ПОДСПОРЬЕ
Н.БОРИСЕНКО
Диктанты по «Робинзону Крузо»
(в пересказе К.Чуковского)
5 класс
УДАЧА
Проснулся я поздно. Погода была ясная,
ветер утих, и море перестало бесноваться.
Я взглянул на покинутый нами корабль и с
удивлением увидел, что на прежнем месте его уже
нет. Теперь его прибило ближе к берегу. Я тотчас
же1 решил пробраться на корабль, чтобы
запастись провизией и разными другими вещами.
Я взобрался на корабль по канату, а затем решил
построить плот. Потом я отобрал те вещи, которые
могли понадобиться мне больше всего. В один из
сундуков я сложил съестные припасы: рис, сухари,
три круга голландского сыру, пять больших
кусков козлятины и остатки ячменя. Затем я
принялся за рабочие инструменты, оружие и порох.
Все это я погрузил на плот и поплыл к берегу.
(111 слов)
(Правописание гласных и согласных в
корне слова, правописание приставок, -ться в
глаголах.
Запятая перед союзом и, двоеточие после
обобщающего слова при однородных членах.)
ГОРЬКАЯ УЧАСТЬ
Теперь мне предстояло осмотреть
окрестности и выбрать себе удобное местечко для
жизни. Я все еще не знал, куда я попал. Живут ли
здесь люди? Водятся ли здесь хищные звери?
Недалеко виднелся крутой и высокий холм. Я решил
подняться на него, чтобы осмотреться кругом.
Взбираться на вершину холма было трудно. Когда же
я наконец взобрался, я увидел, какая горькая
участь выпала мне на долю. Кругом со всех сторон
расстилалось море, за которым нигде не было видно
земли. Я был на острове!
Растительность здесь была дикая. Хищные звери как
будто не водились, зато птицы неизвестных мне
пород водились во множестве. Я подстрелил одну,
однако мясо ее не годилось в пищу.
Таковы были открытия, которые я сделал в первый
день.
(117 слов)
(Чередующиеся гласные, непроизносимые
согласные, -тся и -ться в глаголах, не
с глаголами.
Знаки конца предложения, знаки препинания при
однородных членах, запятая в сложносочиненном и
сложноподчиненном предложениях.)
ЧУДО
Как-то раз, когда я был занят делами по
устройству моего хозяйства, я наткнулся на
небольшой мешок с ячменем для наших гусей и кур.
Все зерно изъели крысы, и я вытряхнул мешок невдалеке
от пещеры.
Но вот прошло около месяца, и я увидел под горой у
самой пещеры несколько зеленых ростков. Через
несколько дней стебельки заколосились и вскоре
оказались колосьями обыкновенного ячменя,
который растет у нас в Англии. От радости у меня
помутился рассудок. В первую минуту я подумал,
что произошло чудо: *2 ячмень вырос сам
собой, без семян.
Однако «чудо» на этом не кончилось. Вскоре между
колосьями ячменя показались стебельки другого
растения –* риса.
Только тогда я вспомнил про мешок с птичьим
кормом, который я вытряхнул на землю. В том мешке
были зерна, из которых и выросли эти колосья.
«Чудо» объяснилось очень просто!
(130 слов)
(Правописание чередующихся гласных в
корнях -раст- / -рос-, проверяемые
безударные гласные, разделительные ъ и ь.
Знаки препинания в сложном предложении. Запятая
перед союзом и.)
6 класс
СТРАСТЬ К МОРЮ
С самого раннего детства я больше
всего на свете любил море. Я завидовал каждому
матросу, который отправлялся в дальнее плавание.
По целым часам простаивал я на морском берегу и
рассматривал корабли.
Моим родителям это очень не нравилось. Отец
хотел, чтобы я сделался важным чиновником. Но я
мечтал о морских путешествиях.
Отец догадывался, что у меня на уме. Однажды он
позвал меня к себе и потребовал, чтобы я раз и
навсегда забыл о чужих краях.
Однако моя страсть к морю оказалась столь сильна,
что я пошел против воли отца и через несколько
месяцев бежал из родного дома. Это был дурной
поступок:* я бессовестно покинул престарелых
родителей, пренебрег их советами и нарушил
сыновний долг. И мне очень скоро пришлось
раскаяться в том, что я сделал.
(123 слова)
(Правописание приставок, правописание
суффиксов глагола -ова- (-ева-) – -ыва- (-ива-).
Знаки препинания в простом предложении с
однородными членами и в сложном предложении.)
ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
На одиннадцатом году моей жизни на
острове случилось событие, которое совершенно
нарушило спокойное течение моей жизни.
Было около полудня. Я шел берегом моря и вдруг
увидел на песке след голой человеческой ноги!3
Я остановился и не мог сдвинуться с места, как
будто меня поразил гром, как будто я увидел
привидение.
Я стал прислушиваться, я озирался кругом, но не
слышал и не видел ничего подозрительного.
Я взбежал вверх по береговому откосу, чтобы лучше
осмотреть всю окрестность. Потом опять спустился
к морю, прошел немного вдоль берега и нигде не
нашел никаких признаков присутствия людей,*
кроме этого единственного отпечатка ноги.
Откуда здесь взялся человек? Как он сюда попал? В
страшной тревоге поспешил я в свою крепость.
(113 слов)
(Безударные гласные в корне, не с
глаголами, правописание отрицательных
местоимений и наречий.
Знаки конца предложения, знаки препинания в
простом и сложном предложениях.)
СУДЬБА БЕГЛЕЦА
Несчастный бежал по песчаному берегу в
ту сторону, где было мое жилище. Признаюсь, что я
страшно испугался, когда заметил, что он бежит
прямо ко мне. В первую минуту мне показалось, что
догонять его бросилась вся ватага. Однако я
остался на посту и вскоре увидел, что за беглецом
гонятся только два или три человека. Это вернуло
мне бодрость. Но окончательно я успокоился, когда
увидел, что беглец далеко опередил своих
преследователей. Если ему удастся пробежать с
такой быстротой еще полчаса, они ни в коем случае
не поймают его.
Но вот путь беглецу преградила бухта. «Что-то
теперь он будет делать?» – встревожился я. Но
дикарь кинулся в воду, быстро переплыл бухту,
вылез на другой берег и побежал дальше.
Сердце во мне загорелось, и я понял, что пришла
пора действовать. Спасти, спасти этого
несчастного любой ценой!
(130 слов)
(Безударные гласные в корне, приставки при-
и пре-, правописание окончаний и
суффиксов глагола.
Знаки препинания в простом и сложном
предложениях, прямая речь.)
1 Правописание выделенных слов
сообщается учащимся.
2 О постановке знака препинания,
отмеченного *, учитель предупреждает заранее.
3 В этом месте диктант может быть прерван, а
учащимся предлагается продолжить текст.
|