Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2003

Я ИДУ НА УРОК

Л.М.КОРЧАГИНА,
гимназия им.Н.Г.Басова,
г. Воронеж


Второстепенный член предложения – дополнение

Интегрированный урок

8 класс

Цели:

– расширить представление учащихся о дополнении как о второстепенном члене предложения:

а) способы выражения дополнений;
б) различие дополнений прямых и косвенных;
в) стилистическая роль дополнений – информационная функция, живописующая и эмоционально-экспрессивная;

– вырабатывать орфографические и пунктуационные навыки на материале художественного текста;
– развивать и обогащать речь учащихся при построении монологического высказывания.

Оборудование: таблицы, схемы, словарные слова, кодоскоп, магнитофон, портреты, иллюстрации, тексты художественного произведения.

Межпредметные связи: живопись (И.Глазунов или В.Васнецов. «Иван Грозный»), литература (М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), история (эпоха правления Ивана Грозного в освещении Н.М. Карамзина «История государства Российского»), музыка С.C. Прокофьева к кинофильму «Иван Грозный» и М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка:

1. «Правописание пре- – при- в омофонах».
(На доску проецируются пары омофонов.)

Пр_з_рать врага – пр_з_рать сироту;
пр_творить дверь – пр_творить мечту в жизнь;
пр_клониться к земле – пр_клоняться перед талантом;
пр_бывать в неведении – пр_бывать в столицу.

Определите, как связаны в данных словосочетаниях слова: с помощью согласования, управления или примыкания? Каким членом предложения является их второй компонент?
(В это же время 5–6 учеников работают по данной орфограмме с перфокартами.)

2. Анализ отрывка из текста В.М. Гаршина.

Художник, пр_ходящий в мир для спасения его от зла, – это огромное сострадающее2 сердце4. Он обязан быть пр_дельно чутким к бедам людей, пр_ветствовать добро, впитывать в себя всю горечь зла в мире7. Между людьми и злом художник ставит пр_градой свою грудь.

Задания

1. Ответьте на вопрос: что это – связный текст или разрозненные предложения? Приведите доказательства в защиту своего мнения.
2. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).
3. Сформулируйте тему и идею отрывка.
4. Объясните орфограммы и пунктограммы, выполните разборы, указанные цифрами.
5. Как вы понимаете слова: сострадать, сострадающее сердце?
(В словаре В.И. Даля читаем: «Сострадать (сострадаю и состражду) – страдать вместе, переносить муки сообща; сочувствовать горю, сокрушаться за кого-то, соболезновать кому-то».)

Можно ли сказать, что слова В.М. Гаршина относятся и к автору «Песни по царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Произведение М.Ю. Лермонтова послужит нам материалом для наблюдений и выводов, следовательно, для раскрытия темы урока. (Сообщаются тема и цели урока.)

3. Слово учителя.

XVI век... Эпоха Ивана Грозного...
(В магнитофонной записи звучат стихиры Ивана Грозного «Творение Иоанна-деспота». Деспот (греч.) – владыка.)
Толковый словарь В.И. Даля: «Стихиры – похвальный церковный певчий стих на утрени и вечерни». (У существительных утрени, вечерни окончание .) Т. 4. С. 325.)

Консультант-историк. Эпоха Ивана Грозного... В сознании возникают страшные картины бесчинств опричников, моря крови, пытки, казни. Н.М. Карамзин писал: «Опричник, или кромешник (так их называли, как бы извергов тьмы кромешной), мог безнаказанно теснить и грабить. Затейливый ум Иоаннов изобрел достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию». И только потом, углубляясь в ход событий, мы вспоминаем о непреклонной борьбе грозного царя за единство России – борьбе любой ценой, без пощады и милости. Н.М. Карамзин писал об Иване Грозном: «Имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова; хвалился милостью и щедростью, обогащая любимцев достоянием опальных бояр; хвалился правосудием, карая с равным удовольствием и заслуги, и преступления; хвалился духом царским, велев изрубить присланного из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывал царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или карты...». (Мир литературы. Книга пятая. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Отрывки. М.: Про-пресс. Художественная литература, 1994. С. 199.)

Опричнина – в царствование Ивана Грозного – система чрезвычайных мер для подавления боярской власти, которая отличалась варварскими средствами: террором, пытками, массовыми казнями, разорением купечества. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. С. 367.) Звучит фрагмент музыки С.С. Прокофьева к кинофильму «Иван Грозный» – песня Федьки Басманова.

III. Как узнать дополнение?

(Способы выражения дополнений, различение дополнений и составного глагольного сказуемого. Материал для наблюдений – «Песня про...», с содержанием которой учащиеся знакомятся заранее.)

1. Способы выражения дополнений

Наблюдения и выводы. Первое и второе предложения содержат дополнение, выраженное существительным. В третьем предложении выделить дополнение труднее, т.к. его можно считать сказуемым, но, в отличие от неопределенной формы, входящей в составное глагольное сказуемое, неопределенная форма в качестве дополнения обозначает действие не подлежащего, а других лиц, которые указаны или могут быть указаны в дательном или винительном падежах. (Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык в 2 частях. Часть 2-я. Синтаксис. М.: Просвещение, 1986. С. 53.) То есть буквально: приказывать будет царь, а казнить – палач. Четвертое предложение иллюстрирует способ выражения дополнения именем прилагательным в значении существительного, что подтверждается вопросом о чем?о недобром. В пятом предложении, как и в третьем, дополнения выражены инфинитивом кроме того, они управляют дополнениями, выраженными существительными и местоимением. И, наконец, шестое предложение – это способ выражения дополнения цельным словосочетанием – всей силой своею. (Объяснение седьмого примера дано выше.) Выводы.

2. Закрепление.

Найдите дополнение и объясните способ его выражения.

1. Спорить с ними я никогда не мог.
2. Я топор велю наточить, навострить.
3. Во рубахе красной с яркой запонкой.
4. Не печалься о былом.
5. И стала белее снега.
6. Тарас скоро встретил множество знакомых лиц. (Н.В. Гоголь)

3. Консультант-лингвист.

Дополнения прямые и косвенные.

Прямыми называются дополнения, управляемые переходным глаголом и обозначающие предмет, на который направлено действие.
В роли прямого дополнения могут выступать местоимения и существительные в форме винительного падежа без предлога или в некоторых случаях в форме родительного падежа.

Остальные дополнения являются косвенными.

Определите, к какой из разновидностей относятся дополнения в данных примерах (см. классификацию прямых дополнений).

1. Не сказал тебе правды истинной.
2. Да возьми ты ожерелье жемчужное.
3. И не надо мне золотой казны.
4. Мы не хуже другого нарядимся.
5. Просили подать кофе и мармеладу.

IV. Лингвистический эксперимент.

Цель: акцентировать внимание учащихся на живописующей и эмоционально-экспрессивной функции дополнения.

Слушаем фрагмент: М.П. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». (Создание у учащихся определенного эмоционального настроения: о заре – зачин песни в народной поэзии, символ, предвещающий смерть молодца.)
(Текст или проецируется на доску, или написан на листе ватмана.)

И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень
Для охотницкого бою, одиночного...

Охотницкий, охотник, -ница до чего или делать что – любитель, у кого охота к чему-либо, наклонность, любовь, страсть». См. Толковый словарь В.И. Даля.)

Задания

1. Укажите грамматические основы.
2. Определите вид предложений.
(Первое – простое, двусоставное, распространенное, осложненное однородными членами.
Второе – простое, односоставное, неопределенно-личное, распространенное.
Кроме того, первое предложение содержит обособленное определение, выраженное причастным оборотом:
...цепь серебряную, чистым золотом в кольцах спаянную.)
3. Найдите дополнения и определите, чем они выражены.
4. Найдите стилистический прием – инверсию.
(И приехал царь – царь приехал;
растянуть цепь серебряную – серебряную цепь;
чистым золотом в кольцах спаянную – спаянную в кольцах чистым золотом.)
5. Найдите в тексте несогласованное определение. (место (какое?) в двадцать пять сажень); обстоятельство цели (для чего? с какой целью? – для бою).

V. Устное обобщение урока (монологическое высказывание).

План высказывания

1. Дополнение как член предложения.
2. Способы выражения дополнений.
3. Дополнения прямые и косвенные.
4. Живописующая роль дополнений в создании словесной картины.

VI. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую правду защищает купец Калашников?».

Литература

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2, 4. СПб.: Диамант, 1996.
2. В мире литературы. Книга пятая. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Отрывки. Про-пресс. Художественная литература, 1994.
3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательное о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.
4. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык в 2 частях. Часть 2-я. Синтаксис. М.: Просвещение, 1986.
5. Лермонтов М.Ю. Избранное. М.: Просвещение, 1984.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.
7. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка в 8-м классе. М.: Просвещение, 1992.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru