ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК
М.М.НИКОЛАЕВ,
г.Москва
Кое-что из школьной жизни
Как учителя рисования меня часто
просили оформить какой-нибудь стенд. Помню,
захожу я в шестой класс во время урока русского
языка, спрашиваю учительницу Анну Алексеевну:
– Можно повесить пушкинский стенд?
– Конечно-конечно! Вешайте, Михал Михалыч!
Шестиклассники пишут сочинение. Пока я ковыряюсь
со стендом, Анна Алексеевна препирается с унылым
двоечником Сашей.
– Саш-ша-а! Своей головой думай, своей!
– А я не знаю, чего писать!
– Что значит – не знаю?! Что значит – не знаю?!!!
Посмотри: все сидят, думают... Думай вместе со
всеми!
– А я не знаю, чего писать!
– Так, все! Все, я сказала! Сиди и думай!.. Включи
свое воображение...
Ученик с глухим стоном роняет голову на ладонь. В
глазах – самая натуральная тоска.
– Анна Алексеевна, – спрашиваю я, – а какая тема
сочинения?
– «За что я люблю мою школу», – с охотой отвечает
Анна Алексеевна.
* * *
В одном из младших классов был у меня
ученик, который все время что-то бормотал. Все,
происходящее с ним и вокруг него, малец
сопровождал обстоятельными комментариями. Сидит
на моем уроке и бубнит:
– Вот, у нас теперь рисование. Рисовать, значит,
будем. Вот у меня тут альбом лежит, карандашики,
ластик... Так, что теперь? Теперь Михал Михалыч
что-нибудь интересное скажет...
Я кричу:
– Замолчи! Надоел!
– Вот, уже сказал...
* * *
Рассказываю в пятом классе о том, какие
чувства и ассоциации вызывают у людей различные
цвета. Красный цвет, например, напоминает кровь.
Голубой – небо. Сочетание серого и черного
передает ощущение скуки, печали. Один малый меня
спрашивает:
– Михал Михалыч, а что означает сочетание
черного, белого и красного?
Я задумался. Тут кто-то из ребят выпаливает:
– Раненую зебру!
* * *
В первом классе делали иллюстрации к
сказке, где злое чудовище глотает вместе с
лакомствами волшебное сердечко и становится
добрым чудовищем. Глазастенькая полненькая Галя
осведомляется:
– А можно я нарисую это сердечко так, чтоб в нем
еще стрела торчала?
– Зачем? – морщусь я. – Что это за пошлость
такая – сердце со стрелой?!
Галя нежно улыбается:
– А пусть чудовище еще в кого-нибудь влюбится!..
* * *
Прихожу в школу. Сбрасываю в
раздевалке пальто. Стою перед зеркалом,
причесываюсь. Мимо полуоткрытой двери пробегает
малыш-первоклассник. Увидел меня и резонерски
замечает:
– О! Рисование пришло!..
* * *
Перемена. Я сижу в классе, заполняю
журнал. За стеной – топот, визг и крики. Внезапно
доносится яростный мальчишеский крик:
– Я как дам, так ты получишь!
* * *
И еще одна детская реплика:
– Что ты все время говоришь: «Дурак, дурак...».
Учитель может подумать, что мы о нем говорим...
* * *
Была у меня одна любимица в первом
классе, белокурая худенькая девочка по имени
Настя. Как-то раз стала она мешать мне на уроке.
Вертится, перешептывается с соседями. И лицо при
этом такое счастливое-счастливое. Я раздумчиво
говорю:
– Мне кажется, что одна маленькая девочка на
первой парте получит сегодня двойку за
поведение.
Настя поворачивается к сидящим сзади ребятам,
гордо тычет себя пальчиком в грудь:
– Это про меня говорят!
* * *
Трудно описать словами прелесть этой
сцены... Ладно, попробую. Оформлял я очередной
стенд. Пошел в школьную уборную набрать воды в
банку. Захожу – и вижу двух малышей, которые
стоят рядом и синхронно застегивают штаны.
Заметили меня, разом открыли рты, подумали и
хором произнесли:
– Здра-а-асьте!
* * *
Спрашиваю мою любимицу Настю:
– Зачем ты стерла свою красавицу?
– Красоты не хватило, – с легким придыханием
отвечает девочка.
* * *
После устного ответа ставлю в дневник
оценку одному рыжему бедокуру. В дневнике запись:
«Безобразно себя ведет! Стегал девочек грязной
тряпкой!». Подавляя смех, спрашиваю:
– Неужели это правда? За что же ты их стегал?
– А они это... Стоят... Чистые такие...
– Ну и что?
Парень доверительно нагнулся ко мне и шепнул:
– Бабы, Михал Михалыч...
* * *
В школе я начал работать, когда мне
было лет двадцать. Хорошо помню одно из первых
своих занятий. Перед началом урока к моему
учительскому столу выстроилась очередь из
десяти или пятнадцати второклассников. Каждый
подходит и, таинственно понизив голос, начинает
ябедничать:
– Михал Михалыч, а Коля на вас обозвался...
– Михал Михалыч, она взяла и не отдает!..
– А скажите Зюзину, чтобы он меня не выслеживал...
Короче, надоела мне эта музыка! Встал, велел всем
сесть на свои места. Затем стал им объяснять, что
ябедничать, доносить – нехорошо, подло. Прочитал
целую лекцию с яркими примерами, историческими
справками и т.д. Чувствую: хорошо говорю,
вдохновенно. Детки сидят, слушают, глазки
поблескивают. И тут одно субтильное создание с
жиденькой косичкой поднимает руку.
– Что тебе?
Девочка манит меня пальцем. Наклоняюсь. Она
шепчет:
– А вот тот мальчик в синем свитере – он всегда
ябедничает...
|