ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
С.ЕВГРАФОВА
Повторяем фонетику
10 - 11 классы
Вопросы по фонетике входят в самые
разные тесты, и, чтобы быть уверенным в том, что
ребята не просто вызубрили какие-то
формулировки, а понимают суть фонетических
явлений, нужно давать им самые неожиданные
задачки. Вот несколько примеров.
1. Есть ли в русском языке звук [ч]?
Известно, что в русском языке буква ч
обычно передает всегда мягкий звук [ч’]:
например, в словах чистый, горячо (пусть
ребята напишут их транскрипцию, не забывая
обозначать мягкость согласных). В некоторых
словах (например, бесчестный, счастье –
попросите ребят написать их транскрипцию) в
результате ассимиляции [с] по мягкости до [с’] и
упрощения группы согласных [с’ч’] он обозначает
[щ’].
А вот в слове отшутиться в результате
упрощения группы согласных [тш] в беглой речи
звучит именно [ч] – сравните с очутиться; при
замедленном произнесении упрощения не
происходит и звучит [тш].
2. Есть ли в русском языке звуки [дз] и
[д’ж’]?
Звуки [дз] и [д’ж’] являются звонкими
вариантами [ц] и [ч’] соответственно; таких фонем
в русском языке нет. Однако в процессе
ассимиляции, когда [ц] и [ч’] оказываются перед
твердым согласным, они «превращаются» в [дз] и
[д’ж’]: попросите ребят затранскрибировать
предложения Отец был прав и Дочь была
права. А еще в Москве есть Рочдельская
улица...
3. Сколько звуков [з] звучит в
приведенной ниже фразе?
А фраза, например, такая:
Зина, въезжая в зеленый двор магазина
на взятом напрокат изжелта-оранжевом лимузине,
резко затормозила, потому что заметила,
что с бровки тротуара спрыгнул на мостовую
непонятно откуда взявшийся здесь зверского
вида кот.
Только в подчеркнутых местах звучит
[з], в том числе один раз этот звук является
результатом ассимиляции по звонкости; в прочих
случаях наличествует либо [з’], либо [с], либо [ж]:
пусть ребята убедятся в этом, затранскрибировав
соответствующие слова.
|