Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2003

ИНФОРМАЦИЯ ГАЗЕТЫ

Ближайшие планы редакции

Новогодние праздники еще ощущаются, но зимние каникулы 2003 года уже позади, и мы возвращаемся к обыденной жизни, к привычному календарю – начинается вторая половина учебного года и самая длинная III четверть.

Как обычно в это время, в нашей газете будут опубликованы материалы для подготовки к традиционным экзаменам по школьному курсу русского языка – изложению, сочинению, комплексному анализу текста. Думаем, что будут полезны разборы типичных речевых ошибок в письменных работах наших учеников, упражнения по практической стилистике.

Мы намерены опубликовать также новую демонстрационную версию ЕГЭ – единого государственного экзамена (в 2003 г. в эксперименте по введению ЕГЭ примут участие почти 600 тыс. школьников из 48 регионов России). Подготовить учеников и к этой форме итоговой аттестации помогут тренировочные тесты, которые редакция планирует публиковать.

Так как в последние годы новым мощным источником информации стал Интернет, мы решили знакомить наших читателей с материалами сети, которые могут вызвать интерес у учителя-словесника. Это будут обзоры и аннотации сайтов, а также интернет-уроки. Наше издание тоже существует и в электронной версии, но Интернет еще доступен не каждому.

Один из интересных проектов наступившего года – серия статей в новой рубрике «Другой взгляд» – о том, что думают наши учителя и их ученики о привычных этапах учебного процесса: начале урока, домашних заданиях, словарных диктантах и др. Мы предлагаем посмотреть по-другому на привычные ситуации. Первая статья в этой рубрике уже опубликована в № 2.

В этом году мы возрождаем старую рубрику «Подспорье», где даем подборки текстов изложений и диктантов с оригинальными заданиями. Эти подборки включают тексты не только из классических произведений, но и из современных авторов.

Вы, конечно, знаете, что в газете «Русский язык» действует постоянный конкурс «Лучшая учительская работа года», и мы надеемся, что вы по-прежнему будете активно в нем участвовать. Сейчас думаем объявить новые конкурсы. Один из них – назвать автора предлагаемого отрывка – позволит вам проявить свое стилистическое чутье и эрудицию. Условия проведения конкурса будут опубликованы в № 5 «Русского языка».

Сейчас в редакции обсуждается программа Дня учителя русского языка, который состоится 31 марта в Московском городском доме учителя и который открывает Второй марафон педагогических изданий «Первого сентября». Первый марафон в прошлом году собрал большое количество участников и, по отзывам учителей, превратился в «интеллектуальный праздник». Хочется надеяться, что программа этого года тоже привлечет словесников. Вы сможете познакомиться с программой Дня учителя русского языка в том же № 5 нашей газеты.

Главный редактор газеты «Русский язык» Людмила ГОНЧАР

Разговор о ближайших планах редакции продолжает Светлана ЕВГРАФОВА

Газета уже давно стала частью моей научной и педагогической жизни, а мои педагогические изыскания рано или поздно попадают на страницы газеты. И если говорить о сфере моих интересов, то они сейчас сосредоточены главным образом вокруг проблемы понимания. Мне кажется, учителя (да и вообще взрослые) недооценивают тот очевидный факт, что человек с младенчества привыкает пользоваться языком как средством общения в условиях неполного понимания: скажем, ребенок может пользоваться ситуативно уместными речевыми клише, не отдавая себе отчета в тонкостях значения составляющих каждого выражения. Знаете, как в известном анекдоте...

– Папа, что такое аборт?
– А где ты слышал это слово?
– Ну как же: волны бьются аборт корабля!

Грубо говоря, ребенок начинает с того, что привыкает вылавливать в речи окружающих отдельные знакомые слова. Постепенно их становится все больше и больше, и в какой-то момент адресованное ребенку высказывание становится для него эквивалентом, иновоплощением картинки, которую можно нарисовать в воображении. Но если легко представить себе бытовую ситуацию, то нарисовать в воображении картинку, соответствующую учебному или сложному художественному тексту, очень трудно! Этому нужно учить! И мне очень интересно придумывать, как это лучше сделать. Я предлагаю ребятам различные формы аналитической работы с текстом, нестандартные упражнения. Как ни удивительно, они оказываются полезными и для моих студентов...

Впрочем, я не собираюсь расставаться и с традиционным курсом русского языка: сейчас я веду этот предмет в 8-м и 10-м классах, так что буду продолжать писать и о том, чем мы с ребятами занимаемся на уроках.

Наверняка буду заниматься проблемой сдачи выпускных и вступительных экзаменов. Мне, как и многим моим коллегам, очень хочется помочь ребятам получше подготовиться к этим испытаниям, и я постоянно думаю над тем, как обобщать и повторять давно известное в старших классах, над тем, как нужно подавать грамматические сведения, не связанные непосредственно с пунктуацией, в 8-м и 9-м классах, чтобы эта информация, нужная для сдачи выпускных и вступительных экзаменов, не исчезала бесследно в недрах памяти наших учеников.

Надеюсь, что все эти темы будут интересны и многим нашим читателям.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru