МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
О.А.ЕРЕМИНА
Особенности стиля пушкинской прозы:
«Дубровский»
6 класс
Стиль – пошиб;
род, образ, вкус, манера.
В.И. Даль
Изучая в школе произведения
выдающихся художников слова, мы формируем в
сознании детей языковую норму, учим их видеть в
речи характерные черты эпохи и авторские
особенности.
При работе со стилем литературного произведения
в школе мы часто говорим о лексике и фразеологии,
наблюдаем за новаторством автора в
словообразовании, анализируем портретные и
речевые характеристики героев, ищем в тексте
оценочные слова, эпитеты, сравнения, метафоры и
проч. Однако все эти средства объединяет в текст
только ткань синтаксиса, который является
главным конструктивным элементом стиля.
В соответствии с программой по
литературе под редакцией В.Я. Коровиной повесть
А.С. Пушкина «Дубровский» изучается уже в 6-м
классе. Предлагаю серию упражнений, которые
соответствуют основным темам программы по
русскому языку, связанным с изучением
синтаксиса. В упражнениях используются
фрагменты из текста повести «Дубровский». После
их выполнения можно будет сделать выводы о том, из
каких элементов складываются лаконизм и
динамика пушкинской прозы.
Эти упражнения целесообразно
выполнять на уроках русского языка или на
дополнительных или факультативных занятиях параллельно
изучению романа; однако к ним можно обращаться и
при повторении соответствующих разделов
синтаксиса и пунктуации. Выбор материала во
многом обусловлен темами, уже изученными к
шестому классу. В упражнения не включена работа с
обособленными определениями, выраженными
причастными оборотами, и обособленными
обстоятельствами, выраженными деепричастными
оборотами, так как этот материал не входит в
программу 6-го класса.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Спишите предложения, вставляя
пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую
основу. Объясните слова заседатель, небрежение,
сделалось смятение.
1. Неч_янный случай все расстроил и
перем_нил. 2. Слуга снова поск_кал. 3. Таковой
ласковый прием приятно изумил зас_дателя. 4.
Владимир упрекал себя в преступном небр_жении. 5.
Сделалось см_тение.
2. Прочитайте предложения, ставя
глаголы в форму прошедшего времени.
Спишите три последних предложения, подчеркните
грамматические основы. Выпишите из этих
предложений глаголы и разберите их по составу.
1. Дубровский со своим кучером (поймать)
из них двоих и (привести) их связанных к себе на
двор. 2. Кирила Петрович, встав из-за стола,
(отпустить) гостей и (отправиться) спать. 3.
(Подняться) ветер. В одну минуту пламя (охватить)
весь дом. Красный дым (виться) над кровлею.
3. Прочитайте. Определите
количество грамматических основ в каждом
предложении. Как называются такие предложения?
Выпишите предложения, в которых есть союзы а, но.
Подчеркните грамматические основы. Обведите
кружочком союзы, которые соединяют простые
предложения в составе сложного.
1. Кирила Петрович громко смеялся при
дерзком замечании своего холопа, а гости вослед
за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка
псаря могла отнестися и к ним. 2. Между тем Андрей
Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. 3.
Кирила Петрович оделся и выехал на охоту с
обыкновенной своей пышностию, но охота не
удалась. 4. Вдруг раздалась духовая музыка, и
шестивесельная лодка причалила к самой беседке.
5. Скоро загремела музыка, двери в залу
отворились, и бал завязался.
4. Спишите предложения,
расставляя знаки препинания. Вставьте
пропущенные буквы. В конце каждого предложения
укажите цифрой количество грамматических основ.
Объясните выражения закладывали карету,
остервенелые солдаты.
1. Кузнец уш_л пожар свирепствовал еще
несколько времени. Наконец унялся и груды углей
без пламени ярко г_рели в т_мноте ночи и около них
бродили пог_релые ж_тели Кистеневки.
2. Кирила Петрович ходил взад и вперед
по зале, громче обыкновенного насвистывая свою
песню; весь дом был в дв_жении слуги бегали девки
суетились в сарае кучера закладывали карету на
дворе т_лпился народ.
3. Между с_лдатами произошло смятение
но офицер бросился вперед с_лдаты за ним
последовали и сб_жали в ров; разбойники
выстр_лили в них из ружей и пистолетов и стали с
топ_рами в руках защ_щать вал на который лезли
остервенелые с_лдаты, оставя во рву человек
двадцать раненых товарищей.
5. Прочитайте предложение.
Найдите и выпишите грамматические основы.
Определите время глаголов.
Автор в одном предложении употребляет глаголы в
разном времени. Какого эффекта достигает автор?
Несколько дней спустя после приезда
учителя Троекуров вспомнил о нем и вознамерился
угостить его в медвежьей комнате: для сего,
призвав его однажды утром, повел он его с собой
темными коридорами; вдруг боковая дверь
отворилась, двое слуг вталкивают в нее француза и
запирают ее на ключ.
Динамика – движение, действие,
развитие.
Динамичный – богатый движением, действием.
Можно ли назвать прозу А.С. Пушкина динамичной?
Использование слов какой части речи определяет
динамику пушкинской прозы?
6. Спишите. Подчеркните
однородные члены как члены предложения.
1. Его богатство, знатный род и связи
давали ему большой вес в губерниях, где
находилось его имение. 2. Исправник струсил,
поклонился, улыбнулся, заикнулся и произнес
наконец: – Постараемся, ваше превосходительство.
3. Владимир, оставшись один, написал просьбу об
отпуске, закурил трубку и погрузился в глубокие
размышления. 4. Начальник шайки славился умом,
отважностью и каким-то великодушием.
7. Спишите предложение,
расставляя знаки препинания. Подчеркните
грамматические основы. Сколько простых
предложений в составе этого сложного
предложения? В каком из простых предложений есть
однородные сказуемые? Назовите их.
Вдруг он поднял голову глаза его
засверкали он топнул ногой оттолкнул секретаря с
такою силою что тот упал и, схватив чернильницу,
пустил ею в заседателя.
8. Прочитайте предложения.
Найдите в них однородные члены. Какими членами
предложения они являются?
Выпишите предложение с повторяющимися союзами.
Подчеркните в нем грамматическую основу и
однородные члены. Какими членами предложения они
являются?
1. Сей учитель понравился Кириле
Петровичу своей приятной наружностью и простым
обращением. 2. Она не заметила ни впечатления, ею
произведенного на monsieur Дефоржа, ни его смущения,
ни его трепета, ни изменившегося голоса. 3. Звон
тарелок и ложек слился с шумным говором гостей. 4.
В это время дверь одного из шалашей отворилась, и
старушка в белом чепце, приятно и чопорно одетая,
показалась у порога.
9. Спишите предложение,
расставляя пропущенные запятые. Проведите
синтаксический разбор предложения.
Перед домом в темноте разноцветные
огни вспыхнули завертелись поднялись вверх
колосьями пальмами фонтанами посыпались дождем
звездами угасали и снова вспыхивали.
10. Прочитайте описание
Покровского. Выпишите прилагательные с
существительными, к которым они относятся.
Какими членами предложения являются эти
прилагательные?
В выписанных словосочетаниях подчеркните
знакомые вам орфограммы.
Он ехал берегом широкого озера, из
которого вытекала речка и вдали извивалась между
холмами; на одном из них над густою зеленью рощи
возвышалась зеленая кровля и бельведер
огромного каменного дома; на другом – пятиглавая
церковь и старинная колокольня; около разбросаны
были деревенские избы с их огородами и
колодезями.
11. Прочитайте описание имения
Дубровских. Вместо точек вставьте нужные
прилагательные, изменяя их форму.
Спишите, подчеркивая прилагательные как члены
предложения.
Вспомните, что такое эпитет. Можно ли назвать
пушкинские определения эпитетами?
Выехав из деревни, поднялись они на
гору, и Владимир увидел … ... рощу и влево на ... …
месте … домик с ... … кровлею; сердце в нем
забилось. Перед собой видел он Кистеневку и … ...
дом своего отца.
Слова для справок: открытый,
бедный, серенький, березовый, красный.
12. Прочитайте предложения,
вставляя вместо точек подходящие определения.
1. Посреди … ... леса на … ... лужайке
возвышалось ...… земляное укрепление, состоящее
из вала и рва, за коими находилось несколько
шалашей и землянок.
Слова для справок: темного,
дремучего, высокого; узкой, светлой, прекрасной;
мощное, грозное, маленькое.
2. Луна сияла, … ... ночь была тиха,
изредка подымался ветерок, и … ... шорох пробегал
по всему саду.
Слова для справок: летняя,
роскошная, июльская, лунная; таинственный,
легкий, тихий, загадочный.
Запишите предложения. Сверьте свой
вариант с текстом повести «Дубровский».
Лаконизм – краткость и четкость
изложения.
Лаконичный – отличающийся лаконизмом,
немногословный.
С помощью каких средств достигает А.С.
Пушкин лаконичности изложения?
13. Прочитайте. Какие герои
повести произносят эти реплики?
Составьте схему второго предложения. Обратите
внимание на определения к слову голос (голосом).
Запишите пять своих определений к этому слову.
1. – Батюшка ты наш, – сказала она
пискливым голосом, – погубишь ты свою головушку!
Кирила Петрович съест нас.
2. – У меня, Кирила Петрович, – пропищал
толстый дамский голос, – в прошлый вторник
обедал он у меня….
14. Прочитайте. Каким прекрасным
заведением гордился Троекуров?
Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая
орфограммы.
Какие слова можно назвать устаревшими? Какими
членами предложения они являются? Устно замените
их подходящими по смыслу современными словами;
определите, какой частью речи они являются.
Кирила Петрович г_рдился сим
прекрасным зав_дением и никогда не упускал
случая похвастаться оным перед св_ими г_стями, из
коих каждый осматривал его по крайней мере уже в
дв_дцатый раз.
15. Спишите предложения, вставляя
пропущенные буквы. Подчеркните грамматические
основы. Будьте внимательны при выделении
сказуемых.
1. Любопытство ее было сильно
в_збуждено. 2. Марья Кириловна жадно
в_спользовалась позв_лением уд_литься. 3. Но едва
успел он выехать со двора, как отец ее в_шел и
напрямик велел ей быть готовой на завтрашний
день. 4. Мальчик поднял кольцо, во весь дух
пустился б_жать и в три минуты оч_тился у
заветного дер_ва. 5. Гости почитали обязанностью
восх_щаться псарнею Кирилы Петровича. Один
Дубровский м_лчал и хмурился. Он был г_рячий
охотник.
16. Ответьте письменно на вопросы.
Какие качества являются отличительной
особенностью пушкинской прозы? Какими
средствами Пушкин этого достигает?
Методический комментарий
Основными особенностями пушкинской
прозы являются ее динамика и лаконизм.
Упражнения выстроены так, чтобы дети могли
самостоятельно сделать этот вывод.
Упражнения 1 и 2 направлены на работу с
грамматической основой простого предложения.
Одновременно мы обращаем внимание на то, что эти
предложения очень короткие.
Упражнения 3 и 4 тренируют умение
определять грамматические основы в сложном
предложении. Обращаем внимание детей на быструю
смену картин перед читателем. Упражнение 3
осложнено заданием выделить союзы, соединяющие
простые предложения в составе сложного.
Упражнение 4 нацелено на внимание к знакам
препинания в сложном предложении.
В результате выполнения упражнения 5
ученики делают вывод, что изменение времени
глагола с прошедшего на настоящее создает
впечатление стремительности действия. После
знакомства со значением слов динамика и динамичный
ученики самостоятельно приходят к выводу о том,
что проза Пушкина динамична и определяет эту
динамику использование глаголов.
После повторения темы «Однородные
члены» при выполнении упражнения 6 мы переходим к
более сложному заданию: найти простое
предложение с однородными сказуемыми в составе
сложного предложения (упражнение 7). В упражнении
8 работаем с однородными дополнениями и
обстоятельствами.
В 9-м упражнении в одном предложении
скомбинированы однородные сказуемые и
однородные дополнения. После расстановки знаков
препинания учитель может дать задание прочитать
это предложение выразительно, обратит внимание
учеников на краткость, быструю смену картин,
соответствующую содержанию, метафоричность
дополнений и почти полное отсутствие
прилагательных (кроме разноцветные).
Далее мы работаем с прилагательными. В
упражнении 10 выделяем словосочетания
«существительное плюс прилагательное», затем в
упражнении 11 находим место для прилагательных.
Вспоминаем, что эпитет – это художественное,
образное определение предмета или явления,
помогающее живо представить себе этот предмет,
почувствовать отношение автора к нему.
Пушкинские определения предельно точны в
фактическом отношении, так что мы не можем с их
помощью почувствовать отношение автора к
предмету или явлению, которое он описывает. Мы
даже не можем назвать эти определения эпитетами,
так как они не являются образными определениями.
Выполняя следующее упражнение, мы
убеждаемся в этом. В первом предложении мы
выбираем определения дремучего, узкой, маленькое;
во втором – июльская, легкий. Если дети во
втором предложении предлагают варианты лунная
или тихий, обращаем их внимание на
тавтологию.
В результате мы приходим к выводу, что
пушкинская проза лаконична. Это достигается за
счет тщательного подбора однородных членов
предложения и использования небольшого
количества точных и конкретных определений.
В упражнении 13 повторяем знаки
препинания при прямой речи и обращаем внимание
на слова автора, с помощью которых вводится
прямая речь, на прилагательные пискливый и толстый
дамский голос. В качестве задания на развитие
речи предлагаем подобрать собственные
определения к существительному голос.
В упражнении 14 обратим внимание на
употребление устаревших местоимений сим, оным,
коих. Если ученики затрудняются, помогаем им
подобрать соответствующие современные
определения этим, им, которым. Это
упражнение поможет легче воспринимать архаичные
местоимения и в то же время расширит активный
словарный запас ученика.
Упражнение 15 может быть сложно для
шестиклассников. В прозе Пушкина встречается
большое количество составных именных и
составных глагольных сказуемых. Если на уроках
шестиклассники еще не изучали эти виды
сказуемых, то при выполнении этого упражнения
можно обратить внимание на необычность
сказуемых в данных предложениях.
Работа со значением слов динамика
и лаконизм, выводы, которые ученики делали
самостоятельно после упражнений 5 и 12, помогут им
самостоятельно ответить на вопросы итогового
упражнения.
|