ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
Н.ПЕТРОВА
Как праздновали Новый год в XIX веке
(Отрывки из книги «Веков
азартная игра». М. 2000 г.)
Нашим ученикам, детям III тысячелетия,
уже непонятны многие слова, да и реалии,
относящиеся к быту и общественному устройству
прошлых эпох. Все более туманными становятся
картины и образы давно ушедшей жизни, так
детально и проникновенно описанные в
классической литературе XIX века. Книга
Н.Петровой «Веков азартная игра...» (М.: Русское
слово, 2000), богато иллюстрированная, с большим
количеством интересных сведений из культурной
жизни наших предков может пригодиться и
русистам, и литераторам.
Балы в Зимнем и Аничковом дворцах
Новый год открывал и в столице, и в
провинции череду балов, вечеров и концертов. В
Зимнем дворце в новогодние праздники
устраивались публичные маскарады, на которые
могли попасть все желающие. Вот как описывает
современник один из этих маскарадов. «Народный
маскарад в царских чертогах повторялся согласно
преданию каждое 1 января. К определенному часу
весь дворец освещался, все двери отпирались.
Милости просим, кому угодно! Первого вошедшего
гостя и последнего вышедшего записывали на
память. Другого церемониала не было. Посетителей
всех видов и сословий собиралось более 30 000. О
полиции и помина не было. Народные массы
волновались по сверкавшим покоям чинно, скромно,
благоговейно, без толкотни и давки. К буфетам
редко кто подходил. Праздник был вообще
трогательный, торжественный, семейный, полный
глубокого смысла. Царь и народ сходились в общем
ликовании. Когда залы переполнялись, раздавалось
громовое польское1 – и государь со двором
выступал из внутренних покоев. На мужчинах были
накинуты сверх мундиров легкие венецианские
эпанчи2. Дамы были в кокошниках и русских
платьях. Общее впечатление было великолепное, а
вид придворного ужина был даже волшебен. Театр
был превращен в сверкающий бриллиантовый шатер
из граненых стеклышек, между собою плотно
связанных и освещенных сзади. Магический свет
разливался по амфитеатру. Если я не ошибаюсь, эта
декорация была придумана при императрице
Екатерине II. Во время ужина играла музыка. <...>
Вообще придворные праздники того времени
повторялись редко, но отличались
художественностью»3.
* * *
Придворные маскарады и домашние
праздники
...Итак, люди холостые встречают Новый
год в гостях и в маскараде, семейные – дома,
устраивая застолье и придумывая, насколько
каждому позволяет фантазия, разнообразные
развлечения.
Дочь графа Федора Толстого –
знаменитого скульптора, медальера и живописца,
вспоминает, как ее отец устраивал на Новый год
домашние маскарады. «Маскарад начался в зале
танцами <...>. Дяди и тетки мои оделись королями
и дамами четырех мастей карт, спины их были
покрыты какой-то материей, разрисованной под
карточный крап; необыкновенно хороши и верны
вышли их костюмы»4.
В другой раз хозяева не наряжались,
зато гости демонстрировали изобретательность.
«Канун Нового, 1835 года встретили у нас чем-то
вроде маскарада. Мы и все дамы в этом году не
наряжались, но зато приходило много наряженных
из учеников и также приезжало много знакомых в
прелестных костюмах. Очень умно и мило был
наряжен «старым, 1834 годом» скульптор Рамазанов.
Он изобразил из себя древнего седого старца в
рубашке, обвешанного с головы до ног старыми
объявлениями и газетами за прошлый год, и
печально, с старенькой поломанной дубинкой в
руке бродил по нашей зале в ожидании Нового года.
Как только зашипели часы, чтобы начать бить
полночь, в залу влетел «Новый, 1835 год», Нестор
Васильевич Кукольник, одетый в новенький, с
иголочки, светло-серенький фрак, с большим
букетом свежих роз в петлице фрака. Влетел и
прямо кинулся весело обдирать со старого, 1834 года
все отжившие свое время объявления и новости, а
самого беззащитного старца схватил поперек
сгорбленного туловища и без церемонии выкинул за
дверь залы. Все это безжалостное торжество нового
над старым совершилось по-театральному –
в одно мгновенье ока; часы били еще первые свои
удары на Новый год, когда о старом годе не было
уже и помину. А Новый со свежими розами, стоя один
в торжественной позе посреди залы, проворно
вынимал из своих новых карманов и кидал в публику
новые, своей стряпни, четырехстишия с
пожеланиями и пророчествами на Новый, 1835 год.
Лакеи разносили на подносах в бокалах папенькину
водянку, она шипела и поднималась белою пеною;
гости пили ее, целовались, и все в зале кипело
жизнью и весельем... Все, сами не зная, кажется,
почему, с таким восторгом встречали неизвестный
еще никому Новый год»5.
Тот же Кукольник придумал изображать
на празднике «говорящие живые картины» – очень
популярную в те годы игру. В картине «девять муз и
Аполлон» барышни изображали муз, декламируя
специально написанные для них стихи, а «первый
драматург эпохи» Кукольник, разумеется, Аполлона
с бумажною лирою в руках.
В середине 30-х годов XIX в. появляется
новый атрибут новогоднего праздника, без
которого сегодня он уже немыслим: это, конечно же,
елка. Заведенный когда-то Петром I обычай
украшать дома еловыми ветками не прижился и
сохранился лишь в украшении... кабаков. Со
временем слово елка стало синонимом
питейного заведения, о чем красноречиво
свидетельствуют слова и выражения типа поднять
елку – то есть пьянствовать, идти под елку
– идти в кабак, наконец, пьяный именовался просто
елкин6.
Баронесса М.П. Фридерикс пишет в своих
мемуарах о том, что в Россию обычай ставить в доме
на празднике елку был ввезен из Пруссии
принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной), с
которой Николай I вступил в брак в 1817 г. В
некоторых областях Германии елочки,
поставленные на столах и украшенные яблоками,
сахарными изделиями и облатками7, известны
уже в первой половине XVI в.8
Однако это еще не одна большая елка,
столь знакомая нам, а маленькие буковые деревца
со свечами на каждой ветке. Елка в привычном для
нас виде появится в Германии в конце XVIII в. и в
течение следующего столетия распространится во
многих странах.
Сам обычай украшать дом в Новый год
зелеными ветками восходит к глубокой древности.
Новогодие всегда связывалось с обновлением в
природе, и празднику предписывалось магическое
влияние на плодородие как земли, так и самого
человека. Зеленые ветки символизировали
возрождение и, видимо, должны были помочь
человеку в новом году обрести новые силы.
В Вавилоне Новый год отмечали весной,
совершая особые ритуальные действия, а
символическим изображением возрождающейся
природы служил столб, украшенный пучками зелени.
В Египте Осирис возрождался,
«прорастая» деревом сквозь гробницу. В Греции
Дионис, олицетворяя плодородие, изображался
иногда в виде палки, увитой плющом и виноградными
листьями и увенчанной еловой шишкой9.
С переносом начала нового года ко
времени зимнего солнцестояния и к Рождеству
украшать дом цветущей зеленью стало труднее.
Ветки вишни, сливы, яблони старались ставить в
воду загодя, с тем чтобы к празднику они расцвели.
Однако достичь этого удавалось далеко не всегда
и, вероятно, поэтому в качестве украшения начали
использовать вечнозеленые деревья как символ
неумирающей природы10. Сначала и в самой
Германии не во всех областях использовали ель.
Это могли быть ветви омелы, бука и можжевельника.
1 Имеются в виду звуки
полонеза. – Н.П.
2 Венецианский плащ, венецианка
– маскарадный костюм, столь же популярный, как и
домино (эпанча = епанча).
3 Соллогуб В. Повести.
Воспоминания. Л., 1988. С. 371–372.
4 Каменская М.
Воспоминания. М., 1991. С. 107.
5 Там же. С. 221–222.
6 Душечкина Е. «Только
тот, кто друг попов, елку праздновать готов» //
Родина. 1996. № 1. С. 97.
7 Облатка – бумажный
кружочек, смазанный клеем и служивший для
запечатывания конвертов.
8 Календарные обычаи и обряды
в странах Зарубежной Европы XIX – нач. XX в. Зимний
период. М., 1973. С. 149.
9 Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.
С. 396–397.
10 Календарные обычаи... С. 150.
|