ИНФОРМАЦИЯ ГАЗЕТЫ
Ближайшие планы редакции
Новогодние праздники еще ощущаются, но зимние
каникулы 2003 года уже позади, и мы возвращаемся к
обыденной жизни, к привычному календарю –
начинается вторая половина учебного года и самая
длинная III четверть.
Как обычно в это время, в нашей газете будут
опубликованы материалы для подготовки к
традиционным экзаменам по школьному курсу
русского языка – изложению, сочинению,
комплексному анализу текста. Думаем, что будут
полезны разборы типичных речевых ошибок в
письменных работах наших учеников, упражнения по
практической стилистике.
Мы намерены опубликовать также новую
демонстрационную версию ЕГЭ – единого
государственного экзамена (в 2003 г. в эксперименте
по введению ЕГЭ примут участие почти 600 тыс.
школьников из 48 регионов России). Подготовить
учеников и к этой форме итоговой аттестации
помогут тренировочные тесты, которые редакция
планирует публиковать.
Так как в последние годы новым мощным
источником информации стал Интернет, мы решили
знакомить наших читателей с материалами сети,
которые могут вызвать интерес у
учителя-словесника. Это будут обзоры и аннотации
сайтов, а также интернет-уроки. Наше издание тоже
существует и в электронной версии, но Интернет
еще доступен не каждому.
Один из интересных проектов наступившего года
– серия статей в новой рубрике «Другой взгляд» –
о том, что думают наши учителя и их ученики о
привычных этапах учебного процесса: начале
урока, домашних заданиях, словарных диктантах и
др. Мы предлагаем посмотреть по-другому на
привычные ситуации. Первая статья в этой рубрике
уже опубликована в № 2.
В этом году мы возрождаем старую рубрику
«Подспорье», где даем подборки текстов изложений
и диктантов с оригинальными заданиями. Эти
подборки включают тексты не только из
классических произведений, но и из современных
авторов.
Вы, конечно, знаете, что в газете «Русский язык»
действует постоянный конкурс «Лучшая
учительская работа года», и мы надеемся, что вы
по-прежнему будете активно в нем участвовать.
Сейчас думаем объявить новые конкурсы. Один из
них – назвать автора предлагаемого отрывка –
позволит вам проявить свое стилистическое чутье
и эрудицию. Условия проведения конкурса будут
опубликованы в № 5 «Русского языка».
Сейчас в редакции обсуждается программа Дня
учителя русского языка, который состоится 31
марта в Московском городском доме учителя и
который открывает Второй марафон педагогических
изданий «Первого сентября». Первый марафон в
прошлом году собрал большое количество
участников и, по отзывам учителей, превратился в
«интеллектуальный праздник». Хочется надеяться,
что программа этого года тоже привлечет
словесников. Вы сможете познакомиться с
программой Дня учителя русского языка в том же №
5 нашей газеты.
Главный редактор газеты «Русский
язык» Людмила ГОНЧАР
Разговор о ближайших планах редакции
продолжает Светлана ЕВГРАФОВА
Газета уже давно стала частью моей
научной и педагогической жизни, а мои
педагогические изыскания рано или поздно
попадают на страницы газеты. И если говорить о
сфере моих интересов, то они сейчас
сосредоточены главным образом вокруг проблемы
понимания. Мне кажется, учителя (да и вообще
взрослые) недооценивают тот очевидный факт, что
человек с младенчества привыкает пользоваться
языком как средством общения в условиях
неполного понимания: скажем, ребенок может
пользоваться ситуативно уместными речевыми
клише, не отдавая себе отчета в тонкостях
значения составляющих каждого выражения. Знаете,
как в известном анекдоте...
– Папа, что такое аборт?
– А где ты слышал это слово?
– Ну как же: волны бьются аборт корабля!
Грубо говоря, ребенок начинает с того,
что привыкает вылавливать в речи окружающих
отдельные знакомые слова. Постепенно их
становится все больше и больше, и в какой-то
момент адресованное ребенку высказывание
становится для него эквивалентом,
иновоплощением картинки, которую можно
нарисовать в воображении. Но если легко
представить себе бытовую ситуацию, то нарисовать
в воображении картинку, соответствующую
учебному или сложному художественному тексту,
очень трудно! Этому нужно учить! И мне очень
интересно придумывать, как это лучше сделать. Я
предлагаю ребятам различные формы аналитической
работы с текстом, нестандартные упражнения. Как
ни удивительно, они оказываются полезными и для
моих студентов...
Впрочем, я не собираюсь расставаться и
с традиционным курсом русского языка: сейчас
я веду этот предмет в 8-м и 10-м классах, так что
буду продолжать писать и о том, чем мы с ребятами
занимаемся на уроках.
Наверняка буду заниматься проблемой
сдачи выпускных и вступительных экзаменов.
Мне, как и многим моим коллегам, очень хочется
помочь ребятам получше подготовиться к этим
испытаниям, и я постоянно думаю над тем, как
обобщать и повторять давно известное в старших
классах, над тем, как нужно подавать
грамматические сведения, не связанные
непосредственно с пунктуацией, в 8-м и 9-м классах,
чтобы эта информация, нужная для сдачи выпускных
и вступительных экзаменов, не исчезала бесследно
в недрах памяти наших учеников.
Надеюсь, что все эти темы будут
интересны и многим нашим читателям.
|