ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
А.Г.ШИПКОВА,
пос. Хасан, Приморский край
Как можно научить чувствовать
слово?
Давайте поговорим о некоторых приемах
развития устной и письменной речи школьников на
уроке. Например, введение творческих тетрадей.
1. Работу со словом лучше начинать уже в
младших классах, тогда пятиклассник будет более
уверен в себе, будет значительно успешнее
составлять сначала словосочетания, потом
предложения и, наконец, текст.
Вначале выбираем какое-нибудь слово
(например, облако) и задаем вопрос: Ребята,
подумайте, каким может быть облако, что оно может
делать? В тетрадь записываем прилагательные – белое,
пушистое, глаголы: плывет, несется, потом
появляются эпитеты и метафоры: пуховое,
лебяжье, задумалось, спит, опечалилось. Вот еще
примеры из ученической тетради: глаза –
пронзительные, тоскующие, завораживающие,
унылые, очарованные, сердце – заледенелое,
заколдованное, трепещущее, пронзенное, доброе,
большое, гроза – злится, сверкает,
проносится, смеется, зловещая, смиренная, яркая,
бьющая. Такая работа в устной форме на уроке
занимает всего минут пять, но зато обогащает
лексикон школьника.
На следующем этапе ребятам
предлагается составить предложения, на
завершающем этапе – мини-сочинение на тему
«Облако». Такая работа может быть продолжена
дома.
2. Нам кажется удачным задание –
распространить грамматическую основу
предложения (такое задание есть в учебнике
русского языка). Если ученики научатся легко и
свободно выполнять это задание, то у них не будет
проблем с объемом сочинений в старших классах. В
5–6-х классах можно указать необходимое
количество слов в предложении, а
старшеклассникам, наоборот, дать задание
включить в свое предложение как можно больше
второстепенных членов, вводных конструкций,
обособлений и т.п. Например, учащиеся 9-го класса
распространяют основы падают листья, птицы
летят, осень наступила, пока не составляя
сложных предложений. Вот результат:
Тихо падают листья, поддуваемые
легким ветерком, и неспешно, как кораблики,
заходящие в гавань, опускаются на безмятежную
гладь воды. Птицы стаями летят на юг,
поворачивая то в одну сторону, то в другую,
пролетая над отвесными скалами, сражаясь с
буйным ветром и холодным дождем. Осень
наступила как-то неожиданно, рывком, окрасила
листья, разбросав их небрежно по аллеям,
заморозила на ночь лужи, еще оставшиеся от
вчерашнего теплого, почти летнего дождя, легкой
дымкой тумана украсила убранное поле.
3. В 10–11-х классах пользуется успехом
задание: составить фразу-монстр. (Конечно, в этом
случае необходим отдельный разговор о
постановке знаков препинания.) Например: Старинный
парк, строгий и угрюмый, напоминающий одинокого,
забытого старика, обширно раскинулся вдоль
быстрой реки, спустился к обрывистому глинистому
берегу, на котором росли сосны и ели с уже
обнажившимися корнями, похожими на медвежьи лапы.
Задание рассматриваем как тренировочное, не
стоит использовать фразы-монстры в сочинении
из-за тяжеловесности синтаксической
конструкции.
4. Четвертый раздел творческих
тетрадей содержит тексты разного объема: это
могут быть как небольшие наблюдения-миниатюры,
так и более развернутые описания. Вот сочинение
восьмиклассницы на тему «Водопад».
Водопад. Бурный, шумный, холодный,
прозрачный, он переливается всеми цветами
радуги, и завораживает, и манит к себе. Мощный
поток стремительно падает с высоты вниз,
захватывая с собой упавшие ветки и листья. Когда
смотришь на водопад издалека, то видишь чудесную
картину. Стремительный, веселый, напористый, он
зовет за собой. Когда стоишь рядом с ним, кажется,
будто он падает прямо на тебя.
Регулярная работа со словом дает
ожидаемые результаты: и письменная, и устная речь
ученика обогащается, тексты становятся более
яркими, точными, выразительными,
запоминающимися, а главное – ученик испытывает
радость сочинительства.
|