Я ИДУ НА УРОК
Т.С.ЧЕРНЯЕВА,
г.Усть-Джегута,
Карачаево-Черкесская республика
Пунктуационный разбор простого
предложения
Работаем по учебнику «Русский
язык. 5-й класс». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т.
Баранов и др.
Уважаемая редакция газеты «Русский язык»!
Каждый раз с нетерпением жду газету. Интересно
знать, как работают учителя русского языка из
разных уголков нашей страны. Как приятно, что так
много людей, которые по-настоящему любят русское
слово, которые своим воспитанникам прививают
любовь к русскому языку.
Мне бы тоже хотелось поделиться с читателями
газеты своим опытом проведения уроков.
Один из них – «Пунктуационный разбор простого
предложения». Этот урок был проведен в форме
игры-путешествия, поэтому в работу были
вовлечены все ученики.
Цель урока: дать понятие о
пунктуационном разборе предложения; формировать
умение применять полученные знания на практике;
прививать детям бережное отношение к слову,
вырабатывать умение следить за правильностью
речи.
Наглядность: информационные
таблички, сигнальные карточки, иллюстрации.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя
Сегодня мы приглашены в
Пунктуационное королевство. Отправимся мы туда
для того, чтобы проверить, умеете ли вы дружить со
знаками препинания, правильно ставить их в
тексте. Мы научимся выполнять пунктуационный
разбор предложения.
Сначала проверим, готовы ли вы к
путешествию. Посмотрим, как вы понимаете
грамматические термины.
II. Терминологический диктант
Учитель читает определение, учащиеся
записывают термины.
1) Раздел науки о языке, в котором
изучаются словосочетания и предложения (синтаксис);
2) сочетание двух или нескольких слов,
объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание);
3) знак препинания, обозначающий членение внутри
предложения, а также выделяющий некоторые
синтаксические группы (запятая);
4) главный член предложения, который отвечает на
вопросы именительного падежа (подлежащее);
5) предложение, которое состоит только из главных
членов (нераспространенное);
6) второстепенный член предложения, который
обозначает место, время, способ действия (обстоятельство);
7) слово (или сочетание слов), называющее того, к
кому обращаются с речью (обращение);
8) предложение, в конце которого стоит
восклицательный знак (восклицательное).
Учитель. Я вижу, что вы хорошо
усвоили грамматические термины. Но войти в
Пунктуационное королевство можно только по
билетам. В нашем билете есть несколько вопросов,
на которые вам предстоит ответить.
III. Совместная работа
1. Что изучает пунктуация?
2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация?
(Оно образовалось от латинского слова punctum
– точка.)
3. Назовите известные вам знаки препинания.
Задание. Выполните
синтаксический разбор предложения: Знаки
препинания служат нотами при чтении. (А.П.
Чехов)
Как вы понимаете эти слова А.П. Чехова? (Ответы
учеников.)
Учитель. Молодцы, ребята! Вы
справились с работой. Ворота королевства
открыты. Но что это?! Впереди какая-то суматоха.
Давайте попробуем навести порядок, правильно
расставив запятые в тексте.
(На доске запись текста и рисунок
«Корова в конуре».)
В реке там рыба на бугре,
Мычит корова в конуре,
Собака лает на заборе,
Поет синичка в коридоре,
Играют дети на стене,
Висит картина на окне,
Узоры инея в печурке,
Горят дрова в руках девчурки,
Нарядная там кукла в клетке,
Ручной щегол поет салфетки,
Там на столе лежат коньки,
К зиме готовят там очки,
Лежат для бабушки тетрадки,
Всегда содержатся в порядке.
(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко
«Секреты пунктуации»)
Наша следующая остановка в
Пунктограмм-городке. Здесь нас встречает бабушка
Пунктограммушка. (На доске закрепляется
рисунок.) Мы должны ответить на ее вопросы.
1. Какие функции выполняют знаки
препинания? (В конце предложения – это знаки
завершения. Внутри предложения они могут
разделять слова – знаки разделения или выделять
их – знаки выделения.)
2. Какие пунктограммы вы изучили в 5-м классе? (Тире
между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания
при однородных членах предложения. Знаки
препинания при обращениях.)
Бабушка Пунктограммушка предлагает
нам объяснить знаки препинания в предложениях.
1. Ребята, вы любите спорт?
2. Клевер – один из самых надежных барометров. (Ю.Дмитриев)
3. Месяц светит, но не греет.
Впереди у нас – Город вежливых слов.
Живут там волшебные слова и их верные слуги –
знаки препинания.
– Ребята, какие слова помогают быть вежливыми?
– С каким знаком препинания дружит слово пожалуйста?
(Ответы учеников.)
(На доске иллюстрация к басне И.А.
Крылова «Стрекоза и муравей».)
У нас еще одна встреча в Городе
вежливых слов. Герои басни И.А. Крылова «Стрекоза
и муравей» тоже пришли туда и просят рассудить
их.
ИНСЦЕНИРОВКА
Стрекоза: Никак не пойму, почему не
пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не
виновата в том, что люблю веселиться. Почему же
муравей не пожалел меня?
Муравей: Я работал все лето. Готовился к зиме.
А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь.
Ребята, как бы вы рассудили героев басни?
Выберите один из вариантов ответов и поднимите
сигнальную карточку.
(Варианты ответов заранее записаны на доске.)
Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее
зимой. Зря она обижается на Муравья.
(Красная карточка)
Муравей, ты должен был проявить сострадание.5
Ведь Стрекоза оказалась в беде. А в трудную для
другого минуту нужно протянуть руку помощи.
(Зеленая карточка)
По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит
кто-нибудь другой.
(Синяя карточка)
Учитель. Расскажите, почему вы
выбрали такой ответ.
– Ребята, а что означает цифра «5» в конце
предложения? Вспомните условные обозначения,
помещенные в начале учебника. (Ответы учащихся.)
Давайте попробуем выполнить пунктуационный
разбор предложения:
Муравей, ты должен проявить сострадание.5
Учащиеся знакомятся с материалом
учебника и с помощью учителя выполняют
пунктуационный разбор предложения.
IV. Работа с учебником. Упражнение 220
Сначала выясняется значение слова предтеча.
– Ребята, обстоятельства сложились
так, что вам придется провести урок русского
языка в школе, в которой учится известный
литературный герой Незнайка.
(Изображение Незнайки на доске.)
Наша задача: найти пунктуационные ошибки,
допущенные Незнайкой, и исправить их.
(Дети записывают предложения в исправленном
виде.)
1. Охотник отправился в лес, и взял с
собой собаку.
2. Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.
3. Молодцы ребята хорошо работаете.
Задание. Выполните
пунктуационный разбор 1-го предложения.
Игра «Подскажи ответ». Учитель читает
начало фразы, а учащиеся должны ее закончить.
1. Научиться правильно употреблять
знаки препинания помогает... (пунктуационный
разбор).
2. Предложения для пунктуационного разбора будут
выделяться в учебнике цифрой... (5).
3. Выполнить пунктуационный разбор – значит
объяснить... (какие знаки препинания нужно
поставить в предложении).
Задание. Выполните устно пунктуационный
разбор предложения: Язык мой, давай с
тобой дружить!
Задание. Как вы понимаете
высказывания поэта А.Блока и ученого А.Шапиро?
Изымите все произведение, если вам в
этом предложении не нравится запятая, но не
вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.
(А.Блок)
Бывают, конечно, и такие
орфографические ошибки, которые приводят к
неверному пониманию текста, тогда как в
пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной
мере к искажению смысла.
(А.Шапиро)
V. Подведение итогов урока
Задание. Прочитайте текст.
Расскажите, что случилось с человеком,
который потерял знаки препинания.
Человек потерял запятую, стал бояться
сложных предложений, искать фразу попроще.
За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал
говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто
не радовало и не возмущало, он ко всему относился
без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал
задавать вопросы.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он
не высказывал ни одной собственной идеи, он все
время кого-нибудь цитировал – так он совсем
разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
(По А.Каневскому)
VI. Домашнее задание
На прощание знаки препинания дают вам
наказ: не забывать их. А также просят поработать
дома над упражнением 221 и выучить § 44.
|