Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2003

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

О.С.ПЕТРОВА,
школа № 8, г. Полевской,
Свердловской обл.


На острове сокровищ

Интегрированный урок

Приступив в 2000/2001 учебном году к работе с 5-м классом по программам «Школам 2010» (математика, русский язык, литература), мы, учитывая интегрированный характер учебных материалов, попытались объединить наши усилия и провели интегрированный урок «На острове сокровищ». Он стал итоговым по теме «Стивенсон. “Остров сокровищ”» (литература), уроком промежуточного контроля по темам «Словообразование» (русский язык) и «Действия с натуральными числами» (математика).

Подготовительный этап:

  • Определить состав 3 команд, которые должны придумать название, девиз, эмблему.

  • Выбрать капитана, казначея, кока, корабельного врача.

  • Продумать элементы костюмов.

Для проведения необходимы:

  • Карточки с заданиями.

  • «Монеты»-жетоны достоинством 1, 3, 5 песо.

  • Призы всем участникам.

Продолжительность урока-игры – 80 минут.

– Сегодня мы с вами встретились на острове сокровищ, к которому одновременно подплыли 3 пиратских судна. Давайте познакомимся с командами.

1-й конкурс: «Представление команд» (5 песо)

– Вы, пираты, приплыли за сокровищами? Тогда давайте определим, где же они закопаны.

2-й конкурс: «Координаты» (3 песо)

На острове была пещера, в которой Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован, и найти его мог только старый пират Бен Ган. Перед смертью Бен Ган решил оставить для потомков шифрованное сообщение: «Пещера находится в точке пересечения диагоналей четырехугольника, образованного четырьмя дубами: (0; 1), (2; 7), (8; 5), (5; 1)». Определите координаты входа в пещеру.

(Ответ: 4; 3)

3-й конкурс: «Конкурс дешифровщиков» (5 песо за разгадку)

– Путь к сокровищам труден и опасен, мало знать, где находится богатство, надо знать, что находится в сундуках и как их открыть. Чтобы раскрыть тайну, надо разгадать шифр.
В каких литературных произведениях мы встречаемся с шифрами? (1 песо за каждое название.) А теперь сами, господа, расшифруйте эту запись:

Ф Мфлпнпсъа ефв иемжоьк;
Имбуба черъ об ефве упн:
Й еожн й опшъя лпу фшжоьк
Гтж цпейу рп черй лсфдпн...

(Ответ: замените каждую букву предыдующей по алфавиту. «У Лукоморья дуб зеленый...»)

– В каждой пиратской команде должны быть «специалисты». Вот мы и посмотрим, есть ли они у вас. Конечно, самый главный в команде – капитан, но есть в ней человек, который лучше других знает, сколько в судовой кубышке денег, как их надо поделить, как ими распорядиться. Конечно, это казначей. И этот конкурс для них (решают задачу на доске). Но пираты не лыком шиты. Они не доверяют никому, поэтому всегда готовы проверить казначея и перепроверить (команда решает ту же задачу).

4-й конкурс: «Конкурс казначеев» (5 песо, если решил сам, 3 песо – если с помощью команды)

Двое пиратов нашли клад стоимостью 500 000 долларов. Им причитается по закону 25%. Пираты, желая замолить свои грехи, решили отдать в пользу церкви 4% своих денег, в пользу школы – 5%, дому престарелых – 3%. Остальную сумму они решили поделить поровну. Сколько денег получит каждый?

(Ответ: 55 000 долларов каждому)

5-й конкурс (3 песо за каждый ответ)

– На пути к сокровищам вам встретятся дикие звери. Отгадайте, кто они. (Их имена спрятаны внутри строчек и между ними.)

1. Была гроза. Я целый час
Не открывал от страха глаз.

2. Гуляю в роще, но к пруду
Через болото не пойду.

3. Притих камыш, мелькнула птица,
Все спит, ничто не шевелится.

4. Смотрите, лен около ив,
Как голубой ковер, красив.

5. Знакома рыбам тень моя,
Над гладью рек танцую я.

6. Меня пронырой совы дразнят,
Нырять и плавать плохо разве?

7. Внутри снопа, укрыт от глаз,
Спокойно спал я целый час.

8. Вдали зарница – пляска света:
Гроза шумит, наверно, где-то.

9. Как птицы с юга, тучек стаи,
Струясь, плывут над лесом в мае.

10. Высоко летает стриж,
Но со мною не сравнишь.

6-й конкурс (1 песо за ответ)

– А теперь пришло время показать свое мастерство корабельным кокам. Это задание для них. Составьте из всех букв, входящих в слова, названия разных блюд.

  • КРОТ + КАША
    РОТА + СЕНИ

  • КЕТА + ТРОН
    ТОСКА + ПАР + ШОВ

  • БОБР + РЕДУТ
    ТЕНЬ + СУД

(Ответ: картошка, осетрина;
антрекот, простокваша;
бутерброд, студень)

7-й конкурс (1 песо за ответ)

– А еще пираты очень любят петь песни, напомните мне их. Песни вы знаете, а как дела с нотами? (На доске текст песен, зашифрованные строчки команды отгадывают по очереди.)

Обезьянка шла мой
С ветки скок на ветку.
Увидал барсук хромой
звую соседку.

«Эх! – шил тогда барсук,
Трусость пе , –
Ухвачусь-ка я за сук –
Зря меня учили?!»

Но такая уж была
Барсукова ,
Что упал он у ствола,
Заревел от боли.

лго ныл и слезы лил,
Бедный, от бес лия
И на пять минут забыл,
Как его лия.

8-й конкурс (1 песо за ответ)

– Ноты пираты знают, а хорошо ли они ориентируются в устройстве корабля?

  • Кубрик(общее жилое помещение для команды).
    Рея(поперечный брус на мачте, к которому прикрепляются паруса).

  • Румпель(рычаг для поворачивания руля судна).
    Мостик (место, с которого управляют кораблем).

  • Бейдевинд(курс корабля, когда угол между носом корабля и ветром меньше 90°).
    Фок, грот, бизань(названия мачт).

9-й конкурс (5 песо максимум)

– Команде не всегда везет: пираты болеют. Но где взять доктора? Захватить! Хорошо, когда врач лечит не только микстурами, но и словами. Итак, конкурс доктора Ливси! Сочините стихотворение с такими рифмами:

не жалейте,
помогайте,
не болейте,
поступайте!
раз,
напрасный,
вас,
прекрасный!

– А в это время (5 минут) команды составляют сложные слова с корнями: -ход-; -лес-; -лет-.

10-й конкурс (5 песо максимум + 5 песо за задачу)

– Джими Хокинс – герой увлекательных приключений, но он, путешествуя, много пропустил занятий в школе. Расскажите ему (да и нам):

1. О сложных и сложносокращенных словах.
2. О правописании приставок.
3. О правописании суффиксов.

– Но одно условие: в ответе должна участвовать вся команда!

А капитан в это время решает задачу:

Бен Джойс в своем завещании допустил кучу ошибок. В семи словах он неправильно написал безударные гласные и столько же раз ошибся в написании парных согласных. В четырех словах Бен Джойс ошибся в написании окончаний, в двух словах он пропустил мягкий знак. Пиратам стало стыдно за него, и они попросили друга сделать работу над ошибками. Каждое слово он должен прописать 10 раз, причем в каждом случае написать проверочное слово и в каждом слове подчеркнуть орфограмму. Сколько времени будет делать Бен работу, если одно слово он пишет за 5 секунд, а подчеркивает орфограмму за 3 секунды?

(Ответ: 38 минут 20 секунд (проверочное слово пишется для слов с безударными гласными и парными согласными)

– Вот мы и добрались до клада. Давайте теперь выясним, кто из вас, добывая и демонстрируя знания, больше заработал! А призы – всем!

Подведение итогов и вручение призов.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-портала «Русская монета». Перейдя по ссылке http://rus-coins.ru , Вы сможете получить всю информацию о юбилейных или памятных монетах России. Интернет-портал «Русская монета» будет интересен как коллекционерам-любителям, так и профессиональным нумизматам. Удобный каталог поможет найти интересующую Вас монету, а также узнать ее приблизительную цену, дату выпуска, тираж и сплав.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru