Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2003

ПОДСПОРЬЕ

Н.БОРИСЕНКО


Диктанты по «Робинзону Крузо»

(в пересказе К.Чуковского)

5 класс

УДАЧА

Проснулся я поздно. Погода была ясная, ветер утих, и море перестало бесноваться.
Я взглянул на покинутый нами корабль и с удивлением увидел, что на прежнем месте его уже нет. Теперь его прибило ближе к берегу. Я тотчас же1 решил пробраться на корабль, чтобы запастись провизией и разными другими вещами.
Я взобрался на корабль по канату, а затем решил построить плот. Потом я отобрал те вещи, которые могли понадобиться мне больше всего. В один из сундуков я сложил съестные припасы: рис, сухари, три круга голландского сыру, пять больших кусков козлятины и остатки ячменя. Затем я принялся за рабочие инструменты, оружие и порох. Все это я погрузил на плот и поплыл к берегу.

(111 слов)

(Правописание гласных и согласных в корне слова, правописание приставок, -ться в глаголах.
Запятая перед союзом и, двоеточие после обобщающего слова при однородных членах.)

ГОРЬКАЯ УЧАСТЬ

Теперь мне предстояло осмотреть окрестности и выбрать себе удобное местечко для жизни. Я все еще не знал, куда я попал. Живут ли здесь люди? Водятся ли здесь хищные звери? Недалеко виднелся крутой и высокий холм. Я решил подняться на него, чтобы осмотреться кругом.
Взбираться на вершину холма было трудно. Когда же я наконец взобрался, я увидел, какая горькая участь выпала мне на долю. Кругом со всех сторон расстилалось море, за которым нигде не было видно земли. Я был на острове!
Растительность здесь была дикая. Хищные звери как будто не водились, зато птицы неизвестных мне пород водились во множестве. Я подстрелил одну, однако мясо ее не годилось в пищу.
Таковы были открытия, которые я сделал в первый день.

(117 слов)

(Чередующиеся гласные, непроизносимые согласные, -тся и -ться в глаголах, не с глаголами.
Знаки конца предложения, знаки препинания при однородных членах, запятая в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях.)

ЧУДО

Как-то раз, когда я был занят делами по устройству моего хозяйства, я наткнулся на небольшой мешок с ячменем для наших гусей и кур. Все зерно изъели крысы, и я вытряхнул мешок невдалеке от пещеры.
Но вот прошло около месяца, и я увидел под горой у самой пещеры несколько зеленых ростков. Через несколько дней стебельки заколосились и вскоре оказались колосьями обыкновенного ячменя, который растет у нас в Англии. От радости у меня помутился рассудок. В первую минуту я подумал, что произошло чудо: *2 ячмень вырос сам собой, без семян.
Однако «чудо» на этом не кончилось. Вскоре между колосьями ячменя показались стебельки другого растения –* риса.
Только тогда я вспомнил про мешок с птичьим кормом, который я вытряхнул на землю. В том мешке были зерна, из которых и выросли эти колосья. «Чудо» объяснилось очень просто!

(130 слов)

(Правописание чередующихся гласных в корнях -раст- / -рос-, проверяемые безударные гласные, разделительные ъ и ь.
Знаки препинания в сложном предложении. Запятая перед союзом и.)

6 класс

 СТРАСТЬ К МОРЮ

С самого раннего детства я больше всего на свете любил море. Я завидовал каждому матросу, который отправлялся в дальнее плавание. По целым часам простаивал я на морском берегу и рассматривал корабли.
Моим родителям это очень не нравилось. Отец хотел, чтобы я сделался важным чиновником. Но я мечтал о морских путешествиях.
Отец догадывался, что у меня на уме. Однажды он позвал меня к себе и потребовал, чтобы я раз и навсегда забыл о чужих краях.
Однако моя страсть к морю оказалась столь сильна, что я пошел против воли отца и через несколько месяцев бежал из родного дома. Это был дурной поступок:* я бессовестно покинул престарелых родителей, пренебрег их советами и нарушил сыновний долг. И мне очень скоро пришлось раскаяться в том, что я сделал.

(123 слова)

(Правописание приставок, правописание суффиксов глагола -ова- (-ева-)-ыва- (-ива-).
Знаки препинания в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.)

ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

На одиннадцатом году моей жизни на острове случилось событие, которое совершенно нарушило спокойное течение моей жизни.
Было около полудня. Я шел берегом моря и вдруг увидел на песке след голой человеческой ноги!3
Я остановился и не мог сдвинуться с места, как будто меня поразил гром, как будто я увидел привидение.
Я стал прислушиваться, я озирался кругом, но не слышал и не видел ничего подозрительного.
Я взбежал вверх по береговому откосу, чтобы лучше осмотреть всю окрестность. Потом опять спустился к морю, прошел немного вдоль берега и нигде не нашел никаких признаков присутствия людей,* кроме этого единственного отпечатка ноги.
Откуда здесь взялся человек? Как он сюда попал? В страшной тревоге поспешил я в свою крепость.

(113 слов)

(Безударные гласные в корне, не с глаголами, правописание отрицательных местоимений и наречий.
Знаки конца предложения, знаки препинания в простом и сложном предложениях.)

СУДЬБА БЕГЛЕЦА

Несчастный бежал по песчаному берегу в ту сторону, где было мое жилище. Признаюсь, что я страшно испугался, когда заметил, что он бежит прямо ко мне. В первую минуту мне показалось, что догонять его бросилась вся ватага. Однако я остался на посту и вскоре увидел, что за беглецом гонятся только два или три человека. Это вернуло мне бодрость. Но окончательно я успокоился, когда увидел, что беглец далеко опередил своих преследователей. Если ему удастся пробежать с такой быстротой еще полчаса, они ни в коем случае не поймают его.
Но вот путь беглецу преградила бухта. «Что-то теперь он будет делать?» – встревожился я. Но дикарь кинулся в воду, быстро переплыл бухту, вылез на другой берег и побежал дальше.
Сердце во мне загорелось, и я понял, что пришла пора действовать. Спасти, спасти этого несчастного любой ценой!

(130 слов)

(Безударные гласные в корне, приставки при- и пре-, правописание окончаний и суффиксов глагола.
Знаки препинания в простом и сложном предложениях, прямая речь.)


1 Правописание выделенных слов сообщается учащимся.
2 О постановке знака препинания, отмеченного *, учитель предупреждает заранее.
3 В этом месте диктант может быть прерван, а учащимся предлагается продолжить текст.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru