ЮБИЛЕИ И ДАТЫ
29 января – день рождения Антона Павловича
Чехова. A 2003 год объединил сразу несколько важных
для отечественной культуры дат. Исполняется 100
лет со времени написания Чеховым его последней
пьесы «Вишневый сад», 99 лет – первой
постановке этой пьесы на сцене Художественного
театра.
Все это – несомненный повод для того, чтобы еще
раз поговорить о Чехове, чья жизнь и творчество,
несмотря на все перипетии нашей истории,
остаются первейшим примером интеллигентного,
умного и мужественного отношения к миру и своим
занятиям.
На этой полосе мы печатаем малоизвестную его
статью об ораторском искусстве.
Далее во вкладыше мы публикуем извлечения из
чудесной статьи одного из лучших историографов
Художественного театра – Николая Ефимовича
Эфроса – 80 лет со дня смерти которого также
исполняется в 2003 году.
А.П.ЧЕХОВ
Хорошая новость
В Московском университете с конца
прошлого года преподается студентам декламация,
то есть искусство говорить красиво и
выразительно. Нельзя не порадоваться этому
прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим
поговорить и послушать, но ораторское искусство
у нас в совершенном загоне. В земских и
дворянских собраниях, ученых заседаниях, на
парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим
или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув
брады», не зная, куда девать руки; нам говорят
слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем
говорить коротко и не знакомы с той грацией речи,
когда при наименьшей затрате сил достигается
известный эффект non multum sed multa (немного (по
количеству), но многое (по содержанию) (лат.)). У
нас много присяжных поверенных, прокуроров,
профессоров, проповедников, в которых по
существу их профессии должно бы предполагать
ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые
называются «говорильнями», потому что в них по
обязанностям службы много и долго говорят, но у
нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли
ясно, коротко и просто. В обеих столицах
насчитывают всего-навсего настоящих ораторов
пять-шесть, а о провинциальных златоустах что-то
не слыхать. На кафедрах у нас сидят заики и
шептуны, которых можно слушать и понимать, только
приспособившись к ним, на литературных вечерах
дозволяется читать даже очень плохо, так как
публика давно уже привыкла к этому, и когда
читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не
слушает, а только смотрит. Ходит анекдот про
некоего капитана, который будто бы, когда
товарища его опускали в могилу, собирался
прочесть длинную речь, но выговорил «будь
здоров!», крякнул — и больше ничего не сказал.
Нечто подобное рассказывают про почтенного В.В.
Стасова, который несколько лет назад в Клубе
художников, желая прочесть лекцию, минут пять
изображал из себя молчаливую, смущенную статую;
постоял на эстраде, помялся, да с тем и ушел, не
сказав ни одного слова. А сколько анекдотов можно
было бы рассказать про адвокатов, вызывавших
своим косноязычием смех даже у подсудимого, про
жрецов науки, которые «изводили» своих
слушателей и в конце концов возбуждали к науке
полнейшее отвращение. Мы люди бесстрастные,
скучные; в наших жилах давно уже запеклась кровь
от скуки. Мы не гоняемся за наслаждениями и не
ищем их, и нас поэтому нисколько не тревожит, что
мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем
себя одного из высших и благороднейших
наслаждений, доступных человеку. Но если не
хочется наслаждаться, то по крайней мере не
мешало бы вспомнить, что во все времена богатство
языка и ораторское искусство шли рядом. В
обществе, где презирается истинное красноречие,
царят риторика, ханжество слова или пошлое
краснобайство. И в древности, и в новейшее время
ораторство было одним из сильнейших рычагов
культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой
религии не был в то же время и увлекательным
оратором. Все лучшие государственные люди в
эпоху процветания государств, лучшие философы,
поэты, реформаторы были в то же время и лучшими
ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь
ко всякой карьере, и искусство говорить
считалось обязательным. Быть может, и мы
когда-нибудь дождемся, что наши юристы,
профессора и вообще должностные лица, обязанные
по службе говорить не только учено, но и
вразумительно и красиво, не станут оправдываться
тем, что они «не умеют» говорить. В сущности ведь
для интеллигентного человека дурно говорить
должно бы считаться таким же неприличием, как не
уметь читать и писать, и в деле образования и
воспитания — обучение красноречию следовало бы
считать неизбежным. В этом отношении почин
Московского университета является серьезным
шагом вперед.
Из писем А.П. Чехова
У Вас так много определений, что
вниманию читателя трудно разобраться и оно
утомляется. Понятно, когда я пишу: «человек сел на
траву»; это понятно, потому что ясно и не
задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и
тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий,
узкогрудый, среднего роста человек с рыжей
бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами
траву, сел бесшумно, робко и пугливо
оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу,
а беллетристика должна укладываться сразу, в
секунду.
Письмо А.М. Пешкову, 3 сентября 1899 г.
* * *
Знаки препинания, служащие нотами при
чтении, расставлены у Вас, как пуговицы на
мундире гоголевского городничего. Изобилие
многоточий и отсутствие точек.
Эти пустяки, по моему мнению, испортят Вам музыку.
Письмо Н.А. Хлопову, 13 февраля 1888 г.
|