МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
О.С.БАРИНОВА,
г. Полярные Зори, Мурманская обл.
В чем причина неверного истолкования
слова?
Ребятам на школьной олимпиаде было
предложено истолковать выражение и найти
исходное слово:
И его незадачливый соперник
потерпел поражение.
Некоторые затруднились с ответом,
другие ошибочно вышли на слово задача и
пояснили, что этот соперник не справился с
поставленной перед ним задачей, поэтому и
проиграл.
В чем причина неверного истолкования? Очевидно,
что ученики пошли по легкому пути, не пытались
вдуматься в состав слова. Вполне вероятно, что
это слово они никогда не слышали и сами не
употребляли в речи, равно как и выражения вот
незадача или день не задался с самого утра.
А ведь стоило поменять приставку, как получалось
другое слово с тем же корнем:
незадачливый – неудачливый.
Вот мы уже близки к правильному ответу:
, а
исходное слово, таким образом, восходит к глаголу
дать. Итак, незадачливый означает
«неудачливый», то есть тот, кому удача не далась,
несчастливый. С пометой «разговорное» это слово
есть во всех толковых словарях. Необходимо
приучать ребят, исследуя слово, рассуждать и
анализировать, начиная с таких «прозрачных» и
нужных слов, как сердобольный, милосердный,
бессребреник, а потом уже переходить к более
трудным словам, но все же объяснимым из самого
контекста.
Например: 1. Татары, отбитые огнем,
уходили за окоём. (А.Н. Толстой. Петр
Первый)
Окоём – пространство, которое
можно окинуть взглядом, оком, горизонт.
2. На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой.
(А.С. Пушкин. Евгений Онегин)
Вощаной – натертый воском до
блеска.
Интересны и задания, связанные с
этимологией.
Докажите этимологическое родство слов:
пряник – пряный;
остолоп – столб;
невеста – неизвестная.
Эти задания «родились» у меня в
процессе чтения словарей. Буду рада, если они
покажутся вам интересными.
А следующее задание я где-то прочитала и с тех пор
неизменно использую при изучении темы
«Словообразование наречий»:
Досуха.
Досрочно.
Почему два наречия с одной приставкой
имеют разные суффиксы, ведь по правилу приставка до-
требует суффикса -а?
Измученные догадками шестиклассники
выдвигают массу версий, начиная от ударения и
заканчивая исключением из правила.
А все гораздо проще. Использованы
разные способы образования наречий:
–
приставочно-суффиксальный, от прилагательного сухой;
– приставочный,
от наречия срочно.
|