УЧЕНИКИ ИССЛЕДУЮТ
С.ЕВГРАФОВА
Урок не по плану
На тот день на первые 40 минут я
запланировала небольшую проверочную работу по
грамматике и словарный диктант, чтобы подвести
итог нашим регулярным орфографическим
разминкам. На втором уроке я собиралась
объяснять следующую тему и разбирать
иллюстративные примеры. Но мои ученики увлекли
меня в сторону, и я об этом не пожалела.
Все началось с текста, который я продиктовала,
предложив ребятам найти в каждом предложении
грамматическую основу, указать типы
односоставных предложений и отметить неполные.
Отрывок был взят из повести В.Киселева «Девочка и
птицелет». Вот он (с разметкой):
Как оказалось, отрывок вызвал у ребят
бурный интерес, они засыпали меня вопросами (а я
считаю, что отвечать на них нужно обязательно).
Почему рабочий день семичасовой? (Потому что в то
время была шестидневная рабочая неделя.) Почему
шесть уроков, когда у нас часто бывает восемь?
Почему взрослость счастливая, если мама до ночи,
а зачастую и без выходных сидит на своей фирме, и
папин брат работает на трех работах и дома почти
не бывает?
Невольно возникла ситуация, которую я
считаю идеальной для того, чтобы заняться
развитием речи: ребята заинтересовались
предметом разговора. Я попросила их потерпеть до
начала второго урока, пообещав дать им время
высказаться на тему «Что такое счастье?». Обращаю
ваше внимание, что темы такого рода обычно
воспринимаются без энтузиазма, но на этот раз все
писали с удовольствием, и, что самое главное, не
было плохих, совсем неинтересных работ.
Проверочную работу по грамматике мы
дописали быстро, со словарным диктантом
справились неплохо, мини-сочинения получились
прекрасные, да и домашнее задание вызвало
интерес: я попросила написать дома сочинение
«Герой в поисках счастья» (произведение по
выбору учащегося). И тоже получилось хорошо!
Задания
1. Проверочная работа по грамматике (см.
выше).
2. Словарный диктант: количество, блистать,
учреждение, артиллерийский, дирижер,
беспрецедентное происшествие, приноровиться,
рассчитывать, прискорбный случай, заровнять
канаву, прикосновение, настойчивый, сызнова,
захолустный.
3. Мини-сочинение на тему «Что такое счастье?».
4. Домашнее задание: сочинение на тему
«Литературный герой в поисках счастья».
Примеры творческих работ
Все работы написаны учениками 8-го
класса школы № 1950 г. Москвы.
ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?
1
Дорогой Дневник! Сегодня я
необыкновенно счастлив. Хотя... я думаю, следует
задуматься: что же есть счастье? У каждого
человека свое видение счастья. Для меня же
главное – чтобы на душе было легко! Чтобы в
голове не вертелись проблемы и тягостные мысли
об их решении. Всегда хочется ощущать себя нужным
кому-то. А еще приятно осознавать, что есть кто-то,
кому ты небезразличен. Знать, что этот человек
любит тебя, верит в твои силы, думает и заботится
о тебе. В общем, человек не может жить
отшельником! От одиночества можно сойти с ума.
Счастье не в одиночестве, это уж точно. Что еще
нужно для счастья? Ни в чем не нуждаться
материально – ведь трудно быть счастливым, когда
тебе некуда идти, нечего есть и холодно без
одежды. А вообще... счастье – это просто твое
ощущение.
(Маша Бабкина)
2
Счастье все понимают по-разному. Детям
кажется, что взрослые счастливы: им не надо идти в
школу, делать уроки, получать двойки. А взрослым
кажется, что дети счастливы: на тебя не
сваливается столько проблем, ты живешь
беззаботно, не зная горестей и мук. Но на самом
деле у счастья нет возраста: бывают счастливы и
дети, и взрослые. Разве не счастье для взрослого
услышать первое слово своего ребенка, увидеть,
как тот пытается сделать первые шаги? А разве не
счастье для ребенка побегать по лужам в
догонялки, а потом посидеть рядом с мамой,
которую он любит всем сердцем, послушать сказку,
которую она рассказывает?
По-моему, счастье недостижимо. Ведь многие
считают, что для полного счастья им необходимо
исполнение мечты. А человек не может жить без
мечты; как только исполняется одна мечта,
появляется другая. Так в погоне за счастьем и
проходит наша жизнь.
(Настя Скоморохова)
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ
1
Каждый герой должен найти себя в жизни.
И проходит немало времени, прежде чем ему это
действительно удается. Проблема реализации себя
заняла важное место и в литературе.
Герои многих произведений борются с
самонепониманием. Одни сталкиваются с этой
проблемой, переживая переходный возраст, другим
просто от природы трудно работать над собой.
Писатели часто подчеркивают глупость героя,
заставляя его совершать нелепые поступки, дабы
читатель задумался, не происходит ли в его жизни
чего-нибудь подобного. Но мне хотелось бы
написать о счастливом герое, нашедшем себя.
Таких примеров немало, но мне хотелось бы
поговорить о герое произведения Вениамина
Каверина «Два капитана». Я сейчас читаю этот
увлекательный роман. Мне нравится в нем
буквально все: сочный, образный язык
повествователя, сюжет произведения; мне кажутся
близкими проблемы героя, есть даже ощущение, что
я сама их переживаю или пережила когда-то. Это, по
моему мнению, говорит о необычайной
талантливости автора, ведь не каждому писателю
под силу внушить читателю такой интерес.
Жизнь главного героя, Сани Григорьева,
по-настоящему трудна: в детстве – немота, арест
отца (в котором косвенно был виноват мальчик), а
потом и его смерть, трудное обретение речи, жизнь
с отчимом, смерть матери, побег из дома, одинокая
жизнь беспризорника, интернат... Конечно, были и
радостные события: любящая семья (до ареста отца),
верный друг, любимая девушка.
Я еще не дочитала книгу до конца, но она вызвала у
меня уже столько мыслей и чувств! И я успела
понять, что Саня Григорьев никогда не отчаивался,
он твердо шел к своей цели – стать летчиком, жил
необычайно интересной жизнью. И, по-моему, это –
счастье.
(Маша Бабкина)
2
С самого детства я задумывалась о том,
что такое счастье. Происходило это, наверное,
потому, что все книги, мною прочитанные,
основывались на идее поиска счастья. Например, во
всех русских сказках герой ищет счастье. Он
выполняет какие-то задания, награда за которые –
счастье, но если герой проиграет, его ждет смерть.
Нет, пожалуй, здесь сказочники преувеличили,
хотя... В наше время есть немало людей, которые
любят риск, они обретают счастье, покоряя
Эверест, катаясь на серфинге. По-видимому, герои
русских сказок тоже любили риск, ведь их никто не
заставлял делать добрые дела, рискуя своей
жизнью.
Потом я взрослела, и книги, которые я читала, тоже
менялись. Но и в них главной идеей оставался
поиск счастья. Ищут счастье Ромео и Джульетта,
они почти находят его, но по своей глупости
умирают; Фауст отчаивается найти счастье и
продает душу дьяволу.
Последний роман, который я прочитала, – книга
Пауло Коэльо «Алхимик». Эта книга позволила на
многое в моей жизни взглянуть иначе. Раньше я
считала, что счастья достичь невозможно, потому
что для этого нужно исполнение мечты, а мечты
появляются снова и снова. Я не задумывалась над
тем, что сам процесс исполнения мечты, если это
действительно мечта, а не минутное желание, и
есть счастье.
Главный герой этой книги – простой юноша
Сантьяго. Он отправляется на поиски сокровища, то
есть на поиски своего счастья. Его подвигает на
это царь Салима – Мельхиседек, решивший помочь
ему. Он высказал такую замечательную идею,
которую я запомню на всю жизнь: «Если ты
чего-нибудь сильно желаешь, то вся Вселенная
будет помогать тебе в осуществлении этого».
Сантьяго верит царю и отправляется за
сокровищами к египетским пирамидам. В конце
концов он находит их (правда, не там, а возле
своего дома, который ему пришлось покинуть),
главное – он понимает, что для него счастье было
не только в том, чтобы найти сокровища, а еще в
том, чтобы увидеть пирамиды. К тому же по дороге
Сантьяго встретил свою любовь, и, отправляясь в
такое опасное путешествие, он знает, что кто-то
его ждет и лелеет надежду быть с ним.
Прочитав эту книгу, я поняла, что найти свое
счастье непросто. Я поняла, что, пока ты еще молод,
нужно стараться изо всех сил найти счастье и ни в
коем случае не упускать шанс, данный тебе. А для
этого нужно следовать своей судьбе и не
предавать никогда своей мечты, не менять ее на
легко достижимые цели.
(Настя Скоморохова)
3
На пути к себе есть шанс встретиться с
самим собой.
Древняя китайская мудрость
Виктор Пелевин – один из моих любимых
современных писателей. Тема поисков героем себя
проходит через многие его произведения («Жизнь и
приключения Сарая № XII», «Желтая стрела», «Жизнь
насекомых»), но, пожалуй, наиболее ярко она
раскрывается в повести «Затворник и Шестипалый».
Эта повесть написана в жанре аллегории.
Герои – петухи, их мир – бройлерный комбинат.
Таким образом, обреченность на смерть становится
базовым, сквозным мотивом. И поиски себя – также
поиски иного пути, попытка избежать
предопределенного бессмысленного конца.
Первый шаг на этом пути – отказ от традиционных
ценностей социума. Его обитатели стремятся к
кормушке-поилке, причем «заслуги»
приравниваются к близости к этому источнику
единственных ведомых социуму ценностей.
– Что это такое – заслуги? Или
общественная значимость?
– Это когда кто-то попадает к самой
кормушке-поилке.
– А кто к ней попадает?
– Я же говорю: тот, у кого большие заслуги.
Обитатели этого мира «ленивы и
нелюбопытны», и все, что непосредственно к
«заслугам» не относится, объявляют «законом
жизни» и «тайной веков».
К выходу за пределы социума герои приходят
разными путями. Шестипалый изгнан за свое
уродство, Затворник же на вопрос «Тебя тоже
прогнали?» отвечает: «Это я их всех прогнал». Так
или иначе, они оба оказываются на нелегком пути
познания окружающего мира и собственного места в
нем, а затем уж – поисков целей и средств к их
достижению.
Обреченные быть зарезанными и
зажаренными, петухи ищут свой путь и в конце
концов обретают себя как свободных птиц,
способных взлететь и найти свой путь к солнцу.
В генетической памяти Затворника сохранились
воспоминания о «полете» как способе
передвижения и догадка о том, что для овладения
этим способом надо укреплять крылья. Связь между
этими понятиями утрачена, но на вопрос
Шестипалого:
– А ты уверен, что так можно
научиться летать? – Затворник отвечает:
– Нет, не уверен. Наоборот, я подозреваю, что это
бесполезное занятие.
– А зачем тогда оно нужно? – не понимает
Шестипалый. – Если ты сам знаешь, что это
бесполезно?
– Мы живы до тех пор, пока жива надежда, –
объясняет Затворник. – А если ты ее потерял, ни в
коем случае не позволяй себе догадаться об этом.
Такого рода простые истины разбросаны
по повести. Магия Пелевина в том, что они
застревают в голове и потом вспоминаются. О любви
говорится так:
Если считать, что всю жизнь тонешь, –
а так оно и есть, – то любовь – это то, что
помогает тебе удерживать голову над водой...
Любовь – это то, из-за чего каждый находится там,
где он находится. Любовь придает смысл тому, что
мы делаем, хотя на самом деле этого смысла нет.
Все, что ты делаешь, ты делаешь только из-за любви.
Иначе ты просто сидел бы на земле и выл от ужаса
или от отвращения.
– Но ведь многие делают то, что они делают, вовсе
не из-за любви.
– Брось. Они ничего не делают.
Поиск себя идет через отказ от догм, от
сытой и спокойной жизни (то есть от пути к
кормушке-поилке, он же, по Пелевину, путь в цех № 1,
где для бройлеров наступает «решительный этап»,
или, как лаконично объясняет Затворник
Шестипалому, «смерть пришла»), через надежду и
неустроенность, через попытки познать
устройство мира и понять язык богов (куда более
ничтожных духовно, чем герои, и бессмысленно
жестоких к тому же). Неожиданно герои в одном из
цехов-миров благодаря случайному вниманию
богов-людей к уродству Шестипалого становятся
кумирами – но может ли это радовать их теперь,
когда, обретя мудрость, они почти убедились в
тщете своего пути?
Социум им более не враждебен, они жалеют нищих
духом и используют свои знания, чтобы помочь им
спастись.
– Истинно, истинно говорю вам, ни
один костлявый и синий не будет ввергнут в пламя,
а толстые и розовые будут там все.
– Зачем ты так? – шепнул Шестипалый. – Они же
тебе верят.
– А я что, вру? – ответил Затворник. – Если они
сильно похудеют, их отправят на второй цикл
откорма.
Проследим «путь к себе» по Пелевину с
начала: отвержение «заранее данных» ответов на
вопросы, отход от норм общепринятого поведения;
обретение более широкого взгляда на вещи; любовь
и надежда, отчаяние и сомнения; наконец, чудо
обретения себя.
Все концы сошлись. «Смерть пришла» –
инстинктивно, совсем не с целью лететь, а чтобы
ударить, герой замахал крыльями и – неожиданно –
взлетел!
Не зря многие проводят параллель между этой
повестью Пелевина и культовой книгой Ричарда
Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». И там
и там – аллегория: «человек – птица, полет –
счастье». Полет – выход на новый уровень,
обретение себя – нового.
Лететь было удивительно легко – сил
на это уходило не больше, чем на ходьбу. Они
поднимались выше и выше...
Шестипалый повернул голову к затворнику.
– Куда? – прокричал он.
– На юг, – коротко ответил Затворник.
– А что это? – спросил Шестипалый.
– Не знаю, – ответил Затворник (обратим внимание,
что в самом финале автор открывает перед героями
перспективу – им еще многое предстоит узнать), –
но это вон там.
И он махнул крылом в сторону огромного
сверкающего круга, только по цвету напоминавшего
то, что они когда-то называли светилами.
(Соня Барышева)
* * *
Эти сочинения не моя заслуга, ребята
все написали сами. Я только предложила им
высказаться на тему, которая их заинтересовала.
Речь развивается только на свободе, ее нельзя
загонять в рамки предписанного (помните
державинское: «Поймали птичку голосисту и ну
сжимать ее рукой...»?). Ребятам еще многое
предстоит узнать; может быть, когда-нибудь они
поймут, что русские классики тоже размышляли о
простых и вечных истинах, но пока сложный, увы –
все больше устаревающий язык (не «застревает в
голове») и непростые коллизии на фоне ушедших в
небытие реалий мешают им увидеть красоту и
простоту русской классической прозы. В конце
концов, не дети виноваты в том, что даже писатели
в нашей стране о высоком и вечном не стыдятся
говорить, только прибегая к ерническим
аллегориям или матерясь. И пусть новое поколение
заново открывает мир, наш общий мир, отвергая то,
что кажется им догмами и «заранее данными»
ответами на вопросы. К сожалению, школа – всегда
в большей или меньшей степени догма. Мы обречены
на противостояние детям, которых так любим. И
единственное, что мы можем сделать хорошего, –
это постоянно задавать им правильные вопросы.
|