Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2003

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

С.ЕВГРАФОВА


Повторяем фонетику

10 - 11 классы

Вопросы по фонетике входят в самые разные тесты, и, чтобы быть уверенным в том, что ребята не просто вызубрили какие-то формулировки, а понимают суть фонетических явлений, нужно давать им самые неожиданные задачки. Вот несколько примеров.

1. Есть ли в русском языке звук [ч]?

Известно, что в русском языке буква ч обычно передает всегда мягкий звук [ч’]: например, в словах чистый, горячо (пусть ребята напишут их транскрипцию, не забывая обозначать мягкость согласных). В некоторых словах (например, бесчестный, счастье – попросите ребят написать их транскрипцию) в результате ассимиляции [с] по мягкости до [с’] и упрощения группы согласных [с’ч’] он обозначает [щ’].
А вот в слове отшутиться в результате упрощения группы согласных [тш] в беглой речи звучит именно [ч] – сравните с очутиться; при замедленном произнесении упрощения не происходит и звучит [тш].

2. Есть ли в русском языке звуки [дз] и [д’ж’]?

Звуки [дз] и [д’ж’] являются звонкими вариантами [ц] и [ч’] соответственно; таких фонем в русском языке нет. Однако в процессе ассимиляции, когда [ц] и [ч’] оказываются перед твердым согласным, они «превращаются» в [дз] и [д’ж’]: попросите ребят затранскрибировать предложения Отец был прав и Дочь была права. А еще в Москве есть Рочдельская улица...

3. Сколько звуков [з] звучит в приведенной ниже фразе?

А фраза, например, такая:

Зина, въезжая в зеленый двор магазина на взятом напрокат изжелта-оранжевом лимузине, резко затормозила, потому что заметила, что с бровки тротуара спрыгнул на мостовую непонятно откуда взявшийся здесь зверского вида кот.

Только в подчеркнутых местах звучит [з], в том числе один раз этот звук является результатом ассимиляции по звонкости; в прочих случаях наличествует либо [з’], либо [с], либо [ж]: пусть ребята убедятся в этом, затранскрибировав соответствующие слова.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru