Я ИДУ НА УРОК
И.Г.ФЕДОРОВА,
г.Родники,
Ивановская обл.
Автобиография как жанр
официально-делового стиля речи
Конспект урока русского языка в
11-м классе
Тема: «“Мы – лицо нашего времени”.
Автобиография».
Цель: изучение особенностей жанра
официально-делового стиля речи на примере
автобиографии.
Задачи:
– изучение структуры автобиографии;
– выявление различий литературной
автобиографии и служебной;
– развитие умения создавать текст в заданной
ситуации;
– прививать культуру оформления документов;
– через овладение жанром помочь осознать себя
как личность.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Мотивация.
Когда я готовилась к нашему уроку, я
думала о том, какие вы, мои ученики. Бесспорно, что
в «я» каждого из вас, таком многоликом,
интересном, в разные периоды жизни важным
становится разное.
Давайте представимся друг другу. Я – взрослый
человек, учитель... А вы? Назовите хотя бы
несколько ваших «я».
(Я – молодой человек, я – ученик, я – художник...)
Мне приятно, что мы будем работать вместе.
Посмотрите на эпиграф к нашему уроку: «Познай
самого себя и через это познай мир». Великий
мыслитель древности Сократ призывал: познай не
вообще человека или людей, но познай именно
самого себя – свое место в жизни, свой внутренний
мир. Вы согласны с ним?
А как можно познать самого себя?
(Это значит подумать о себе, оценить свои
поступки, вспомнить свою жизнь.)
У футуристов в начале XX века был замечательный
лозунг: «Мы – лицо нашего времени!».
Подумайте: а вы могли бы так сказать сегодня?
Да, как из маленьких капель состоит океан, так из
множества лиц и личностей составляется портрет
нашего времени. Расправьте плечи, поднимите выше
голову, ведь мы можем гордо сказать: «Мы – лицо
нашего времени!».
2. Выход на тему. Целеполагание.
Русский писатель и философ Василий
Розанов писал: «Собственно, есть одна книга,
которую человек обязан внимательно прочитать, –
это книга его собственной жизни». Но, чтобы ее
прочитать, нужно, чтобы сначала она была
написана, правда? Скажите: в какой литературной
форме можно описать события собственной жизни?
(Учащиеся называют жанры, на доске закрепляется
табличка с названием жанра.)
Это дневники, которые авторы ведут изо дня в день,
из года в год – вспомним, например, дневники Л.Н.
Толстого.
Возможно, кто-то из вас ведет дневник? Интересно:
помогает он лучше узнать себя?
Это мемуары, или воспоминания, повествование
автора от первого лица о реальных событиях
прошлого, участником или очевидцем которых он
был. Например, такова книга А.Герцена «Былое и
думы» (1872–1876).
Развитие жанра автобиографии связано с
самопознанием, открытием своего «я». Чем глубже и
интереснее человек, тем интереснее его
автобиография, в которой он предстает не как
пассивный регистратор событий, а как личность,
как человек своего времени.
Вы можете спросить: а зачем нам знать о том, как
составляется автобиография, если мы не
собираемся писать мемуары? Где мы можем
применить свои знания?
Кто-то из вас уже писал автобиографию? В какой
ситуации вам потребовались знания о том, как
писать автобиографию?
Большинство из вас еще не столкнулись с этим
жанром официально-делового стиля речи, и я
предлагаю вам сегодня изучить правила написания
автобиографии и самим написать автобиографию,
чтобы заглянуть в себя, добавить штрих к портрету
своего времени.
Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
«Мы – лицо нашего времени». Автобиография.
3. Изучение структуры автобиографии.
Выявление различий литературной и
служебной автобиографии на основе
сопоставительного анализа текстов.
Поработаем с определением.
Автобиография (от греч. autos – сам, bios –
жизнь, grapho – пишу) – прозаический жанр; как
правило, последовательное описание автором
собственной жизни.
Автобиография начинается с обращения человека
внутрь себя, с поисков в себе самом, своей жизни
того, о чем можно рассказать, – интересных
событий, мыслей, чувств. Важно также определить,
на кого ориентирован ваш рассказ о себе.
Друзьям о себе можно рассказать так...
Последовательное расположение фотографий с
подписями в альбоме – тоже своеобразная
автобиография.
(Учитель может показать фотографии из своего
фотоальбома.)
Мой рассказ о себе – это своеобразная
литературная автобиография, которую я могу
рассказать вам, моим друзьям. Но если бы я писала
служебную автобиографию, я выбрала бы факты,
касающиеся моей профессиональной деятельности.
Возможно, что и вам наряду со служебной
автобиографией придется писать литературную,
поэтому давайте определим особенности данных
текстов в ходе сопоставительного анализа.
(В ходе обсуждения составляется план анализа.
Ученики делают записи на листах.)
Первое, с чего мы начинаем создание любого
текста, – определение цели.
Цель создания текста определяет выбор стиля речи
и тех художественных средств, с помощью которых
данная цель будет достигаться.
Структура текста может быть уже задана, если
текст официально-делового стиля речи, и она менее
жесткая, если текст совмещает элементы
официально-делового и художественного стилей.
Обратим внимание и на время создания текста.
Об автобиографии мы говорим с вами, когда изучаем
творчество какого-либо писателя или художника,
стараясь определить степень отражения событий
его жизни в его произведениях.
И, пожалуй, вы согласитесь со мной, что личность
очень многих из них отражает свое время.
Прочитаем текст «О себе» М.Зощенко.
Михаил ЗОЩЕНКО
О СЕБЕ
Отец мой художник, мать – актриса. Это
я к тому говорю, что в Полтаве есть еще Зощенки.
Например: Егор Зощенко – дамский портной. В
Мелитополе – акушер и гинеколог Зощенко. Так
заявляю: тем я вовсе даже не родственник, не
знаком с ними и знакомиться не желаю...
Я не мистик. Старух не люблю. Кровного родства не
признаю. И Россию люблю мужицкую.
И в этом мне с большевиками по пути.
Мне 27 лет. Впрочем, Оленька Зив думает, что мне
меньше. Но все-таки это так.
В 13-м году я поступил в университет. В 14-м – поехал
на Кавказ.
А вот сухонькая таблица моих событий:
арестован – 6 раз,
к смерти приговорен – 1 раз,
ранен – 3 раза,
самоубийством кончал – 2 раза,
били меня – 3 раза.
Все это происходило не из авантюризма,
а «просто так» – не везло.
Нынче же я заработал себе порок сердца и
потому-то, наверное, и стал писателем. Иначе – я
был бы еще летчиком.
Вот и все.
1922 год. |
1922 год... «Сухонькая таблица»
событий будет дополнена изгнанием из Союза
писателей, запретом на публикации. Но разве можно
запретить писателя, его творчество? Мы читаем
рассказы Зощенко, узнаем из них и из
автобиографии писателя о времени, в которое он
жил.
Какие особенности построения текста вы видите?
(Описание собственной жизни с перечислением
основных событий, на которые эпоха, конечно,
наложила свой отпечаток.)
Обращаем внимание на то, что новый блок
информации графически обозначается абзацем.
Концовка документа отмечена датой.
Наряду с литературной есть служебная
автобиография.
За сухими строчками автобиографии еще одного
писателя XX века мы можем лишь угадывать отчаяние
художника, который из 301 отзыва на свои
произведения получил только 3 похвальных,
остальные – ругательные. Пятнадцать лет, с 1926
года по день смерти, он не держал в руках гранок
своих произведений, но утверждал: «Рукописи не
горят!».
Конечно, вы знаете эти факты биографии
М.А. Булгакова.
Прочитаем текст его автобиографии.
Михаил БУЛГАКОВ
АВТОБИОГРАФИЯ
Сын профессора Киевской духовной
академии, родился 3 мая 1891 года в Киеве.
В 1909 году окончил Киевскую первую
гимназию, а в 1916 году – Киевский университет по
медицинскому факультету.
В 1916–1917 годах служил в качестве врача
в земстве Смоленской губернии.
В 1918–1919 годах проживал в Киеве,
начинал заниматься литературой одновременно с
частной медицинской практикой.
В 1919 году окончательно бросил занятие
медициной.
В 1921 году приехал в Москву на
постоянное жительство.
...В 1925 году был напечатан мой роман
«Белая гвардия» и сборник рассказов
«Дьяволиада».
...В 1936 году, после снятия моей пьесы
«Мольер» с репертуара, подал в отставку в МХАТ и
был принят на службу в Государственный
академический Большой театр Союза ССР в Москве
на должность либреттиста и консультанта, в
каковой должности нахожусь и в настоящее время...
Москва, 20 марта 1937 года |
О романе «Белая гвардия» в служебной
автобиографии – лишь строчка. Но она вызывает в
памяти заключительные слова романа: «Все
пройдет. Страдания, мука, кровь, голод и мор. Меч
исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени
наших тел и дел не останется на земле. Нет ни
одного человека, который бы этого не знал. Так
почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них?
Почему?».
Я верю, что каждый оставляет свой след в
жизни – в строчках, поступках... Давайте
посмотрим, что важно было сказать о себе
М.Булгакову.
Отвечает ли текст его автобиографии требованиям,
предъявляемым к этому жанру? (Да.) Можете ли вы
уточнить, в чем его отличие от построения
предыдущего текста? Обращаем внимание на то, что
в служебной автобиографии новый блок информации
начинается с определения времени и графически
обозначается абзацем. Концовка документа – дата
и подпись.
4. Культура оформления документов.
Теперь вы знаете, какой должна быть
структура автобиографии. Знаете об особенностях
строения предложений, необходимые реквизиты
текста. Важно соблюдать культуру оформления
документов, чтобы отвечать тем требованиям,
которые общество предъявляет к деловому
человеку.
Предлагаю вам текст служебной автобиографии,
написанный вашей ровесницей, в котором допущены
отступления от норм оформления документа.
Прочитаем, стараясь увидеть и в ней лицо нашего
времени.
Обычные для многих события – школа,
дополнительное образование, первые достижения в
чем-то.
МОЯ БИОГРАФИЯ
Я родилась не в Москве, хотя я
москвичка, потому что мои родители перед моим
рождением поехали в Крым к бабушке, матери моего
отца. Там они пробыли три месяца, а потом вместе
со мной вернулись в Москву.
В детском саду я была один год, а потом
его закрыли, и все остальное время до школы я была
дома, а на лето мы уезжали на дачу.
Когда мне исполнилось 7 лет, я
поступила сразу в две школы, в обычную и
музыкальную. Еще в детстве я занималась фигурным
катанием, но недолго, года два.
После того как мы переехали, в 3-м
классе, я перестала ходить в музыкальную школу, а
стала заниматься спортом, сначала аэробикой, а
потом водными лыжами. Летние каникулы провожу на
воде.
Из всех школьных предметов мне больше
всего нравится литература. Я люблю писать
сочинения. Остался последний год, он, я считаю,
самый трудный, потому что нужно готовиться к
выпускным экзаменам и в институт.
Сейчас мне 16 лет.
ЮРЧЕНКО Марина
2002 г. |
Скажите, что необходимо
исправить в данном тексте, отметьте абзацы,
которые нужно оставить.
(Нарушение – много ненужных и недостаточно
необходимых подробностей; не выдержан стиль
официального документа.)
5. Создание текста с учетом заданной
ситуации.
Вы замечательно справились с заданием,
теперь, используя схему составления служебной
автобиографии, составьте свою служебную
автобиографию, обратите внимание на
использование клише, реквизиты текста. Найдите в
своей жизни то, чем вы можете гордиться. Скажите о
себе гордо и уверенно: «Мы – лицо нашего
времени!».
6. Итог урока
Прочитайте, пожалуйста, свои
автобиографии.
Красивое, умное, доброе лицо нашего времени...
Интересные судьбы, лица. Я верю, что мы будем
гордиться тем, что живем в одно время.
Здорово, что в 17 лет вы так много успели в жизни,
но впереди еще много вершин, которых можно
достичь.
Познание самого себя, осознание себя как
личности будет продолжаться у вас всю жизнь. Вы
будете открывать в себе новые удивительные черты
и качества, и я надеюсь, что сегодняшний урок –
еще один ваш шаг к самим себе. Пусть книга
собственной жизни – автобиография, дневник или
мемуары – будет содержательной и грамотно,
красиво написанной!
7. Домашнее задание
Напишите свою литературную
автобиографию.
|