Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №48/2002

ЖИЗНЬ ЯЗЫКА

Александр ОВЧИННИКОВ,
9-й «А» класс, средняя школа № 7,
г. Кольчугино.

Руководитель – С.В. КИРИЛЛОВА


Использование компьютерных технологий при изучении русского языка

(Реферат)

Введение

«Ох, эти ваши компьютеры», – морщатся снобы от интеллигенции1. «Культура, образованность, интеллигентность гнутся под натиском компьютеризации», – вторит письмо читателя в газету2. Это – мнение немалого количества людей, имеющих отношение и к информационным технологиям в образовании.

Заместитель председателя Комитета по информационной политике Т.А. Астраханкина уверена, что интернетизация школ не оправдывает себя, так как «практически отсутствуют качественные и легкодоступные образовательные ресурсы» и «только 33учеников хотели бы пользоваться образовательными ресурсами, под которыми более 80% школьников понимают коллекции рефератов и школьных сочинений»3. Тем не менее мир вступил в третье тысячелетие, и пренебрегать возможностями новых средств передачи информации уже становится невозможно.

Нельзя не согласиться с мнением главного редактора журнала Internet, одного из российских журналов, посвященных компьютерным технологиям и Интернету, А.Гагина, что «вполне можно построить систему, когда компьютерные технологии и Интернет будут широким средством повышения эффективности обучения»4. Построить такую систему технически и методологически — это большая работа. Она требует серьезных денежных вложений, времени и талантов. Энтузиасты сегодня делают это: «Компьютерная поддержка уроков русского языка по теме “Знаки препинания в сложносочиненном предложении”» из опыта работы В.В. Чибухашвили (г. Елец)5. «Изучение обособления определений с использованием компьютера» из опыта М.Ю. Гац (Московская обл.)6, «Блоковая подача материала при изучении имени существительного с применением ПЭВМ» из опыта Т.В. Стрыгиной (г. Пенза)7, «Компьютерная поддержка уроков русского языка по теме “Состав слова”» из опыта А.Г. Цукановой (г. Рязань)8, «Компьютерная поддержка изучения пунктуации в предложениях с обращениями» из опыта Е.Е. Молчановой (г. Астрахань)9, «Изучение местоимения как части речи с использованием ЭВМ» из опыта О.А. Скрябиной (г. Рязань)10, «Из опыта использования компьютера для контроля орфографических навыков» Л.М. Алексаньянц и Л.Н. Прохоровой (г. Москва)11, «Роль компьютера в процессе овладения орфографией» из опыта Н.Н. Хахалевой (г. Воронеж)12, «Опорный конспект в компьютерных программах по теме “Наречие как часть речи”» из опыта И.Б. Лариной (г. Елец)13, «Использование компьютерных технологий при изучении русского языка в школе (на примере тренажера “Фраза”)» из опыта М.Е. Русанюк и В.Ю. Тимониной (г. Москва)14. Это далеко не полный перечень статей последних лет, посвященных применению компьютерных технологий при изучении русского языка.

Есть сторонники и ограниченного, «усеченного» применения компьютеров для учебных целей. Их основные доводы таковы: никакие компьютеры не могут заменить живого слова преподавателя, существует многовековой опыт передачи знаний «из уст в уста», информация с экрана воспринимается хуже, чем печатная, инициатива не приветствуется машиной, угнетается творческий потенциал личности15.

Итак, выбранная тема для исследования «Использование компьютерных технологий при изучении русского языка» актуальна. Для того, чтобы сделать вывод о компьютерном обучении, необходимо изучить, обобщить, проанализировать и систематизировать существующий опыт использования компьютеров при изучении русского языка.

Глава 1. Опыты использования информационных технологий

Цифровые технологии дошли и до системы образования. Приоритетными направлениями разработок софтверных компаний становятся среды разработок обучающих мультимедиаприложений16.

Во время ежегодной Международной конференции-выставки ИТО-2001, проходившей в ноябре 2001 года в Москве, работала секция «Информационные технологии в учебном процессе». Большинство докладов было посвящено опыту использования электронных образовательных продуктов в учебном процессе, в том числе в предметах гуманитарного цикла. Демонстрировались авторские разработки, был представлен опыт работы по уже известным электронным образовательным продуктам: 1C: Репетитор, LabVIEW. Обсуждался диапазон применения электронных обучающих систем – от фрагментов уроков с компьютерной поддержкой предмета до системного использования компьютерных практикумов и для исследовательской работы17.

Немного позднее, с 27 ноября по 1 декабря 2001 года, в Санкт-Петербурге прошла Неделя информационных технологий, где были представлены опять же московские «1С», «Формоза», «Новый диск», «Кирилл и Мефодий». Особого внимания удостоилась открытая образовательная платформа на базе компьютеров TEEN – комплекс специализированных средств, предназначенных для компьютерной поддержки проведения уроков. Образовательная платформа – это система файлов, куда учитель записывает заранее подготовленную тему. На уроке его задача сводится к управлению процессом. Платформа открытая. К ней можно подключить программные приложения других производителей. В школах Москвы существуют более 20 таких баз18.

В начале работы перечислены примеры опытов использования компьютерных технологий при изучении русского языка. Анализируя этот опыт, приходишь к выводу, что более правильно использовать информационные технологии не только для тренинга, но и для других видов учебной деятельности: изучения теоретического материала, сопоставления лингвистических концепций и др.

По мнению московских учителей М.Е. Русанюк и В.Ю. Тимониной, начинать приобретение опыта по компьютерному сопровождению уроков русского языка следует с простых и логично построенных программ. Таковой является программа «Фраза»19. Она позволяет контролировать орфографические и пунктуационные знания учеников школы. Программа содержит библиотеку из более чем 500 готовых вариантов заданий. Имеются варианты для комплексного повторения в 10-м и 11-м классах. На большинство правил есть несколько вариантов заданий. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. Ученику доступен просмотр каталога правил, систематизированных по названиям в виде древовидного графа. К сожалению, в программе не предусмотрено промежуточного выхода после выполнения части заданий. Кроме того, программа «Фраза» мало приспособлена для анализа результатов работы учащихся над заданием, в ней не предусмотрена автоматическая выдача рекомендаций по результатам работы. Предполагается, что эта программа наиболее эффективна на этапе закрепления знаний. «Учитель должен почувствовать и увидеть (а с помощью компьютера это сделать легче) ту грань, которая позволяет учащемуся перейти от частных случаев <...> к пониманию общих закономерностей и способности принимать правильное самостоятельное решение»20 – этот тезис из выступлений Русанюк и Тимониной на VII международной конференции «Информационные технологии в образовании» подтверждает эффективность сочетания традиционных и компьютерных технологий при изучении русского языка в школе.

Интересными кажутся и шесть программ В.А. Чибухашвили и Н.Д. Гринько из Ельца по наиболее трудному разделу 9-го класса – по пунктуации в сложном предложении. Авторы обоснованно считают специфической особенностью русского языка большой объем работы, а также ее характер: кропотливое выполнение упражнений, переписывание дидактического материала с одновременным выполнением заданий. С помощью компьютера появилась возможность повысить темп урока. Эти программы хороши тем, что наряду с контролем и тренингом предусматривают обучающий момент. Любой из блоков программы (обучающий, тренировочный, контролирующий) может быть использован самостоятельно. Важно, что в программах предусмотрена немедленная обратная связь с каждым обучаемым. В случае правильного ответа на экране монитора в цветном обрамлении появляется слово Верно, на неправильный ответ, кроме того, компьютер реагирует многотональным звуковым сигналом. В программах компьютер с помощью присущих только ему технических возможностей в одном кадре фокусирует и пунктуационное правило, и опознавательные признаки пунктуационно смысловых отрезков (запятая в предложении и схеме мерцает), и условие выбора необходимого знака препинания, а также место его постановки. Компьютер постепенно «подводит» ученика к пониманию и осознанию правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, а затем к закреплению пунктуационных знаний и умений. Удачно, что темп работы в режиме тренинга индивидуален, поскольку переход к следующему кадру осуществляется нажатием клавиши пробела самим учащимся. К сожалению, программы работают под управлением операционной системы МS-DOS, в связи с этим мультимедийные возможности компьютера программой практически не используются, что снижает комфортность работы, и в результате этого не полностью снимаются отрицательные эмоции, а ведь компьютер способен снять психологический дискомфорт (боязнь низкой оценки, повышенный тон учителя и др.). Чибухашвили и Гринько, как и пользователь рассмотренной выше программы «Фраза», утверждают, что эмоциональный контакт с учителем невозможно заменить использованием компьютерных технологий, «да и цель создания подобных программ – <...> оказание помощи, технической поддержки <...> в его (учителя) деятельности»21.

И.Ю. Гац из Московской области считает, что «благодаря сочетанию традиционного и компьютерного методов ученики <...> вынуждены действовать, проявлять активность в момент объяснения»22, и приводит пример объяснения правил обособления определений, выраженных прилагательными с зависимыми словами с помощью программы VTOR. Экран монитора оформляется в виде динамической таблицы. При объяснении нового правила используются все возможности компьютера – графика, звук, цвет. Музыкальные сигналы фиксируют последовательность действий и качество выполнения задания.

Т.В. Стрыгина из Пензы, применяя программу по теме «Имя существительное как часть речи», доказывает положительный эффект использования компьютера и при изучении морфологии23. Программой предусмотрен дифференцированный подход к учащимся: или проработать подряд три части программы (обучающую, тренировочную, проверочную), или начать с тренировочной работы, или сразу выполнить проверочную работу. Положительным психологическим моментом является то, что программой предусмотрено обращение к ученику по имени, в том числе и в уменьшительно-ласкательной форме. В программе есть специальный раздел, куда поступают данные об ошибках учеников, что позволяет выявить типичные ошибки.

А.Г. Цуканова из Рязани допускает компьютерную поддержку («компьютер не заменяет учителя или учебник»24) уроков русского языка по теме «Состав слова» и рассказывает о восьми комбинированных (обучающая, проверочная, тренировочная) программах (программисты – В.В. Внуковский и С.Н. Луньков). В обучающей и тренировочных программах компьютер комментирует правильность/неправильность выполнения задания. К сожалению, в проверочной программе лишь фиксируются ошибки для выставления оценки.

Е.Е. Молчанова из Астрахани говорит о компьютерной поддержке изучения пунктуации в предложениях с обращениями как элементе разнообразия в арсенале традиционных средств, при этом «не умаляя ни в коей мере значимость роли педагога»25. Уже в обучающем режиме компьютер побуждает учеников к активному включению в работу: учащемуся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке пунктуационных правил, приводятся примеры и схемы. В тренировочном режиме эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения. Компоновка программ обеспечивает вариантность доступа к любой части программы. Визуально фиксируются лишь правильные ответы, на ошибочные компьютер реагирует звуковым сигналом. Компьютер объясняет и причину ошибок, предлагая выполнить задание повторно на идентичном дидактическом материале. Выставлению оценки сопутствует краткий комментарий. К сожалению, эти четыре программы (программист – И.И. Гордеев), как и рассмотренные выше, работают под управлением операционной системы MS-DOS, что имеет уже названные негативные стороны. Так, компьютерная графика программ несовершенна, а ее использование необходимо для усиления образного (в противовес логическому) восприятия знаний.

О.А. Скрябина из Рязани утверждает, что «компьютер обладает способностью “выпукло”, то есть методически ярко, предъявить саму языковую наглядность, “материализовать” ее с помощью цвета, графики, системы подчеркиваний, динамики изображения, эффекта мерцания и т.д.»26. Она поддерживает точку зрения своих коллег, считающих, что наиболее перспективной формой компьютерных учебных программ для уроков русского языка являются комбинированные программы, сочетающие в себе свойства учебника, тренажера и контролера. Используемый ею при изучении местоимения как части речи пакет из семи компьютерных программ (программист – А.В. Благодаров) применяется на разных этапах урока. Несомненное достоинство программ – постоянная обратная связь информирующего и контролирующего характера. Обращает на себя внимание и то, что, например, компьютерные варианты опорных конспектов не сопоставимы с традиционными таблицами и схемами: в компьютерных конспектах материал динамичен, каждому ученику предоставляется столько времени, сколько лично ему необходимо для усвоения.

Л.М. Алексаньянц и Л.Н. Прохорова из Москвы утверждают, основываясь на опыте использования компьютера для контроля орфографических навыков, что практическая грамотность учеников действительно уменьшается. А ведь в школе использовался простейший комплекс программ «Русский язык», созданный в мультимедийной среде быстрой разработки приложений Hyper Card27.

«На развитие стойкого интереса учащихся к русскому языку28 направлено и применение учебно-игровых программ в процессе овладения орфографией. Опыт использования этих программ Н.Н. Хахалевой из Воронежа показывает, что они могут предварять изложение нового материала или использоваться как тренажеры. Примером служат учебно-игровые программы «Орфографический футбол», «Цветок орфографии», «Пик грамотности» (программист – А.А. Черных). Под формой увлекательного игрового действия решаются образовательные и воспитательные задачи.

И.Б. Ларина из Ельца утверждает, что при изучении наречия как части речи эффективно использование компьютера при условии включения в программу опорного конспекта29.

Таким образом, становится ясно: сочетание традиционных и компьютерных технологий при изучении русского языка в школе повышает эффективность обучения на уроках всех типов (усвоение и закрепление знаний, комплексное применение знаний, обобщение и систематизация знаний, проверка, оценка и коррекция знаний).

Глава 2. Мультимедиакомплекс нового поколения

В начале работы дана ссылка на программный продукт компании «Формоза» – образовательную платформу, устанавливаемую бесплатно во все заинтересованные в этом учебные заведения. Так было заявлено на конференции «Образование НИТ. Современные методы, методики, системы и средства обучения» в Санкт-Петербурге. В нашей школе такой учебно-методической базы пока нет. При наличии четырех компьютеров (Intel Pentium II. 32 МБ. ОЗУ, 8 МБ видеопамяти. Windows-98) в школе (для сравнения: корпорация Microsoft выделила один млрд долларов на компьютеризацию беднейших американских школ30) есть возможность использовать программу «1C: Репетитор. Русский язык» ограниченно для опытно-исследовательской работы. В подтверждение можно привести пример одной из московских школ, где сначала на один класс уходил почти целый урок (работали по подгруппам, поскольку компьютеров было двенадцать). Впоследствии, когда учащиеся стали выполнять задания быстрее, для проверок при наличии того же количества компьютеров требовалось уже меньше времени31.

Программа «1C: Репетитор. Русский язык» представляет собой мультимедиакомплекс нового поколения, все части которого – учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы и другие материалы, объединенные на основе гипертекста, создают комфортную обучающую среду. В учебник входит материал всех разделов школьного курса по русскому языку. Выбрав повышенный уровень сложности, можно подготовиться и к устному экзамену для поступления в вуз. При работе есть возможность вывести на принтер или скопировать содержимое учебника в буфер обмена, воспользоваться разными режимами поиска, сделать закладки, вернуться в любое место учебника, воспользовавшись историей перемещений, посмотреть результаты работы и обратиться за советом в раздел «Дневник пользователя». Можно выбрать удобный шрифт (его размер), включить или выключить звуковое оформление, выбрать полноэкранный или оконный режим работы программы. Через Интернет есть возможность бесплатного обновления учебного материала и программных утилит. В качестве наглядного материала при объяснении новой темы можно применять разного рода демонстрации (рисунки, анимации). Удобный и эффективный наглядный материал (интерактивные, то есть раскрывающиеся, таблицы) можно найти в разделе «Справочный материал». Есть в программе и такие разделы, как «Словари примеров», «Словарь лингвистических терминов», содержащий семьсот статей, «Исторические сведения», рассказывающие о выдающихся ученых-лингвистах, «Комната отдыха», включающая литературные анекдоты, смешные ошибки, поучительные описки, оговорки, афоризмы, шутки и др.32

Из сказанного видно, что программа «1С: Репетитор. Русский язык» обладает большими возможностями, отвечающими всем требованиям к обучающим программам:

– имеет развитую систему помощи и подсказки;
– обеспечивает максимальную информативность при минимальной утомляемости учащихся: цветовые эффекты, анимация несут строго определенную дидактическую нагрузку;
– представляет материал для изучения в виде отдельных модулей – такая структура позволяет разумно разделить материал, сохраняя при этом логику, главные идеи и взаимосвязи изучаемого материала;
– имеет достаточно большой банк заданий и вопросов;
– основной материал представляет с использованием гипертекстовой технологии, информация четко структурирована;
– использует как зрительный, так и слуховой канал передачи информации.

Чтобы использовать возможности программы рационально, необходимо четко представить цель обращения к ней.

Итак, тема для изучения в седьмом классе школы «Предлог как служебная часть речи». Урок закрепления знаний. Рассмотрим возможности, предоставляемые программой, и выберем необходимое. Обратимся к разделу программы «Дневник». В нем появится позиция «Совет». Открываем ее и выбираем нужный раздел. Можно поработать с разделом учебника при самостоятельном изучении теории. В этом случае следует обращать внимание на выделения в тексте: коричневый цвет означает, что термин есть в «Словаре лингвистических терминов», синий цвет важен для работы над темой.

Для достижения цели урока закрепления знаний по теме «Предлог как служебная часть речи» необходимо начать с первой позиции – «Темы и задания». В открывшемся списке выбираем задания по интересующей нас теме, выполняем их, пользуясь разными видами помощи. Таким образом выявляются пробелы в знаниях, так как к разделу «Учебник» можно обращаться только при необходимости.

Перед нами экран «Практикума». В верхней части экрана находится поле задания. Ниже – рабочее поле. Работать помогут инструкции на экране, расположенные в его правой части. При необходимости окно инструкции заменяют окном помощи. Помощь вариативна. Это могут быть и учебник, и словарь терминов. Нижняя часть экрана интерактивна. На панели находятся важные для работы кнопки: «Готово», «Повтор задания», «Вперед».

«Дневник» представляет собой важнейшую и неотъемлемую часть программы, позволяющую контролировать и закреплять знания учащихся. Для закрепления знаний наилучшим образом подходит режим «Совет». В этом режиме программа укажет, с какими заданиями не работал ученик, в каких был получен плохой результат и какие можно закрепить, выполнив их в режиме «Контрольной работы» без подсказки, чтобы довести знания по теме до совершенства. А выбрав режим «Статистика», можно получить общие показатели успеваемости.

При подготовке к экзаменам по русскому языку в девятом классе было проведено исследование, позволяющее на практике доказать эффективность сочетания традиционных и компьютерных технологий. Использовалась программа «1С: Репетитор. Русский язык». Учащиеся повторяли тему «Служебные части речи». Проверочное задание выполнялось ими традиционно – под диктовку учителя – научного руководителя работы С.В. Кирилловой. Кроме того, под руководством учителя десять учеников группы выполнили задание с применением компьютерной программы. Из них у семи человек (70%) лучшие результаты были получены при выполнении задания с использованием программы «1С: Репетитор. Русский язык», у двух – результаты показаны одинаковые. И только одна ученица получила лучший результат при выполнении задания традиционным способом.

Таким образом, сравнение результатов исследования доказывает необходимость применения компьютерных технологий при изучении русского языка.

Глава 3. Образовательные ресурсы Интернета

Очень интересна для исследования тема «Использование ресурсов Интернета в школе», в том числе и при изучении русского языка. К сожалению, наша школа не подключена к Сети, поэтому, уверен, это тема будущего исследования (хочется думать, не такого далекого).

Коротко обобщу имеющиеся сведения (с 2000 года автор имеет временный доступ к Интернету).

Интернетизация школ в России имеет свои особенности. Первая – нехватка техники. По данным опроса, проведенного в пяти городах России, лишь у 19% школ имеется возможность выхода в Интернет, при том что на один компьютер в среднем приходится 69 учеников33. Вторая особенность – это необходимость сделать Сеть союзником в обучении (а не способом «стащить» чужой реферат)34, то есть поставить Интернет на службу образованию35. А это значит – учиться пользоваться Сетью в школе36.

Интернет – прежде всего важный источник информации. Так, на февраль 2000 года в Сети было размещено более миллиарда страниц. Ежемесячно публикуется около 30 млн новых документов, при этом ежемесячно изменяется до 40% ранее опубликованной информации37.

Методы поиска информации в Интернете хорошо изучены38. Вот адреса некоторых поисковых систем:

– Rambler ( www.rambler.ru );
– Апорт (www.aport.ru );
– Яндекс (www.yandex.ru );
– Aу (www.au.ru );
– Созвездие Интернет (www.stoirs.ru );
– Yahoo (www.yahoo.com );
– Alta Vista (www.altavista.com );
– Infoseek (www.infoseek.com );
– Excite (www.excite.com ).

Зимой 1999 года в Санкт-Петербурге прошла организованная Фондом Сороса международная конференция «Интернет. Общество. Личность». В ее рамках работала и секция «Интернет и образование», на которой была представлена программа тестов по русскому языку. В программе учащиеся сами конструируют ответы (информацию о тестовых заданиях можно увидеть на сайте, расположенном по адресу: http://test.com)39.

А летом того же года в городе Троицке в рамках международной конференции «Применение новых технологий в образовании» был заслушан доклад Барбары Ричи (у российских педагогов пока нет достаточной возможности общения с Интернетом). Она изучила ресурсы Сети в поисках информации, интересной для учителей и учеников, собрала около 40 гипертекстовых ссылок по адресу: http: //edweb.sdsu.edu/people/dritchie/cyprus/science.htm (весь материал – на английском языке). Диапазон дисциплин широк: представлено и гуманитарное направление40.

Приведу некоторые ссылки на сайты, посвященные интересующей нас теме:

– http: //www.vspu.as.ru/de/index.htm

Ежегодные общероссийские телекоммуникационные викторины и турниры по различным предметам, в том числе русскому языку и литературе. Заявки от школ принимаются по электронной почте:

ktv.vspu.ac.ru

http: //www.eidos.techno.ru

Центр Эйдос: общероссийские дистанционные проекты, конкурсы, олимпиады;

http: //school.holm.ru /

«Школьный мир»: каталог ресурсов для школьников и их родителей;

http: //www.chat.ru/_~rusrepetitor

Репетитор: учебные материалы, тесты, рассказы и всякая всячина для школьников, абитуриентов и студентов;

http: //www.allbest.ru/union/

«Союз образовательных сайтов». Лучшие образовательные ресурсы русскоязычного Интернета;

http: //www.Km.ru/education/

Портал для студентов и старшеклассников. Рефераты, курсовые, доклады, шпаргалки, словари;

http: //www.gramota.ru/

Справочно-информационный портал «Русский язык». Орфографический словарь, трудности русского языка, официальные документы, справочное бюро;

http: //www.mccme.ru/olympiads/

Информация об олимпиадах и конкурсах в Москве и России;

http: //www.sochineniya.boom.ru/

Архив сочинений по русской литературе;

http: //www.kinder.ru/

Самые разнообразные ссылки на образовательные ресурсы в Интернете;

http: //www.history.ru/free.htm

Возможность бесплатного получения обучающих программ, в том числе и по русскому языку;

http: //www.comies.ru/dic/

Толковый словарь крылатых выражений;

yamal.org/ook/

Опорный орфографический компакт. Электронное пособие, в котором представлен материал для работы по усвоению навыков грамотного письма с использованием опорного орфографического компакта, сконструированного на основе методики В.Ф. Шаталова – Ю.С. Меженко. Раскрывается система работы над ошибками учащихся. Пособие адресовано учителям русского языка и школьникам.

В Интернете активно идет процесс создания и систематизации ресурсов, которые имеют самое непосредственное отношение к образованию. Интернет становится образовательной средой настоящего41.

Остановлюсь на наиболее общих положениях, которые обоснованы в работе.

1. Компьютеризация образования неизбежна и полезна. Ее смысл – это экономия времени как учеников, так и учителей. При правильном использовании компьютерных технологий материал усваивается лучше. Эту точку зрения можно обосновать и проводя сравнительное исследование различных технологий обучения42.

Названное положение подтверждается и выводами, сделанными на международном семинаре «Компьютерные технологии в образовании» в Индианском университете (г. Блумингтон, Индиана, США), проходившем летом 1997 года (сайт в Интернете – http: //www.besthraceduc.org/technology43 и на международной конференции CoLoS’99 (Conceptual leaning of Science) «Новые идеи в компьютерном обучении», проходившей в Санкт-Петербурге44.

2. «Для того чтобы не отставать» в применении информационных технологий в школьном образовании, «Россия должна действовать сегодня»45. С.Паперт, профессор научно-исследовательской лаборатории методов и средств обучения Массачусетского технологического института (США), приводит доводы (хотелось бы назвать их убедительными) будущей лидирующей роли России в развитии новых идей в образовании: «Россия перестраивает все, на пути исторического развития Россия свершила немало великого (так, Санкт-Петербург был построен всего за восемь лет), высокий интеллектуальный потенциал России»46 – и другие доводы, касающиеся в том числе русского характера.

3. В связи с ростом объемов информации необходимо формировать соответствующую информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приемов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Формирование информационной культуры ведется в течение всего обучения47.

Рассмотрим выводы по поводу использования компьютерных технологий при изучении русского языка.

Существуют три методических подхода к данному вопросу.

– Принципиальные противники приобретения систематических знаний с помощью обучающих программ считают, что компьютер должен лишь помогать получить быстрый доступ к необходимой информации. Думаю, что, признавая полезность электронных справочников по русскому языку, нельзя согласиться с их большой значимостью для процесса обучения.

– Признание возможности получения систематических знаний с помощью «гипертекстовых учебников», близких к электронным энциклопедиям. Эти учебники состоят из того же текста «бумажного» учебника, только с гиперссылками. Считаю, что положительным здесь является только само признание возможности использовать компьютерные методы при изучении русского языка.

– Получение систематических знаний по русскому языку с помощью обучающей программы, приближенной к мультимедийным играм. С эргономической точки зрения в ней должно быть немного текста, который, разумеется, необходим в справочных блоках, и максимум графических образов, звуковой информации48.

Из рассматриваемых в работе программ к данному выводу более подходит программа «1С: Репетитор. Русский язык». Она дисциплинирует внимание учеников, пробуждает интерес к изучаемому материалу, активизирует самостоятельность, дает возможность варьировать структуру занятий, вносит в урок элементы занимательности и т.д.

Удачно, если учебная программа по русскому языку имеет диалоговый характер (реактивный, активный, интерактивный). Реализация реактивного диалога особенно полезна в контролирующих программах, но может лежать в основе и обучающих программ. Активный диалог в обучающей программе – диалог между учеником и компьютером. Интерактивный диалог допускает ситуации, когда в пределах определенной темы ученик ставит перед компьютером вопрос и получает разумный ответ или уточняющие вопросы.

Таким образом, возможны различные тактики применения учебных компьютерных программ при изучении русского языка в школе. Выбор зависит от целей и задач урока русского языка (объяснение, закрепление, повторение, проверка знаний). Возможно использование компьютера и в исследовательских целях (при написании докладов, рефератов).

«Образование и компьютеры – полная совместимость» – так называется статья в одном из номеров журнала «для тех, кто думает о будущем детей», «Мир школы»49. Уверен, можно сказать по-другому: «Русский язык и компьютеры – полная совместимость». Бесспорно и то, что «за учителем остается ведущая роль – “режиссера” урока и всего процесса обучения»50.

Российское образование идет по пути модернизации. В конце апреля этого года в Москве состоялась международная выставка-форум «Школа», в рамках которой была проведена конференция «Передовые информационные технологии в образовании. Учебники нового поколения».

ВРЕМЯ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИШЛО!


1 Ревич Ю. Учиться будем? // Домашний компьютер. 2002, № 1. С. 80.

2 Обзор писем // Известия. 10.03.2000.

3 Перова О. Интернет может принести вред детям // Комсомольская правда. 30.10.2001. С. 9.

4 Пинский А. Интернет и школа // Учительская газета. 3.07.1999.

5 Русский язык в школе. 1994, № 3. С. 22–27.

6 Там же. 1995, № 1. С. 8–11.

7 Там же. 1996, № 3. С. 15–20.

8 Там же. 1996, № 5. С. 29–31.

9 Там же. 1998, № 3. С. 27–27.

10 Там же. 1998, № 6. С. 9–18.

11 Там же. 1999, № 4. С. 40–41.

12 Там же. 2001, № 1. С. 13–18.

13 Там же. 2001, № 5. С. 17–21.

14 Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 5. С. 21–26.

15 Компьютерные инструменты в образовании. 2000, № 2. С. 79–83.

16 Анищенко Ю. Поделись учебником своим // ПЛ: Компьютеры. 2002, № 2. С. 94.

17 Компьютерные инструменты в образовании. 2001, № 5. С. 88–94.

18 Образование и компьютеры – полная совместимость // Мир школы. 2002. № 1. С. 9.

19 Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 5. С. 21–26.

20 Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 5. С. 25.

21 Русский язык в школе. 1994, № 3. С. 23.

22 Там же. 1995, № 1. С. 8.

23 Там же. 1996, № 3. С. 15–20.

24 Русский язык в школе. 1996. № 5. С. 31.

25 Там же. 1998. № 3. С. 27.

26 Там же. 1998. № 6. С. 11.

27 Там же. 1999. № 4. С. 40–41.

28 Там же. 2001. № 1. С. 18.

29 Там же. 2001. № 5. С. 17–21.

30 Microsoft идет в школу // ПЛ: Компьютеры. 2002, № 1. С. 20.

31 Русский язык в школе. 1999, № 4. С. 41.

32 1C: Репетитор. Русский язык. Руководство пользователя. Фирма «1С», 1999.

33 Интернет в российской школе // Мир школы. 2001, № 5. С. 12.

34 Спиридонов В. Компьютер – друг или враг? // Домашний компьютер. 2002, № 2. С. 25–26.

35 Мелихова Л.Г. Особенности интернетизации российской школы // Компьютерные инструменты в образовании. 2000, № 5. С. 81–85.

36 Кондратьев Н.В. Обучение Интернет в школе // Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 6. С. 67–70.

37 Рушди А. Методы распределенного поиска информации в Интернете // Компьютерные инструменты в образовании. 2001, № 3–4. С. 111.

38 Кавтрева О.А. Использование ресурсов Интернет в школе // Компьютерные инструменты в образовании. 1999, № 6. С. 7–18.

39 Компьютерные инструменты в образовании. 1999, № 2. С. 93–94.

40 Там же. 1999, № 6. С. 66–68.

41 Якушина Е. Изучаем Интернет, создаем web-страничку. СПб.: Питер, 2001. С. 230–251.

42 Кречетников К.Г., Черненко Н.Н. Сравнительный анализ традиционного и компьютерного обучения // Компьютерные инструменты в образовании. 2000, № 2. С. 79–83.

43 Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 3. С. 156–162.

44 Там же. 1999, № 6. С. 69–72.

4546 Паперт С. Образование в просвещенном обществе. Новые технологии в школьном образовании в России // Компьютерные инструменты в образовании. 2001, № 1. С. 3–8; 2001, № 2. С. 83–91.

47 Дистанционное и виртуальное обучение. 2001, № 9. С. 31–34.

48 Антонова Т., Харитонов А. История нас рассудит! (О методике применения мультимедийного курса) // Компьютер в школе. 1999, № 8.

49 Мир школы. 2002, № 1. С. 9.

50 Русский язык в школе. 1994. № 3. С. 27.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru