожка.
2. Насмешка, ложка, обложка, блиндаж, шалаш.
3. Подушка, патронташ, кружка, окрошка, морошка.
4. Мышка, сторож, багаж, фляжка, крошка.
5. Коврижка, гармошка, издержки, грош, сороконожка.
-ж-
Задание 2. Решите, что писать в
корне слова, – ж или ш.
1.
Морошка, сторожка, окрошка, обтяжка, ладошка.
2. Крошка, вытяжка, мышка, варежка, насмешка.
3. Шалаш, выдержка, шишка, кружка, патронташ.
4. Подушка, обложка, гармошка, подножка, грош.
5. Кошка, ягдташ, пушка, лукошко, вперемешку (от
перемешивать).
-ш-
Тема: «Разделительный ъ и ь»
Задание 1. Решите, что напишете в
корне слова, – ь или ъ.
1.
Подъем, адъютант, лосьон, бельэтаж, вьюшка.
2. Пьедестал, предъюбилейный, обезьяна, павильон,
пятью семь.
3. Батальон, съестной, въявь, объявление,
четырехъярусный.
4. Серьезный, съехать, рельефный, фортепьяно,
объезд.
5. Полынья, объект, разъединить, въедливый,
безъязыкий.
-ъ-
Задание 2. Решите, что напишете, – ь
или ъ.
1.
Интерьер, изъян, разъяриться, съезд, дьяк.
2. Муравьед, съемка, устье, объявление, собью.
3. Портьера, трехъярусный, адъютант, необъятный,
павильон.
4. Карьер, зимовье, бульон, предъявить, гнездовье.
5. Семья, бильярд, гильотина, съедать, инъекция.
-ъ-
Задание 3. Составьте карточки для
соседа по парте по рисункам.
а) -ъ- |
б) -ь |
Тема: «Написание ь на конце слов
после шипящих»
Задание 1. Решите, в каких случаях
на конце слов после шипящих напишете ь.
1. Меч,
грач, брошь, туч, могуч.
2. Ткач, лещ, сыч, ночь, плащ.
3. Мышь, камыш, встреч, дач, тишь.
4. Передач, срежь, зрелищ, замуж, сыпуч.
5. Плющ, свеч, речь, стаж, ерш.
-ь
Задание 2. Решите, в каких случаях
на конце слов после шипящих напишете ь.
1.
Ложь, мираж, встреч, свеж, грач.
2. Вскачь, плач, сыч, задач, скрипуч.
3. Сплошь, увлечься, лишь, брошь, неуч.
4. Колешь, дергач, плющ, навзничь, картечь.
5. Сбежишь, щелочь, настежь, наотмашь, горюч.
-ь
Задание 3. Составьте карточку по
данной теме для соседа по парте.
-ь
Тема: «Правописание приставок пре-
и при-»
Задание 1. Решите, или -
нужно писать в словах.
1. Претендовать, привилегия,
присутствие, примитивный, превратно
(понимать).
2. Притязания, преамбула договора,
притерпеться к боли, претерпеть лишения, привидение.
3. Без прикрас, прерогатива, непременное
условие, преемственность, приемлемый
вариант.
4. Прилагать усилия, пребывание в воде,
приступить к занятиям, преуменьшить
(представить в меньших размерах, чем на самом
деле), приуменьшить (несколько уменьшить).
5. Презабавный, приткнуться в уголке,
приличие, привратник, преходящий успех.
Задание 2. Решите, какую приставку
– или – надо писать.
1.
Предавать (друзей), претворить (в жизнь),
препятствие, пребывание (в плену), преграда.
2. Прекрасный, приступить (к выполнению), прибавка,
приветливый, президент.
3. Премудрый, привокзальный, преуспевать, примерять,
превратиться.
4. Преувеличение, причастный, превышение,
преподавать, преступник.
5. Преследовать, пришелец, приглушить, притворить
(дверь), приговор.
Задание 3. Решите, что писать в
словах, – или .
1. Причудливый, призадумался, превосходный,
прихватить, приласкать.
2. Приехать, приоткрыть, прехорошенький,
присмотреть, привокзальный.
3. Преграда,
предел (граница), преобразовать, препятствие,
пребывать (в воде).
4. Приступить (к работе), прилежание, презирать
(труса), призреть (сироту), придать (форму).
5. Прибывать (на станцию), приподнять, преспокойный,
придорожный, привокзальный.
Задание 4. Проверьте соседа по
парте! Составьте словарную диктовку по этой теме
для перфокарты по данному рисунку.
|