Я ИДУ НА УРОК
Л.М.КОРЧАГИНА,
гимназия им.Н.Г.Басова,
г. Воронеж
Второстепенный член предложения –
дополнение
Интегрированный урок
8 класс
Цели:
– расширить представление учащихся о
дополнении как о второстепенном члене
предложения:
а) способы выражения дополнений;
б) различие дополнений прямых и косвенных;
в) стилистическая роль дополнений –
информационная функция, живописующая и
эмоционально-экспрессивная;
– вырабатывать орфографические и
пунктуационные навыки на материале
художественного текста;
– развивать и обогащать речь учащихся при
построении монологического высказывания.
Оборудование: таблицы, схемы,
словарные слова, кодоскоп, магнитофон, портреты,
иллюстрации, тексты художественного
произведения.
Межпредметные связи: живопись
(И.Глазунов или В.Васнецов. «Иван Грозный»),
литература (М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова»), история (эпоха правления Ивана
Грозного в освещении Н.М. Карамзина «История
государства Российского»), музыка
С.C. Прокофьева к кинофильму «Иван Грозный» и
М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Орфографическая разминка:
1. «Правописание пре- – при- в
омофонах».
(На доску проецируются пары омофонов.)
Пр_з_рать врага – пр_з_рать сироту;
пр_творить дверь – пр_творить мечту в жизнь;
пр_клониться к земле – пр_клоняться перед
талантом;
пр_бывать в неведении – пр_бывать в столицу.
Определите, как связаны в данных
словосочетаниях слова: с помощью согласования,
управления или примыкания? Каким членом
предложения является их второй компонент?
(В это же время 5–6 учеников работают по данной
орфограмме с перфокартами.)
2. Анализ отрывка из текста В.М.
Гаршина.
Художник, пр_ходящий в мир для спасения
его от зла, – это огромное сострадающее2 сердце4.
Он обязан быть пр_дельно чутким к бедам людей,
пр_ветствовать добро, впитывать в себя всю горечь
зла в мире7. Между людьми и злом художник ставит
пр_градой свою грудь.
Задания
1. Ответьте на вопрос: что это – связный
текст или разрозненные предложения? Приведите
доказательства в защиту своего мнения.
2. Определите тип речи (повествование, описание,
рассуждение).
3. Сформулируйте тему и идею отрывка.
4. Объясните орфограммы и пунктограммы, выполните
разборы, указанные цифрами.
5. Как вы понимаете слова: сострадать,
сострадающее сердце?
(В словаре В.И. Даля читаем: «Сострадать (сострадаю
и состражду) – страдать вместе, переносить
муки сообща; сочувствовать горю, сокрушаться за
кого-то, соболезновать кому-то».)
Можно ли сказать, что слова В.М. Гаршина
относятся и к автору «Песни по царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова»? Произведение М.Ю. Лермонтова
послужит нам материалом для наблюдений и
выводов, следовательно, для раскрытия темы урока.
(Сообщаются тема и цели урока.)
3. Слово учителя.
XVI век... Эпоха Ивана Грозного...
(В магнитофонной записи звучат стихиры Ивана
Грозного «Творение Иоанна-деспота». Деспот
(греч.) – владыка.)
Толковый словарь В.И. Даля: «Стихиры –
похвальный церковный певчий стих на утрени и
вечерни». (У существительных утрени, вечерни
окончание -и.) Т. 4. С. 325.)
Консультант-историк. Эпоха Ивана
Грозного... В сознании возникают страшные картины
бесчинств опричников, моря крови, пытки, казни.
Н.М. Карамзин писал: «Опричник, или кромешник (так
их называли, как бы извергов тьмы кромешной), мог
безнаказанно теснить и грабить. Затейливый ум
Иоаннов изобрел достойный символ для своих
ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими
головами и метлами, привязанными к седлам, в
ознаменование того, что грызут лиходеев царских
и метут Россию». И только потом, углубляясь в ход
событий, мы вспоминаем о непреклонной борьбе
грозного царя за единство России – борьбе
любой ценой, без пощады и милости. Н.М. Карамзин
писал об Иване Грозном: «Имел разум превосходный,
не чуждый образования и сведений, соединенный с
необыкновенным даром слова; хвалился милостью и
щедростью, обогащая любимцев достоянием
опальных бояр; хвалился правосудием, карая с
равным удовольствием и заслуги, и преступления;
хвалился духом царским, велев изрубить
присланного из Персии слона, не хотевшего стать
перед ним на колена, и жестоко наказывал
царедворцев, которые смели играть лучше
державного в шашки или карты...». (Мир литературы.
Книга пятая. Карамзин Н.М. Об истории
государства Российского. Отрывки. М.: Про-пресс.
Художественная литература, 1994. С. 199.)
Опричнина – в царствование Ивана
Грозного – система чрезвычайных мер для
подавления боярской власти, которая отличалась
варварскими средствами: террором, пытками,
массовыми казнями, разорением купечества. (Ожегов
С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.
С. 367.) Звучит фрагмент музыки С.С. Прокофьева к
кинофильму «Иван Грозный» – песня Федьки
Басманова.
III. Как узнать дополнение?
(Способы выражения дополнений,
различение дополнений и составного глагольного
сказуемого. Материал для наблюдений – «Песня
про...», с содержанием которой учащиеся
знакомятся заранее.)
1. Способы выражения дополнений
Наблюдения и выводы. Первое и второе
предложения содержат дополнение, выраженное
существительным. В третьем предложении выделить
дополнение труднее, т.к. его можно считать
сказуемым, но, в отличие от неопределенной формы,
входящей в составное глагольное сказуемое,
неопределенная форма в качестве дополнения
обозначает действие не подлежащего, а других лиц,
которые указаны или могут быть указаны в
дательном или винительном падежах. (Земский
А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык в 2
частях. Часть 2-я. Синтаксис. М.: Просвещение, 1986. С.
53.) То есть буквально: приказывать будет царь, а
казнить – палач. Четвертое предложение
иллюстрирует способ выражения дополнения именем
прилагательным в значении существительного, что
подтверждается вопросом о чем? – о
недобром. В пятом предложении, как и в третьем,
дополнения выражены инфинитивом кроме того, они управляют
дополнениями, выраженными существительными и
местоимением. И, наконец, шестое предложение –
это способ выражения дополнения цельным
словосочетанием – всей силой своею.
(Объяснение седьмого примера дано выше.) Выводы.
2. Закрепление.
Найдите дополнение и объясните
способ его выражения.
1. Спорить с ними я никогда не мог.
2. Я топор велю наточить, навострить.
3. Во рубахе красной с яркой запонкой.
4. Не печалься о былом.
5. И стала белее снега.
6. Тарас скоро встретил множество знакомых лиц. (Н.В.
Гоголь)
3. Консультант-лингвист.
Дополнения прямые и косвенные.
Прямыми называются дополнения,
управляемые переходным глаголом и обозначающие
предмет, на который направлено действие.
В роли прямого дополнения могут выступать
местоимения и существительные в форме
винительного падежа без предлога или в некоторых
случаях в форме родительного падежа.
Остальные дополнения являются
косвенными.
Определите, к какой из
разновидностей относятся дополнения в данных
примерах (см. классификацию прямых дополнений).
1. Не сказал тебе правды истинной.
2. Да возьми ты ожерелье жемчужное.
3. И не надо мне золотой казны.
4. Мы не хуже другого нарядимся.
5. Просили подать кофе и мармеладу.
IV. Лингвистический эксперимент.
Цель: акцентировать внимание
учащихся на живописующей и
эмоционально-экспрессивной функции дополнения.
Слушаем фрагмент: М.П. Мусоргский.
«Рассвет на Москве-реке». (Создание у учащихся
определенного эмоционального настроения: о заре
– зачин песни в народной поэзии, символ,
предвещающий смерть молодца.)
(Текст или проецируется на доску, или написан на
листе ватмана.)
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень
Для охотницкого бою, одиночного...
(«Охотницкий, охотник, -ница до
чего или делать что – любитель, у кого охота к
чему-либо, наклонность, любовь, страсть». См.
Толковый словарь В.И. Даля.)
Задания
1. Укажите грамматические основы.
2. Определите вид предложений.
(Первое – простое, двусоставное,
распространенное, осложненное однородными
членами.
Второе – простое, односоставное,
неопределенно-личное, распространенное.
Кроме того, первое предложение содержит
обособленное определение, выраженное причастным
оборотом:
...цепь серебряную, чистым золотом в кольцах
спаянную.)
3. Найдите дополнения и определите, чем они
выражены.
4. Найдите стилистический прием – инверсию.
(И приехал царь – царь приехал;
растянуть цепь серебряную – серебряную цепь;
чистым золотом в кольцах спаянную – спаянную
в кольцах чистым золотом.)
5. Найдите в тексте несогласованное определение. (место
(какое?) в двадцать пять сажень);
обстоятельство цели (для чего? с какой целью?
– для бою).
V. Устное обобщение урока
(монологическое высказывание).
План высказывания
1. Дополнение как член предложения.
2. Способы выражения дополнений.
3. Дополнения прямые и косвенные.
4. Живописующая роль дополнений в создании
словесной картины.
VI. Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение на
тему «Какую правду защищает купец Калашников?».
Литература
1. Даль В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка. Т. 2, 4. СПб.: Диамант, 1996.
2. В мире литературы. Книга пятая. Карамзин Н.М.
Об истории государства Российского. Отрывки.
Про-пресс. Художественная литература, 1994.
3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э.
Занимательное о русском языке. Л.: Просвещение,
1990.
4. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В.
Русский язык в 2 частях. Часть 2-я. Синтаксис. М.:
Просвещение, 1986.
5. Лермонтов М.Ю. Избранное. М.: Просвещение, 1984.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.:
Русский язык, 1988.
7. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения
русского языка в 8-м классе. М.: Просвещение, 1992.
|