Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2003

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

А.Г.ШИПКОВА,
пос. Хасан, Приморский край

Как можно научить чувствовать слово?

Давайте поговорим о некоторых приемах развития устной и письменной речи школьников на уроке. Например, введение творческих тетрадей.

1. Работу со словом лучше начинать уже в младших классах, тогда пятиклассник будет более уверен в себе, будет значительно успешнее составлять сначала словосочетания, потом предложения и, наконец, текст.

Вначале выбираем какое-нибудь слово (например, облако) и задаем вопрос: Ребята, подумайте, каким может быть облако, что оно может делать? В тетрадь записываем прилагательные – белое, пушистое, глаголы: плывет, несется, потом появляются эпитеты и метафоры: пуховое, лебяжье, задумалось, спит, опечалилось. Вот еще примеры из ученической тетради: глаза – пронзительные, тоскующие, завораживающие, унылые, очарованные, сердце – заледенелое, заколдованное, трепещущее, пронзенное, доброе, большое, гроза – злится, сверкает, проносится, смеется, зловещая, смиренная, яркая, бьющая. Такая работа в устной форме на уроке занимает всего минут пять, но зато обогащает лексикон школьника.

На следующем этапе ребятам предлагается составить предложения, на завершающем этапе – мини-сочинение на тему «Облако». Такая работа может быть продолжена дома.

2. Нам кажется удачным задание – распространить грамматическую основу предложения (такое задание есть в учебнике русского языка). Если ученики научатся легко и свободно выполнять это задание, то у них не будет проблем с объемом сочинений в старших классах. В 5–6-х классах можно указать необходимое количество слов в предложении, а старшеклассникам, наоборот, дать задание включить в свое предложение как можно больше второстепенных членов, вводных конструкций, обособлений и т.п. Например, учащиеся 9-го класса распространяют основы падают листья, птицы летят, осень наступила, пока не составляя сложных предложений. Вот результат:

Тихо падают листья, поддуваемые легким ветерком, и неспешно, как кораблики, заходящие в гавань, опускаются на безмятежную гладь воды. Птицы стаями летят на юг, поворачивая то в одну сторону, то в другую, пролетая над отвесными скалами, сражаясь с буйным ветром и холодным дождем. Осень наступила как-то неожиданно, рывком, окрасила листья, разбросав их небрежно по аллеям, заморозила на ночь лужи, еще оставшиеся от вчерашнего теплого, почти летнего дождя, легкой дымкой тумана украсила убранное поле.

3. В 10–11-х классах пользуется успехом задание: составить фразу-монстр. (Конечно, в этом случае необходим отдельный разговор о постановке знаков препинания.) Например: Старинный парк, строгий и угрюмый, напоминающий одинокого, забытого старика, обширно раскинулся вдоль быстрой реки, спустился к обрывистому глинистому берегу, на котором росли сосны и ели с уже обнажившимися корнями, похожими на медвежьи лапы. Задание рассматриваем как тренировочное, не стоит использовать фразы-монстры в сочинении из-за тяжеловесности синтаксической конструкции.

4. Четвертый раздел творческих тетрадей содержит тексты разного объема: это могут быть как небольшие наблюдения-миниатюры, так и более развернутые описания. Вот сочинение восьмиклассницы на тему «Водопад».

Водопад. Бурный, шумный, холодный, прозрачный, он переливается всеми цветами радуги, и завораживает, и манит к себе. Мощный поток стремительно падает с высоты вниз, захватывая с собой упавшие ветки и листья. Когда смотришь на водопад издалека, то видишь чудесную картину. Стремительный, веселый, напористый, он зовет за собой. Когда стоишь рядом с ним, кажется, будто он падает прямо на тебя.

Регулярная работа со словом дает ожидаемые результаты: и письменная, и устная речь ученика обогащается, тексты становятся более яркими, точными, выразительными, запоминающимися, а главное – ученик испытывает радость сочинительства.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru